Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И «Любовь поэта» Роберта Шумана.



2019-11-21 320 Обсуждений (0)
И «Любовь поэта» Роберта Шумана. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вокальный цикл «Любовь поэта»

 

Учебное пособие

по Зарубежной музыкальной литературе

для средних профессиональных учебных заведений

 

 

Автор: преподаватель ТО

Голубева Г.Б.

 

 

Озерск

2009 г.


 

Пояснительная записка.

В последние годы, в связи с насущными требованиями разностороннего эстетического воспитания студентов, значительно расширились, а в чем-то и трансформировались цели и задачи многих предметов, в том числе и музыкальной литературы.

Глубокое осмысление музыкального текста, внедрение научного метода анализа в учебную практику требует включения широкого художественного и культурного контекста, более глубоких межпредметных связей. В частности, анализ вокальной музыки предполагает знания литературных первоисточников, представления об эстетических предпочтениях культурной среды, владение навыком сравнительного анализа литературного и музыкального произведений.

Вместе с тем, очевидно то, что традиционная учебная литература не решает поставленных задач ни информационном, ни в методологическом планах. В этой ситуации особую актуальность приобретает современный педагогический опыт обобщения и анализа программных произведений.

Данное учебное пособие предназначено для студентов II курса теоретического и исполнительских отделений в качестве дополнительного учебного материала в курсе зарубежной музыкальной литературы.


 

Введение

Поэзия в музыке – неисчерпаемая тема. Ей, поэзии, обязана своим рождением целая область музыки – камерно-вокальная лирика, романсная, песенная классика.

У каждого композитора, работавшего в этом жанре, складывается свой субъективный круг чтения, свой мир поэзии, определяемый воспитанием, средой, вкусами современников. Но есть поэтические имена, их немного в европейской литературе, которые стали «властителями дум» нескольких поколений, целой эпохи, и более того, авторами поэзии «на все времена». К таким явлениям принадлежат: Пушкин – в русской музыке; Гете, Гейне – в западноевропейской музыкальной лирике.

Гейне – один из самых ценимых лирических поэтов. И не только в музыке. В русской поэзии XIX  века он пришел к российскому читателю многочисленных переводах знаменитых поэтов: Лермонтова, Тютчева, Тургенева, Толстого, Блока. Самым знаменитым является стихотворение «Сосна» из «Лирического интермеццо» в конгениальном переводе Лермонтова «На севере диком…». В музыке есть свои вершинные интерпретации, в числе которых романсы Чайковского, хоры Танеева. В западноевропейской музыке такой вершиной признан вокальный цикл Шумана «Любовь поэта».

Темой данной работы является сравнительный анализ поэтического произведения Гейне «Лирического интермеццо» и вокального цикла Шумана, представляющего музыкальную версию гейневского текста. Значительную часть работы представляет истолкование музыкального и поэтического плана каждой песни. В приложении к работе дан гармонический анализ избранных песен.


 

Гейне в музыке

 

Гейне ценят, прежде всего, как великого лирического поэта. Он один из тех поэтов мировой поэтической классики, на стихи которых писали музыку крупнейшие композиторы XIX и XX веков.

На его творчество отзывались такие западноевропейские композиторы, как Бетховен, Мендельсон-Бартольди, Григ.

На стихи поэта созданы музыкальные шедевры. Это песни Шуберта, вокальные циклы Шумана, романсы Грига («Слышу ли песни звуки»), Чайковского, Рахманинова.

Первым равноценным прочтением является песня «Двойник» Шуберта из цикла «Лебединая песня». После смерти композитора среди его рукописей нашли ряд замечательных песен, созданных в последние полтора года его жизни. Издатели произвольно объединили эти песни в один сборник, снабдив его типичным для эпохи чувствительного бюргерского романса заголовком «Лебединая песня».

В этом цикле представлено 6 песен на стихи Гейне из цикла «Лирическое интермеццо». Это – «На чужбине», «Отъезд», «Атлант», «Ее портрет», «Рыбачка», «Город», «У моря». «Двойник» – одна из наиболее знаменитых песен композитора. Многое в творчестве Гейне было близко Шуберту. Стихотворения Гейне богаты подтекстом, далеко выводящего смысл стихотворения за пределы любовной лирики, и становятся истинной целью композитора. Любовная драма оказывается в такой трактовке только поводом к раскрытию более существенных сторон конфликта с окружающим миром. В образе покинутого обездоленного возлюбленного перед слушателем предстает человек, страдающий от несправедливости жизненного уклада в целом. Так любовная лирика сближается с лирикой гражданственной, лирикой социального протеста.

В песне «Двойник» затронуты темы одиночества, трагической обреченности. Шуберт, раскрывая образ, обращается к универсальным музыкальным средствам, восходящим к баховскому барокко: это риторическая фигура распятия во вcтуплении, а также вариации на basso ostinato, как форма второго плана. Образ трагического оцепенения автор передает декламацией, детально следуя речевому произношению. Выразительно и тональная семантика. К «пассионной» тональности h-moll композитор обращался неоднократно (достаточно вспомнить «Неоконченную» симфонию). Кульминация создается не столько мелодическими средствами, сколько тональными. Так слова: «Мне страшно взглянуть на лик тот бледный» подчеркнуты модуляцией в мрачную тональность dis-moll. «Двойник» – одна из самых выразительных трагических песен в классической музыке. Вместе с «Двойником» Шуберт написал еще ряд трагических произведений, в числе которых вокальный цикл «Зимний путь».

Из замечательных, ярких сочинений западноевропейской музыке можно отметить песню Листа «Приди, о приди ко мне» и вокальную балладу «Лорелея».

В многообразном творческом наследии Листа песни занимают совершенно особое место. Его песни достаточно самобытны, привлекательны, богаты поэтическими ассоциациями. В них много оригинальных находок, свежих музыкальных характеристик, образно-психологических прозрений. Лишь перешагнув рубеж 30-летия, в середине 1840-х годов, лист осмелился опубликовать свои ранние редакции песен на слова Гюго, Гейне, Гете и Шиллера. Лист был очень разборчив и стремился к высоким поэтическим образцам.

Стремление воплотить характерное содержание стиха сказывается и в известной песне Листа «Лорелея» на слова Гейне. Простой и вместе с тем романтически-возвышенный сюжет, основанный на народном предании, получает здесь удивительно тонкое отражение. Перед нами и образ прекрасной Лорелеи, и тихое течение Рейна в предвечернем сумраке, и раскаты волн, поглотившие плывущего в лодке рыбака. Сперва речитатив, затем рассказ и песня в духе баркаролы (что более всего соответствует образу реки, тихому и ровному плеску волн), далее эпизод, воссоздающий картину гибели рыбака в бурных волнах (тремоло и хроматические ходы в нижнем регистре – раскаты волн), и, наконец, реприза – снова спокойное движение баркаролы, снова Рейн, медленно и величаво катящий свои воды. Стихотворение Гейне Лист трактует в широкой поэмной манере, органически сочетая декламационный, речитативный склад мелодии с песенным, развернутую «открытую» форму с весьма четко разграниченными «замкнутыми» эпизодами.

 

Особую главу составляет тема «Гейне в русской культуре». Поэзию Гейне знают и любят в России. Еще при жизни были переведены «Книга песен» и другие стихи. Еще при жизни поэта многие стихи пришли к российскому читателю в переводах Павловой, Григорьева, Мея, Михайлова, Анненского, Плещеева, Фета, Майкова, Огарева, Добролюбова. К его поэзии обращались и такие знаменитые поэты, как Лермонтов, Тютчев, Тургенев, Толстой, Блок.

Лирическая поэзия Гейне зазвучала и в русском классическом романсе. Имя Гейне можно найти в камерной лирике Варламова, Глинки, Рубинштейна, Римского-Корсакова. На стихи поэта были созданы такие вокальные шедевры, как романсы Чайковского «Отчего?», «Хотел бы в единое слово»; а также такие романсы, как «Глазки весны голубые» и «Она хохотала». В вокальной лирике Рахманинова поэзия Гейне представлена романсом «Дитя, как цветок ты прекрасна».

Отдельные стихи Гейне вызывали устойчивый интерес и поэтов-переводчиков, и композиторов. К таким произведениям относится стихотворение «Сосна» из «Лирического интермеццо». Неугасаемая популярность художественного текста имеет различные мотивы. В данном случае логично предположить, что популярности этого стихотворения способствовал конгениальный перевод Лермонтова: «На севере диком стоит одиноко…». В певучих стихах поэта был воссоздан один из знаменитых образов романтического искусства, раскрывающих тему одиночества. На эти стихи написано много произведений камерной и хоровой музыки, в том числе два хора Танеева: «Сосна» для смешанного хора a’capella и «Сосна» – дуэт для женского хора. А в ХХ веке в отечественной музыке к этому произведению обращались такие композиторы, как Бойко («Сосна» для женского хора a’capella), Кажлаев («Сосна» из цикла «Рождение песни» для смешанного хора с сопровождением), Е.Шапиро («Сосна» для смешанного хора a’capella) и другие.

Вершиной прочтения гейневской поэзии являются песни Шумана. Гейне был в то время известным поэтом, но у Шумана было предубеждение по отношению к поэту. И вот, когда произошла их встреча, Шумана поразила личность Гейне, и даже возникла идея написать цикл «Любовь поэта». И в дальнейшем композитор неоднократно обращался к творчеству Гейне.


 

«Лирическое интермеццо» Генриха Гейне

и «Любовь поэта» Роберта Шумана.



2019-11-21 320 Обсуждений (0)
И «Любовь поэта» Роберта Шумана. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И «Любовь поэта» Роберта Шумана.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)