Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАУКА И ТЕХНИКА В ПЕРИОД



2019-11-21 188 Обсуждений (0)
НАУКА И ТЕХНИКА В ПЕРИОД 0.00 из 5.00 0 оценок




В. В. Офицеров

 

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

 

Конспект лекций

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ

2008

 

УДК 001(09)+62(09) (075)

ББК 72.3+3 я73

О 91

 

 

Рецензенты:

В.И. Матюхин, канд. техн. наук, доц. СибАДИ;

Б.И. Калмин, канд. техн. наук, доц. СибАДИ.

 

 

Офицеров, В.В.

О 91 История науки и техники: конспект лекций / В.В. Офицеров. – Омск:
Изд-во ОмГТУ, 2008. 56 с.

 

 

Рассматриваются основные этапы развития научного и технического становления нашей цивилизации. Интервал обзора основных научно-технических достижений ограничен XVI–XXI вв., Учебное пособие соответствует требованиям государственного стандарта по специальности и рабочей программе. Изложенный материал призван способствовать развитию понимания того бесценного вклада в развитие науки и техники, который оставили светлые умы XVI–XIX вв. для прогресса и достижений науки XXI столетия.

Конспект лекций предназначен для студентов специальности 070601 «Дизайн», 032401 «Реклама» очной, заочной и дистанционной формы обучения. Может быть полезен студентам других специальностей, изучающих вопросы научно-технического развития современной цивилизации.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ.

УДК 001(09)+62(09) (075)

ББК 72.3+3 я73

 

 

© Омский государственный

                                                             технический университет, 2008

 


ВВЕДЕНИЕ

По общепринятому определению наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая си­стематизация объективных знаний о действи­тельности; одна из форм общественного сознания. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира, обозначение отдельных отраслей научного зна­ния. Непосредственные цели науки – описание, объяс­нение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на ес­тественные, общественные и технические науки. Наука неизбежно связана с философией, идеологией и политикой того общественного строя, в котором она развивается, что предопределяет важную мировоззренческую роль естественных наук. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями обществ, практики, начала складываться с XIV–XVII вв. и в ходе исторического развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказы­вающий значительное влияние на все сферы общества.

Объём научной деятельности с XVII в. удваива­ется примерно каждые 10–15 лет (рост от­крытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению её струк­туры, принципов познания, категорий и мето­дов, а также форм её организации. Для науки харак­терно диалектическое сочетание процессов её диф­ференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

В условиях научно-технической революции сложилась единая система «наука – техника – производство», в которой науке при­надлежит ведущая роль. В современном мире сформировался термин «информационный бум», свидетельствующий о лавинообразном росте информации. В различных отраслях науки и техники объем поступающей информации, разумеется, колеблется в широком диапазоне. Полиграфия в этом отношении представляет наглядный пример структурного и идеологического преобразования производства, связанный с внедрением компьютерных технологий, лазерной и микропроцессорной техники.

Исторически сложившееся понятие «техника» (от греч. techne – искусство, мастерство), определяется как совокупность средств, создавае­мых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение – полная или частич­ная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Нередко термин «техника» употребляют также для совокупной характе­ристики навыков и приёмов, используемых в каком-либо деле или в искусстве (например, техника делопроизводства, техника игры на фортепьяно).

Различают технику произ­водственную, в т. ч. энергетические машины, ме­ханизмы, инструменты, аппаратуру управления машинами и технологическими процессами, произ­водственные здания и сооружения, средства транс­порта, связи и т. д., и непроизводственную (быто­вая, коммунальная, научных исследований, образования и культуры, военная, медицинская, спортивная и др. техника). Современная техника. характеризуется : ускорением темпов её модернизации, созда­нием новых техн. средств, стандартизацией и унификацией, интенсивным развитием энер­гетики (в т. ч. ядерной), радиоэлектроники, широким использованием средств автоматики, телемеханики, ЭВМ и др.

Философское понимание термина «история» (от греч. historia – рассказ о про­шедшем, об узнанном) трактуется как процесс изучения развития природы и общества в целом и в частных приложениях. Например, история развитие науки и техники, позволяет создать общую картину развития современной технической цивилизации, осознать масштабы преобразований в развитии общественных и производственных отношений, оценить вклад предшествующих поколений в создание современной науки и техники.

Описание прошлого и современного состояния науки и техники позволяет осознать культуру исторического развития человечества. Исторический характер развития современной цивилизации показывает, что опыт прошлых поколений в поисках философской, научной или технической истины безусловно отражается на достижениях потомков практически во всех сферах деятельности.

Историческим сведениям о населении Земли, истокам познания в области естествознания, этики и эстетики, начал геометрии, и попыткам понять природу вещей современный научный мир обязан трудам древних философов. Пусть наивные, с нашей современной точки зрения, описания природы вещей явились толчком для понимания более высокого уровня научного мировоззрения.

Научная революция XVII в. раскрыла таланты новых исследователей, среди которых такие светила науки как Г. Галилей, И. Кеплер, Ф. Бекон, И. Ньютон, Г.В. Лейбниц и другие. Работы этих ученых заложили фундамент будущих открытий, позволили добиться новых достижений в европейской науке XVIII–XX вв.

 

 

НАУКА И ТЕХНИКА В ПЕРИОД



2019-11-21 188 Обсуждений (0)
НАУКА И ТЕХНИКА В ПЕРИОД 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАУКА И ТЕХНИКА В ПЕРИОД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)