Использование силы воды
В первой русской печатной газете «Ведомости», издававшейся при Петре I, часто встречаются упоминания о мельницах, но в непривычных нам словосочетаниях: «бумажные мельницы», «мельница для валяния сукон», «пильная мельница», «пороховая мельница». Это было свойственно не только русскому языку XVII–XVIII вв. Поскольку устройства, использующие силу ветра и воды, раньше всего стали применяться в мукомольном деле, слово «мельница» во всех европейских языках приобрело потом более широкое значение. Водяные двигатели получили в мануфактурный период распространение во всех отраслях производства – при переработке сельскохозяйственных продуктов (в мукомольном деле, на крупорушках, маслобойках и т. д.), в текстильной промышленности (на шелкокрутильнях, сукновалках), а также на лесопилках, при производстве бумаги, пороха и т. д. Много усилий изобретатели потратили на пути несбыточных поисков вечного двигателя, т. е. такой машины, которая, не. получая извне никакой энергии, сама по себе способна действовать неограниченное время (пока не испортятся ее детали) и производить полезную работу. Мечта о создании вечного двигателя (по латыни perpetuum-mobile –«перпетуум мобиле») родилась еще в XII в. В мануфактурный период было выдвинуто множество проектов такого двигателя. Их авторами были даже видные деятели науки и техники такие, как Дж. Кардано итальянский математик, философ и врач, российский изобретатель И. П. Кулибин и другие. В 1775 г. (т. е. еще до открытия закона сохранения энергии, в свете которого стала окончательно ясна нелепость идеи вечного двигателя) Парижская академия наук приняла решение не рассматривать любые проекты этого рода, как противоречащие здравому смыслу.
Горное дело и металлургия ВXV–XVIIIвв. во всех европейских странах наблюдается рост размеров доменных печей и использование более разнообразных, чем прежде, сортов железных руд. Использовалось три способа изготовления стали: в кричных горнах путем передела особых сортов чугуна; поверхностным науглероживанием железных изделий (цементацией) в специальных печах и плавкою металла в тиглях (литая сталь). Из меди выделывались различные сплавы: бронза, латунь, колокольный металл, металл для подшипников и т. д. В России в XVIII в. получила большое развитие выплавка, цветных и драгоценных металлов из полиметаллических руд наУрале и на Алтае. С 40-х гг. XVIII в., когда стало разрабатываться Змеиногорское месторождение, добыча серебра стала основой алтайского горного дела. Важнейшим сереброплавильным заводом на Алтае был Барнаульский.
Металлообработка В мануфактурный период изготовление металлических инструментов и деталей механизмов продолжало производиться вручную. Непрерывный рост применения черных, цветных и драгоценных металлов сделал необходимым усовершенствование техники металлообработки. Токарный станок, возникший в свое время как универсальный механизм для выточки изделий из Дерева, кости и других материалов, находит все большее применение в области металлообработки. Усовершенствование токарных станков с ручным и ножным приводами для вытачивания сложных фигурных изделий, нарезки винтов и т. д. начиная с XVI в. происходит все быстрее. Разработка Нартовым и другими современными ему механиками усовершенствованных конструкций суппорта (с 20-х гг. XVIII в.) имела важное значение для будущего. Изготовление металлических цилиндров насосов (а потом, со второй половины XVIII в., также цилиндров паровых машин и поршневых воздуходувок) было бы невозможно без наличия мощных вододействующих сверлильных станов. Литейное дело Очень большое значение приобрело литейное дело (во-первых, литье бронзы и других медных сплавов, во-вторых, литье чугуна). В России с XV в. существовала отливка как колоколов, так и артиллерийских орудий. В 30-х гг. XVI в. в Москве было отлито 2 больших колокола весом в 500 и 1000 пудов. Знаменитый «литец» Андрей Чохов, упоминаемый с 60-х гг. XVI в., много десятилетий занимался отливкой пушек и колоколов. Он создал целую школу искусных литейщиков.
Текстильное производство В развитии техники текстильного производства и было сделано немало нововведений. Это относится, прежде всего, к шелковойпромышленности. Еще в XIV в. В итальянском шелковом производстве стали распространяться «крутильные мельницы», первоначально с ручным приводом. В XV в. появилась самопрялка (с ручным приводом). Она позволила осуществлять одновременно крутку и намотку нити. В средние века хлопчатобумажные ткани ввозились в Европу с Востока. Западноевропейские названия ситца и других хлопчатобумажных тканей показывают, что они стали известны в первую очередь как индийский товар. И в русском языке слово «коленкор», например, происходит от имени города Калькутты. Бенгальское название пестрой хлопчатобумажной ткани – «читс» голландцы переделали на «сите». Отсюда и русское «ситец».
Водный транспорт Средства транспорта и связи предшествующего периода уже не удовлетворяли потребностей производства в мануфактурный период с его расширенным разделением общественного труда, с его концентрацией средств труда и рабочих, с его колониальными рынками. По-прежнему главную роль играли водные пути – речные и морские. На кораблях стали применять как прямые, так и косые (треугольные) паруса. В дальнейшем происходило увеличение грузоподъемности судов, их маневренности и скорости. В XVII в. Голландией впервые были организованы регулярные рейсы торговых судов в некоторые порты Франции, а в начале XVIII в. англичане ввели в практику рейсы специальных почтовых судов, как в европейские страны, так и в свои колониальные владения. В России строительство регулярного военного и торгового морского флота началось при Петре I . Во внешней торговле России в первой половине XIX столетия импорт неизменно превышал экспорт. Главным торговым партнёром России по-прежнему оставалась Англия, однако связи были установлены со многими европейскими и азиатскими странами. Русская буржуазия в то время ещё не могла претендовать на завоевание международных рынков, и в экспорте преобладали хлеб, лес, пенька, кожи, лён. Небольшая часть промышленной продукции российских предприятий продавалась в Китай, Иран, Турцию, но и в этих странах отечественные товары не могли составить конкуренцию аналогичным западным. В 1837 г. между Санкт-Петербургом и Царским Селом была построена первая в России железная дорога. Вскоре началось строительство железнодорожной ветки между Москвой и Санкт-Петербургом, закончившееся в 1851 г. К 1861 г. протяжённость железнодорожных линий составляла всего 1,5 тыс. вёрст. При Петре I были также впервые выдвинуты смелые проекты сооружения Беломорско-Балтийского водного пути и Волго-Донского канала (правда, так и не осуществленные в условиях царской России). Было начато строительство Ладожского обводного канала длиной в 111 км, законченное в 1730 г. Сельское хозяйство Сельское хозяйство было той сферой материального производства, где традиции предыдущего периода были особенно устойчивыми. Тормозящее влияние феодально-крепостнических порядков сказывалось здесь сильнее всего. Однако в сельском хозяйстве стран Старого Света после великих географических открытий и установления постоянных связей с Южной, Центральной и Северной Америкой был освоен ряд новых полевых и огородных культур. Наиболее важными источниками этих растений оказались центрально-американский и мексиканский районы, в которых с древних времен разводились кукуруза, тыква, помидоры, какао, фасоль, табак, хлопчатник, а также южноамериканский район (современные Перу и Бразилия), где культивировалось до 40 видов полезных растений, главными из которых были картофель и кукуруза. Вводились в практику новые типы сельскохозяйственных орудий. Значительно усовершенствован был плуг. Вводятся новые типы сеялок, молотилок, соломорезок и т. д. Вопросы к разделу
1. Какие условия способствовали необходимости промышленной революции? 2. И.П. Кулибин и его вклад в развитие науки и техники. 3. М.В. Ломоносов и его роль в развитии науки России. 4. Просветители и ученые XIV – XVII вв. 5. Влияние церкви на научно-технический прогресс 6. Основные причины, вызвавшие переход к машинному производству. 7. Появление вольнонаемных рабочих. 8. Основные направления в развитии машинной техники мануфактурного 9. А.К. Нартов и его роль в развитии техники. 10. Использование сил воды и ветра. 11. Развитие горного дела и металлургии. 12. Достижения в области металлообработки. 13. Развитие литейного дела. 14. Развитие текстильного производства. 15. Развитие водного транспорта. 16. Успехи в развитии сухопутного транспорта. 17. Развитие дорожного строительства. 18. Успехи в развитии сельского хозяйства.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |