III. Итоговая часть урока. Рефлексия.
Конспект занятия по математике. (Решение логических задач 7 класс)
Тема урока: Решение логических олимпиадных задач. Вид урока: урок общеметодологической направленности. Цель урока: научить учащихся решать логические задачи. Задачи урока: Образовательные: Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных умений и навыков; формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; формирование межпредметной связи. Развивающие: развить смекалку, сообразительность, логическое мышление; сформировать умение сопоставлять факты, рассуждать, анализировать, делать выводы; развить познавательные и творческие способности учащихся; сформировать способы умственных действий воспроизведения в учебной деятельности логики научного познания. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма, ответственность за результаты своего труда; совершенствовать навыки групповой работы. Прогнозируемые результаты: Предметные: · сформировать у учащихся представление о логических задачах; · формировать умение решать логические задачи повышенной трудности; Метапредметные : · формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации; · способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить способы её осуществления; · умение оценивать себя и результаты своей работы. Технологии, методы и приёмы: системно-деятельностное обучение, проблемное обучение, частично-поисковый метод. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в группах. Раздаточный материал: тексты логических задач.
Ход урока I . Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Организация учащихся на урок. Актуализация опорных знаний. Сегодня «золотой мыслью» нашего занятия будут слова математика Г. Цейтен: «Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах.» Как вы понимаете эти слова? Решим задачу: «Сергей и Оля договорились встретиться на свидании у входа в парк ровно в 9 часов вечера. Но вот ведь незадача, и у Сергея и у Оли часы идут-то неверно! У Сергея часы отстают на 3 минуты, однако он считает наоборот, что они спешат на 2 минуты. У Оли часы спешат на 2 минуты, но она считает, что они отстают на 3 минуты. Как Вы думаете, кто из них опоздает на свидание? Как называются такие задачи? Определение темы урока. -Догадались ли вы какая учебная задача нашего урока? ( научиться решать логические задачи) Сегодня мы будем решать особенные задачи для решения которых вам потребуются не только знания , умения, но и особенное мышление. II . Решение задач. Задача 1 Если дату 10 февраля 2001 года записать в виде 10.02.2001, а затем убрать точки, то получится палиндром (т.е. число, читающееся слева направо и справа налево одинаково). Найдите ближайшую к 10.02.2001 дату, обладающую тем же свойством. Рассмотрите два случая: 1) требуемая дата еще не наступила, 2) требуемая дата уже прошла. Ответ обосновать. Решение Заметим, что при условии, что дата записывается как палиндром, день и месяц однозначно находятся по заданному году. (1): в 2001 году других палиндромов быть не может, а в следующем (2002) году это должен быть 20 день второго месяца. (2): Чтобы дата была как можно ближе к 2001 году, необходимо брать самый большой возможный год, меньший 2001. Вторая цифра года должна быть первой цифрой месяца, то есть 0 или 1, т.к. месяцев не больше 12. В 2000 году палиндрома быть не может (нулевого дня не бывает), следовательно, первые две цифры года - 11 (соответственно, месяц - ноябрь). Третью цифру года нужно взять максимально возможную, т.е. девять, тогда четвертой (так как в ноябре не больше 31 дня) может быть два. Получится дата-палиндром 29.11.1192. Ответ. 1) 20 февраля 2002 2) 29 ноября 1192 года. Задача 2 Кот Матроскин и пес Шарик каждое утро бегают на речку умываться. Они выскакивают из дома одновременно и бегут по одной и той же тропинке. Скорость каждого из них постоянна, но Матроскин бежит в 3 раза быстрее Шарика, зато моется в 2 раза дольше, чем Шарик. Однажды Шарик, прибежав к речке, обнаружил, что не взял с собой полотенце. Он тут же побежал домой, схватил полотенце и прибежал к речке как раз в тот момент, когда Матроскин закончил умываться (бежал Шарик по той же тропинке и с той же скоростью, что и каждое утро). Кто обычно прибегает домой раньше – Шарик или Матроскин или они прибегают домой одновременно? Решение. Разделим дорогу от дома к речке на три участка одинаковой длины (см. рисунок) и эту длину примем за 1.
Задача 3 Футбольный мяч сшит из 32 лоскутков: белых шестиугольников и черных пятиугольников. Каждый черный лоскуток граничит только с белыми, а каждый белый - с тремя черными и тремя белыми. Сколько лоскутков белого цвета? Решение Обозначим искомое число лоскутков белого цвета через x. Тогда лоскутков черного цвета будет 32 - x. Чтобы составить уравнение, подсчитаем двумя способами количество границ белых лоскутков с черными. Каждый белый лоскут граничит с тремя черными, следовательно, число границ равно 3x. С другой стороны, каждый черный лоскут граничит с пятью белыми и число границ равно 5(32 – х). Получаем уравнение 3x = 5(32 – х), т.е. 8х = 160 и х = 20 Задача 4 Инженер ежедневно приезжал на станцию в одно и то же время, и в то же время за ним подъезжала машина, на которой он ехал на завод. Однажды инженер приехал на станцию на 55 мин раньше обычного. Сразу пошел навстречу машине и приехал на завод на 10 мин раньше, чем обычно. Решение За 10 мин машина проходит путь, равный двойному расстоянию от станции до места встречи инженера с машиной. Значит, путь от станции до места встречи машина проходит за 5 мин. На месте встречи машина была за 5 мин до времени обычного приезда инженера на станцию, значит, путь от станции до места встречи инженер шел 55 мин - 5 мин = 50 мин. Следовательно, скорость инженера в 50 : 5 = 10 раз меньше скорости машины
III. Итоговая часть урока. Рефлексия. Рефлексия. · Какие задачи научились решать? · В каком месте возникали трудности? 2. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся на уроке. (поощрение детей, выставление отметок за урок, их комментирование, замечания учащимся). 3. Задание на дом. В вагоне электропоезда ехали из города на дачу две подруги-школьницы. «Я замечаю, – сказала одна из подруг, – что обратные дачные поезда нам встречаются через каждые 5 мин. Как ты думаешь, сколько дачных поездов прибывает в город в течение одного часа, если скорости поездов в обоих направлениях одинаковы?» «Конечно, 12, так как 60 : 5 = 12», – сказала вторая подруга. Но школьница, задавшая вопрос, не согласилась с решением подруги и привела ей свои соображения. А что вы думаете по этому поводу?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |