Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИМЕЧАНИЯ ко второй части



2019-11-22 230 Обсуждений (0)
ПРИМЕЧАНИЯ ко второй части 0.00 из 5.00 0 оценок




Часть вторая

ВРАТА ЕДИНСТВА И ВЕРЫ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ,

НАЗЫВАЕМАЯ "ВОСПИТАНИЕ МАЛЫХ"

Собрана из книг и речений мудрецов великой святости, души их пребывают в Эдене. Основана на первой части молитвы "Шма"1.

"Воспитывай отрока согласно пути его2 - и, даже состарившись, не отступит от него"3. Так как написано "согласно пути его", ясно, что это не самый истинный путь, а если так, в чем же его достоинство, что, "даже состарившись, не отступит от него"? Известно, что страх и любовь - корни и основы служения Всевышнему. Страх - корень и основа [исполнения веления] "Избегай зла..."4, а любовь - исполнения [веления] "...и твори добро"5 и всех позитивных заповедей, как написанных в Торе, так и установленных нашими мудрецами, как это будет объяснено в своем месте6. (Заповедь, предписывающая воспитание детей7, предполагает также, [что их будут приучать на практике исполнять] позитивные заповеди, как сказано в [книге "Шулхан арух", раздел] "Орах хаим", 343.)

В Торе, в конце главы "Экев", о любви написано: "Заповедь, которую Я повелеваю вам делать, - любить Всевышнего и т. д."8. И нужно понять, какое отношение действие имеет к любви, которая в сердце. Объясняется это тем, что есть два вида любви ко Всевышнему. Одна - жажда Творца, которой душа обладает по природе своей9. [Она может проявиться, только] когда рациональная душа поборет телесное и сломит и покорит его себе. Тогда [любовь] возгорится и воспылает самозанимающимся пламенем, и возликует и возрадуется во Всевышнем Творце своем, и станет в Нем испытывать великое наслаждение. Те, кто удостаиваются ступени такой великой любви, называются праведниками10' как написано: "Радуйтесь, праведные, во Всевышнем"11. Но не каждый может удостоиться этого, ибо нужно глубочайшее очищение телесного, а также великое знание Торы и много добрых дел, чтобы удостоиться возвышенной ступени души нешама, которая выше ступеней руах и нефеш12, как написано в книге "Рейшит хохма", гл. "Шаар гаагава".

Вторая же - любовь, к которой может прийти каждый путем неустанного размышления в глубине своего сердца о тех вещах, которые пробуждают любовь ко Всевышнему, скрытую в сердце каждого еврея. [Предмет размышления может быть] либо общего характера - о том, что Он - сама наша жизнь13; и так как человек любит душу и жизнь свою, любовь ко Всевышнему пробудится в нем, когда он начнет размышлять и глубоко проникнется в сердце тем, что Б-г - его истинная душа и сама его жизнь, как комментируются в книге "Зогар" слова Торы: "[Ты] душа моя, Тебя я жажду и т. д."14, - либо же частного характера, когда человек поймет и постигнет величие Короля королей, Всевышнего, благословенно Его имя, углубляясь во все детали и аспекты в той мере, в какой его ум сможет это постичь, и даже сверх того. А затем он станет размышлять о великой и чудесной любви Всевышнего к нам, о том. как Он спустился в Египет, "срамное место земли"15, для того, чтобы вывести души наши из железного горнила16, а это - "ситра ахра"17, да сохранит нас Всевышний, и приблизить нас к себе, и соединить нас самым реальным образом с именем Его18, а "Он и Его имя едины"19. А это значит, что из предельно низкого и нечистого положения20 Он поднял нас к вершине святости21 и величия Своего, которому нет ни конца, ни предела. И тогда "как в воде отражается лицо против лица''22 - любовь пробудится в сердце каждого, постигающего это и размышляющего в глубине своего сердца, и он станет любить Всевышнего крепкой любовью и сердцем и душой станет Ему привержен, как это подробно будет объяснено в другом месте23.

Такую любовь Моше Рабейну, мир ему, хотел укоренить в сердцах всех евреев, [как сказано] в главе "А теперь, Израиль"24: "Ведь Всевышнему, Б-гу твоему, принадлежит небо... только отцов твоих пожелал... и вы обрезали... семидесяти душ... и ты будешь любить"2. И потому, говоря об этой любви, в заключение он приводит слова: "...которую Я повелеваю вам сегодня делать"26, - ибо эта любовь "делается", создается в сердце пониманием и знанием тех вещей, от которых пробуждается любовь. А это уже было заповедано ранее: "И да будут слова эти, которые Я сегодня тебе повелеваю, на сердце твоем"27, - чтобы таким образом человек достиг любви ко Всевышнему, как говорится в "Сифри" об этих словах Торы.

И об этом втором виде любви можно говорить как о заповеди, а именно - заповедь эта обязывает обращать сердце и ум ко всему тому, от чего пробуждается любовь. А о первом виде любви, пламени, само собой занимающемся, нельзя вообще говорить как о повелении и заповеди, она - дар, ниспосылаемый праведникам в награду, чтобы они испытали нечто подобное блаженству будущего мира уже в этом мире. Таков смысл слов: "Я дам вам священничество ваше как служение, ниспосланное в дар"28, как это будет объяснено в своем месте29.

Но сведущим известен смысл слов: "Ибо семижды падает праведник30 и снова встает"31. И тем более, что человек называется существом "идущим"32, а не "стоящим", он должен переходить от ступени к ступени и никогда не оставаться стоять на каком-нибудь одном уровне. А между ступенями, перед достижением ступени более высокой, чем прежняя, он находится в состоянии падения33 по отношению к своей прежней ступени, однако, "хоть и упадет, не будет сброшен", как написано34. И это - падение только по отношению к его прежней ступени, но не по отношению к другим людям, сохрани Всевышний, ибо несмотря на это [состояние падения], он выше всех остальных людей в своем служении [Б-гу], так как в его служении сохраняется впечатление от его прежней ступени. Однако служение его коренится в любви [к Б-гу], в которой он был воспитан и к которой был приучен в молодости еще прежде, чем достиг ступени праведника, и поэтому написано: "Даже состарившись, не отступит от него и т. д.". Источник же всего, что побуждает к любви и страху, и его основа - это чистая и твердая вера в единство и единственность Б-га, да будет Он благословен и превознесен.

ВРАТА ЕДИНСТВА И ВЕРЫ

Попытаемся хотя бы отчасти понять сказанное в книге "Зогар" - "Слушай, Израиль" - верхнее единство, а "Благословенно имя" - нижнее единство1.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

"И познай сегодня, и тверди сердцу своему, что Га вайе есть Элоким2- [Б-г есть Всесильный] в небесах наверху и на земле внизу, нет более"3. И нужно понять: неужели ты можешь вообразить себе Б-га пребывающим в воде под землей, и необходимо столь настойчиво отрицать это: "И тверди сердцу своему"? Сказано: "Навеки, Б-же, слово Твое стоит в небесах"4. Баал-Шем-Тов, благословенна его память, так комментирует это: слова и буквы5 Твоего речения: "Да будет твердь небесная посреди вод и т. д."6 навеки стоят в небосводе и облечены во все небеса навеки, оживляя их, как написано: "И слово Б-га нашего восстанет навеки"7, и "Слова Его живы и сущи навеки и т. д."8. Ибо если бы эти буквы на мгновение отдалились, сохрани Б-г, и возвратились бы к своему источнику, небеса обратились бы в ничто и в полное небытие, и стало бы так, как если бы они вообще никогда не существовали, совершенно так же, как это было до произнесения слов: "Да будет твердь небесная и т. д.". И то же в отношении всего созданного во всех мирах, верхних и нижних, и даже в отношении этой вещественной земли - "сферы безмолвия"9 [то есть неодушевленного] в полном смысле слова, - если бы на мгновение отдалились от нее, да сохранит Всевышний, буквы Десяти речений Б-га, которыми земля была сотворена в шесть дней творения, она была бы обращена в ничто и полное небытие, совершенно так же, как было до шести дней творения. И сказал об этом раби Ицхак Лурия, благословенна его память, что и в совершенно неодушевленных телах, таких как камни, земля и вода, есть душа и духовная жизненная сила, - и это - облеченные в них "буквы речи"10 Десяти речений, которые сообщают неоживленной материи жизнь и существование так, что она возникает из ничего и полного небытия, какое было до шести дней творения. И хотя в Десяти речениях, которые записаны в Торе, слово "камень" не упоминается, все жизненная сила сообщается камню с помощью сочетаний и смен букв, подвергающихся перестановкам при "прохождении 231 врат" в прямом и обратном порядке11, как об этом говорится в книге "Сефер Йецира", до тех пор, пока они не спускаются вниз из Десяти речений, так, что из них образуется слово эвен ["камень"], и оно - жизненная сила [вещественного] камня. То же и в отношении всех творений в мире, их названия на святом языке представляют собой "буквы речи", поступенно спустившиеся от Десяти речений, упоминаемых в Торе, посредством смен и подстановок букв при прохождении 231 врат, пока они не доходят до этого творения и не облекаются в него, чтобы сообщить ему жизненную силу [Это поступен-ное нисхождение необходимо], ибо отдельно взятые творения не могут быть оживлены непосредственно Десятью речениями Торы, так как жизненная сила, исходящая от самих речений, слишком велика для отдельных творений, и они способны принять ее только после того, как эта жизненная сила нисходит и спускается от одной ступени к другой, ниже нее, путем смен и подстановок букв и их числовых значений, до тех пор, пока она не сможет сжаться и облечься в это отдельное творение, сообщая ему существование. И его название на святом языке есть сосуд для жизненной силы, сжатой в буквах этого названия, спустившегося из Десяти речений Торы, обладающих силой и животворностью для сотворения из ничего и сообщения жизни, а "Тора и Всевышний едины"12.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Из изложенного [следует] ответ заблуждающимся и [выясняется], в чем коренится ошибка1 тех, кто отрицает Б-жественное Провидение по отношению к отдельным творениям, а также знамения и чудеса, о которых рассказывает Тора Их ошибка - в проведении ложной аналогии. Они представляют себе действие Б-ra, творящего небо и землю, подобным делам человеческих рук. Когда из рук ювелира выходит сосуд, этот сосуд больше не нуждается в создавшем его, и хотя руки ювелира не прикасаются к нему более, и сам ювелир удалился, сосуд сохраняет точно ту же форму, какую он ему придал. Так же представляют себе эти неразумные сотворение неба и земли. Но их глаза ослеплены и не способны видеть2 громадную разницу между делами и творениями человека, который создает из уже существующего, лишь изменяя форму и вид, кусок серебра превращая в сосуд, и творением из ничего неба и земли.

Ведь это - чудо большее, чем, например, разделение вод Красного моря, когда Всевышний заставил море отступить под напором сильного восточного ветра, дувшего всю ночь, и воды расступились и встали стеной3. Если бы Всевышний прекратил на минуту ветер, воды тут же снова обрушились бы вниз, как это им свойственно по природе, и уж, разумеется, не продолжали бы стоять стеной, хотя это свойство воды тоже было сотворено4 из ничего и постоянно возобновлялось. Ведь стена стоит сама, без поддержки ветра, но не такова природа воды. [И если для совершения чуда - разделения вод Красного моря - необходимо было непрерывное действие Б-га], тем более необходимо оно при творении из ничего, ибо это сверхъестественное действие, оно гораздо более чудесно и удивительно, чем разделение вод Красного моря, и в гораздо большей степени тут нужно ожидать, что при прекращении действия Творца в творимом, сохрани Б-г, должно было бы последовать обращение сотворенного в ничто и полное небытие. В творимом постоянно должна действовать сила Творящего для оживления и поддержания его существования, и это - "буквы речи" Десяти речений, которыми творения созданы.

И таков смысл слов: веата мехайе эт кулам ["Ты всех их оживляешь"]. Читай не мехайе ["оживляешь"], а мегавэ ["творишь"], то есть творишь из ничего5. Слово ата ["Ты"] - это все буквы от "алеф" до "тав" и буква "гей" - пять путей произношения6, то есть источники букв. И хотя Б-г не имеет телесной формы, много в Писании таких [звучащих антропоморфически] выражений7, как: "И Б-г говорил", "И сказал Б-г", и это - раскрытие пророкам двадцати двух высших букв и облечение этих букв в виде пророческого видения -в их уме и постижении, а также в мысли и речи, как написано: "Дух Б-жий говорил во мне, и слово Его на языке моем"8, и как о том же писал раби Ицхак Лурия, благословенна память его (в "Шаар ганевуа"). Подобно этому и облечение букв в творениях, как написано: "Словом Б-га создано небо и дыханием уст Его - все воинство небесное"9. Но [облечение букв в созданиях возможно] лишь путем многократных и сильнейших [поступенных] нисхождений, пока они не достигают телесного мира Асия10, пророческое же постижение - в мире Ацилут при его облечении в мире Бриа.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Теперь, после этих слов и изложения истины [о природе творения], всякий, кто способен к постижению, ясно поймет, что каждое творение, ощущающее себя существующим, на самом деле оказывается полным отсутствием и небытием по отношению к творящей силе и "дыханию уст" в творимом, постоянно его создающими и вызывающими к существованию из совершенного небытия. И если все творимое и подвергаемое влиянию кажется нам существующим и осязаемым, это происходит лишь потому, что мы не постигаем [умом] и не видим телесными глазами силу Всевышнего и дыхание уст Его в сотворенном. Но если бы дано было глазу видеть1 и постичь жизненную силу и духовность2 во всех творениях, текущую к ним от "исходящего из уст Всевышнего" и "дыхания уст Его", материальность, вещественность и осязаемость сотворенного совсем не были бы видны глазу, ибо они - абсолютное ничто в сравнении с жизненной силой и духовностью, находящейся в них. Без этой духовности они обратились бы в полное отсутствие точно так же, как до шести дней творения. Только духовность, текущая к ним от "исходящего из уст Всевышнего"3 и "дыхания уст Его", непрестанно их производит из полного небытия и отсутствия и сообщает им существование. И таким образом, они - полное небытие из Него.

Можно себе представить это на примере солнечного света, освещающего Землю и ее обитателей. Это -излучение и свет, которые распространяются, исходя от тела Солнца. Свет этот всем виден, светит на Земле и в мировом пространстве, и ясно, что этот свет и излучение есть также и в корпусе и в веществе самого Солнечного шара, находящегося в небе, - если свет распространяется и светит на таком большом расстоянии, он тем более способен светить непосредственно в своем источнике, но только там, в самом его источнике, это свечение равносильно его полному отсутствию и небытию, ибо оно абсолютно лишено существования по отношению к самому Солнечному шару, источнику этого света и излучения. Это излучение и свет - всего лишь отсвет свечения самого Солнечного шара, и светит он только в мировом пространстве под всеми небесами и на Земле, там, где Солнечного шара нет, поэтому здесь его свет и излучение всем кажутся реально существующими, и здесь он [свет] может справедливо быть назван существующим, чего нельзя сказать тогда, когда он находится в своем источнике, в теле Солнца, - тогда о нем ни в коей мере нельзя говорить как о существующем, он - отсутствие и небытие, ибо там он и в действительности полное отсутствие и небытие, ведь там он не светит, там светит только его источник, само светящее Солнце и ничто более.

И совершенно подобно этому отношение творений к Б-жественному потоку [жизненной силы], текущей от "дыхания уст Его" к творениям и сообщающей им существование. Б-г - их источник, они же только как свет и излучение, распространяющееся от потока и духа Б-жьего, текущего к ним, и облекающегося в них, и вызывающего их из небытия к существованию. И потому по отношению к своему источнику они не обладают существованием, так же как свет Солнца обращается в ничто и оказывается полным отсутствием и небытием и совсем не называется "существующим", когда он в своем источнике, и [существующим он может быть назван] только в небе, где нет его источника. И также по отношению ко всем творениям выражение "существование" может быть отнесено лишь [постольку, поскольку это мнится] нашим телесным глазам, ибо мы совершенно не видим и не постигаем [умом] источник - дух Б-жий, дающий им существование4. И поэтому нам кажутся материальность, вещественность и осязаемость творений реально существующими так же, как свет Солнца кажется реально существующим, когда он не находится в своем источнике.

Однако аналогия здесь не полная. В [приведенном] сравнении источник [Солнце] ни в коей мере не находится ни в мировом пространстве, ни на Земле, то есть там, где свет его кажется действительно существующим. С творениями же дело обстоит иначе: они постоянно в своем Источнике, Он лишь не виден телесному взору. Почему же творения не обращаются в Нем в Небытие? Чтобы это понять, необходимо несколько предварительных замечаний.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Сказано: "Ибо солнце и щит Гавайе Элоким"1. Смысл этих слов следующий: "щит" - покров солнца для защиты творений, чтобы они были способны переносить его [жар]. И сказали наши мудрецы: "Во времени грядущем2 Всевышний вынет солнце из ножен, и грешники будут им покараны и т. д."3. Как покров заслоняет солнце, так имя Элоким заслоняет [скрывает] имя Гавайе, благословен Он.

Смысл имени Гавайе - "вызывающий все к существованию из небытия". Приставка "йод" [к корню "гей"-"вав"-"гей"] указывает на постоянное действие, происходящее в настоящем. Так же Раши понимает и слово яасэ ["делает", согласно комментарию Раши] во фразе: "Так поступает Ийов во все дни"4, - и

это жизненная сила, притекающая ежесекундно ко всем творениям от "исходящего из уст Б-жьих" и "дыхания Его" и вызывающая их из небытия к существованию ежесекундно. Ибо сотворения их в шесть дней творения недостаточно для того, чтобы оно и далее поддерживало их существование, как указывалось выше5.

В перечислении хвалебных эпитетов Всевышнего написано: Гагадоль [Великий], Гагибор [Сильный] и т. д. Слово Гагадоль указывает на атрибут, называемый Хесед ["доброта", "милосердие"] и бесконечное и беспредельное распространение6 жизненной силы во всех мирах и творениях, чтобы они возникали из небытия и существовали в силу хесед хинам [доброты ничем не заслуженной]7. И [этот атрибут Хесед] называется Гдула ["величие"], ибо он происходит от величия Всевышнего, благословенно имя Его, Его славы и сущности, ибо "велик Всевышний... и величие Его непостижимо"8, и потому Он также сообщает жизненную силу и возникновение из небытия бесчисленным мирам и творениям, так как в природе доброго творить добро. И этот атрибут [Хесед] - хвала, относимая лишь ко Всевышнему, благословенно имя Его, ибо ни одно творение не может создавать из ничего и оживлять. Этот атрибут выше присущих творениям возможностей осознания и постижения. Никакое творение не может разумом осознать и постичь этот атрибут и его способность творить сущее из ничего и оживлять. Сотворение из ничего есть нечто превышающее разум творений, так как оно связано с атрибутом величия Всевышнего, а Всевышний и Его атрибуты представляют собой простое [абсолютное] единство, как написано в книге "3of ар": "Он и Его атрибуты - одно"9. И как никакой ум не способен постичь Творца, он не может постичь и Его атрибуты. И как никакое творение не способно постичь атрибут, называемый Гдула, то есть Его способность творить из ничего и оживлять, как написано: "Мир строится добротою [Хесед]"10, совершенно так же оно не способно постичь атрибут Всевышнего, называемый Гвура ["сила", "ограничение"], атрибут, ограничивающий и препятствующий тому, чтобы жизненная сила распространялась от атрибута Гдула, спускалась вниз и проявлялась в творениях для оживления и поддержания их существования явно и открыто, но -внутреннее утаивается11. Жизненная сила скрыта в теле творения, и [кажется], будто тело существует самостоятельно, как будто оно не есть распространение жизненной силы и духовности - такое же, как распространение солнечного излучения и света, - а некая сама по себе существующая вещь. Но в действительности оно существует не само по себе, а подобно распространению исходящего от Солнца света. В этом и проявляется препятствующая сила Всевышнего, благословен Он, могущий все, - она сжимает жизненную силу и духовность, текущую от "дыхания уст Его" и скрывает ее, чтобы тело творения не обратилось в ничто. Никакое творение не может постичь умом суть этого сжатия и утаения [жизненной силы] и того, что, несмотря на это, тело творения создается из ничего, -так же, как ни один сотворенный ум не способен постичь суть сотворения из ничего. (Сжатие и утаение жизненной силы называется "сосуды", а сама жизненная сила называется "свет"12. Как сосуд скрывает то, что в нем, так категория Ограничения [Цимцум] прикрывает л скрывает изливаемый свет и жизненную силу. Сосуды - это [Б-жественные] буквы13, и корень их - пять [конечных] букв "мем"-"нун"-"цади"-"пей"-"каф"14. Это - пять "препятствующих сил", которые делят и распределяют дыхание и голос по пяти путям произношения, и это дает начало двадцати двум буквам. Источник пяти "препятствующих [сил]" - Буцина декардунита ["свет из тьмы"]15, и это - Гвура илаа [высшая Гвура] Атик Йомин16. А источник категорий Хесед - также Хесед Атик Йомин, как известно сведущим в тайном.

ГЛАВА ПЯТАЯ

И об этом сказали наши мудрецы: "Вначале возникла мысль создать мир судом1, увидел Б-г, что [так] мир не устоит, и присоединил к суду милосердие"2, то есть - раскрытие Б-жества3 через праведников, знамения и чудеса, упомянутые в Торе4. И в книге "Зогар" об этом сказано, что "наверху, в стороне наивысшей освященности, есть правая и есть левая [категории]", то есть Хесед и Гвура. И значит, обе последние есть атрибуты Б-жества, и они выше разума созданий и их [способности] постижения, ибо "Он и Его атрибуты -одно в мире Ацилут"5. И даже постижение Моше Ра-бейну, мир ему, в его пророчестве, достигало мира Ацилут лишь при его [мира Ацилут] облечении в мире Бриа, и даже это [постижение] было не на ступени Хе-сед и Гвура6, а при их облечении в категориях, которые ниже их ступенью, то есть в категориях Нецах ("победа", "вечность"), Год ("великолепие", "благодарение"), Йесод ("основание")7, [как это объясняется в "Шаар ганевуа"].

И только праведникам в Ган Эдене8 служит вознаграждением постижение распространения жизненной силы и света, исходящего от этих двух категорий - Хе-сед и Гвура, и оно - пища душ9 праведников, которые в этом мире занимались изучением Торы с целью ее исполнения. Ибо от распространения этих двух категорий простирается небо над душами, находящимися в Ган Эдене. И небо это называется Раза деорайта [тайна Торы]. И в нем - тайна двадцати двух букв Торы, которая дана через эти две категории10, как написано: "Из десницы Своей Он дал им огонь Закона"11. И с этого неба нисходит роса, которая служит пищей душам, то есть - познание тайны двадцати двух букв Торы. Ибо это небо - "тайна познания", а Тора - пища для душ в Ган Эдене, заповеди же - их одеяния12, как все это объясняется (в книге "Зогар", глава "Ва-якгель", стр. 209-210 и в книге "Эц Хаим", врата 44, гл. З)13.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Элоким - имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева ["природа"]1, ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом2. Имя Элоким - щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать. Но эта Гвура и этот Цимцум есть также и Хе-сед3, ибо ею [категорией Гвура и Цимцум] "строится мир". И это - Гвура, включенная в Хесед. В этом взаимном включении друг в друга двух категорий ясно видно, что "Он и Его атрибуты - одно", ибо это - Его атрибуты. Именно в силу того, что они находятся в абсолютном единении с Ним, они соединены друг с другом и включены друг в друга4. Как сказал [пророк] Элиягу: "Он - Тот, Кто их связывает и соединяет и т. д. И без Тебя нет единения наверху и т. д."5.

В этом и заключается смысл слов: "И тверди сердцу своему, что Гавайе есть Элоким"6. Оба имени находятся в полном единстве, ведь и имя Элоким, ограничивающее и скрывающее свет, так же является категорией Хесед, как и имя Гавайе, потому что оба эти атрибута Всевышнего, благословен Он, едины с Ним абсолютным единством, и "Он и Его имя едины", а Его атрибуты - это Его имена7. И таким образом ты убедишься, что "в небе наверху и на земле внизу нет более, [кроме Б-га]"8, и вещественная земля, которая всем кажется реально существующей, представляет собой отсутствие и полное небытие пред Всевышним, благословен Он. Ибо имя Элоким скрывает и ограничивает [свет] только для нижних, а не для Всевышнего, так как "Он и Его имя едины". Поэтому и земля и все, что под землей, есть отсутствие [существования] и полное небытие пред Всевышним, благословен Он, и [все это] не может быть никак названо, [нельзя их назвать] даже од ["еще"], что говорило бы о подчиненном второстепенном существовании [в том смысле, в каком] сказали наши мудрецы: "[Обычаи] Иудеи - дополнение [од] к Писанию"9, подобно тому, как тело второстепенно по отношению к душе и жизненной силе, которая в нем. (Таков смысл слов: "Восхвалю Всевышнего в жизни моей, воспою Б-гу моему, пока я есть [беоди]"10, -ибо жизнь происходит от имени Гавайе, а "дополнение", то есть тело, нечто второстепенное, происходит от имени Элоким.) Ибо душа не творит тело из ничего, но Всевышний творит все из ничего, и все пред Ним -небытие, как солнечный свет в самом Солнце.

И потому в Писании необходимо было предупреждение: "И познай сегодня, и тверди сердцу своему и т. д." - для того, чтобы ты не помыслил, что небо и все, что в нем, и земля и все, что на ней, есть нечто отдельно и самостоятельно существующее, а Всевышний, благословенно имя Его, наполняет Собой весь мир, как душа, облеченная в тело, и сообщает земле силу взращивания и силу движения небесным сферам, и движет и управляет ими по Своей воле, как душа движет телом и управляет им по своему желанию. На самом деле такое сравнение совершенно неприменимо, ибо душа и тело в действительности друг от друга раздельны в корне [источнике] своем, ибо корень происхождения тела и сущность его образуется не от души, а от капель отца и матери. И позднее рост его происходит не только [под влиянием] души, а в зависимости от того, что ест и пьет мать в течение всех девяти месяцев, а затем - от того, что он сам ест и пьет. Но это не так в отношении неба и земли. Вся их суть и сущность произведена из абсолютного отсутствия и небытия одним лишь словом Всевышнего и дыханием уст Его, благословен Он. А кроме того, и теперь слово Его стоит навеки и прибывает к ним непрестанно, каждое мгновение, и творит их постоянно из ничего, подобно тому, как солнечный свет исходит от Солнца в самом теле Солнечного шара, если вернуться к этому сравнению. Так что они, [небо и земля], совершенно не существуют по отношению к слову Всевышнего и дыханию уст Его, которые едины с Его сутью и сущностью, . благословен Он, - как это будет видно при дальнейшем изложении, - подобно тому, как солнечный свет не существует в Солнце11. И только действие Его препятствующих сил [Гвурот] в атрибуте Гвура и Цимцум заслоняет и скрывает жизненную силу, текущую к ним [творениям], так что небо и земля и все, что их наполняет, становятся видимыми, как будто они нечто само по себе существующее. Но это сжатие и утаение имеет значение лишь для нижних, а пред Всевышним, благословен Он, все как абсолютное небытие, как солнечный свет в Солнце. Гвура ничего не скрывает, сохрани Б-г, пред Ним, благословенным, ибо она не есть нечто само по себе существующее, но Гавайе есть Элоким.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

И таким образом становится понятным утверждение священной книги "Зогар" о том, что "Слушай, Израиль" - верхнее единство, а "Благословенно имя славы царства Его навеки" - нижнее единство1. Ибо слово ваэд ["навеки"] - это эхад ["один", "един"] при перестановке букв2. Ведь цель и смысл этого ограничения и утаения, которым Всевышний, благословен Он, скрыл и утаил жизненную силу мира, заключается в том, чтобы мир являлся нам как нечто сущее само по себе. Всем известно, что мир сотворен для проявления царства Его, благословенного, а нет короля без народа3. Слово ам ["народ"] связано корнем со словом oke -мот ["скрытый", "затемненный"]4, - то, что отдельно, чуждо и отдалено от уровня короля. Даже если бы у короля было много сыновей, он не мог бы над ними царствовать. В той же мере он не может царствовать только над своими министрами - лишь "в народном множестве великолепие короля"5.

Имя, указывающее на атрибут царства Его [Мал-хут], благословен Он, - это Ад-нут. Ибо Он - Властелин [адон] всей земли6. И следовательно, этот атрибут и это имя творят и поддерживают существование мира в том виде, в каком он есть теперь, - реально и отдельно существующим, а не совершенно лишенным бытия. Ибо в случае отдаления этого атрибута и этого имени, сохрани Б-г, мир возвратился бы к своему источнику в слове Б-га и в дыхании уст Его, благословен Он, и там обратился бы в полное небытие и совсем не назывался бы миром.

Понятие и категория "мир" относимо только к тому, что в пространстве и времени. Пространство - это восток и запад, север, юг, верх и низ, а время - это прошлое, настоящее и будущее. Но все эти категории не относимы к святым высшим атрибутам [Б-ra]7. И лишь в связи с атрибутом Малхут, царства Его, благословенного, можно сказать, что Он, благословенный, царствует "наверху без конца и внизу без предела", а также во всех четырех направлениях. И также в отношении времени [сказано]: "Б-г царит, Б-г царил, Б-г будет царить"8. Следовательно, жизненная сила пространства, а также жизненная сила времени и их сотворение из ничего9, и их существование все время, пока они существуют, происходят от атрибута Малхут и имени Ад-нут, благословен Он. И так как Малхут совершенным единством едина с Его сутью и сущностью, благословен Он, как это будет видно далее1.0, пространство и время совсем не существуют по отношению к Его сути и сущности, как солнечный свет не существует в Солнце.

И это - соединение имени Ад-нут с именем Гавайе. Имя Гавайе указывает, что Он над временем, что "Он есть, был и будет" одновременно, как сказано ("Раая мегеймана", глава "Пинхас"11). Он также и выше пространства - Он непрестанно творит все пространство во всех его аспектах: сверху и донизу и во всех четырех направлениях12. И хотя Он, благословенный, выше пространства и времени, все же Он пребывает внизу в пространстве и во времени, а именно - [Он] соединяется с Малхут, от которой исходят и получают существование пространство и время, и это - нижнее единство (соединение имени Гавайе с именем Ад-нут, благословен Он13). А именно - Его суть и сущность, благословен Он, называемая Эйн Соф, благословен Он, наполняет всю землю непосредственно во времени и пространстве, ибо в небесах наверху и на земле и во всех четырех направлениях все наполнено светом -Эйн Соф [-Всевышнего], благословен Он, в абсолютно равной степени. Ибо Он есть совершенно так же на земле внизу, как и в небесах наверху, ибо все это - категория пространства, не существующая в свете - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, и Он облекается в него [в пространство] через Малхут, которая с Ним, благословенным, едина. Но Малхут - Цимцум и утаение, она скрывает свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, чтобы время и пространство не лишились совершенно своего существования даже для нижних.

И теперь это станет понятным в соответствии со сказанным: "Я, Гавайе, не изменялся"14. Это означает, что совершенно нет никакой разницы, - так же, как только Он был до сотворения мира, так только Он есть и после того, как мир сотворен. И таков смысл слов: "Ты - Тот же до сотворения мира, Ты - Тот же и т. д."15 - без всякого изменения в сущности Его, или в Его знании, ибо знанием Себя Самого Он знает всех сотворенных, ибо все - от Него и не имеет существования по отношению к Нему, и, как писал Рамбам, благословенна его память, «Он - знающий, и Он - знае-мое, и Он - само знание - все одно. И подобное невозможно ни сказать, ни выслушать, и не может сердце человеческое это постичь до конца. Суть и сущность и знание Всевышнего, благословен Он, - все совершенное единство, во всех аспектах и отношениях, во всех видах единства. Его знание по отношению к Его сути и сущности не есть нечто дополнительно присоединенное, как в душе человека знание дополняет суть его и соединено с ней. Когда человек изучает и познает что-либо, в нем была рациональная душа и до этого изучения и познания, а после того, как он это изучил и узнал, знание соединилось с его душой, и так изо дня в день. "Дни говорят, и многие годы сообщают мудрость"16. И это не простое, а сложное единство. Но Всевышний, благословен Он, есть простое единство, совершенно безо всякого сложения и без умножения. И потому неизбежно следует, что суть и сущность и знание Его -все совершенно едино безо всякого сложения. И потому так же, как никто в мире из сотворенных не может постичь суть Творца и Его сущность, так не может он постичь, что собой представляет Его знание. В его возможности лишь уверовать верой, которая выше разума и постижения, в то, что Всевышний, благословен Он, един и единствен, Он и Его знание - все абсолютное единство, и знанием Самого Себя Он воспринимает и знает всех существующих, верхних и нижних, до мельчайшего червячка и до мельчайшего насекомого, будь оно и в недрах земли. Ничто от Него не скрыто, и знание это совершенно не добавляет в Нем множественность и сложение, ибо это - не что иное, как Его знание о Себе, а Его сущность и знание - все одно. И так как это очень трудно представить себе нашим умом, сказал пророк: "Как небо выше земли, так пути Мои выше ваших путей, а Мои мысли выше ваших мыслей"17, и написано: "Разве может Б-га найти испытатель и т. д."18, и написано: "Разве у Тебя глаза из плоти, разве Ты видишь как человек?"19. Ибо человек все видит и знает внешним для себя знанием, а Всевышний, благословен Он, - знанием Самого Себя». Таковы слова Рамбама. (См. Законы основ Торы20, а мудрецы Кабалы согласились с ним, как это объясняется в книге "Пардес"21 раби Моше Кордоверо, благословенной памяти.)

И в связи с этим нужно понять заблуждение некоторых, считающих себя мудрецами, да простит им Всевышний. Они впали в заблуждение и неверно истолковали, изучая труды раби Ицхака Лурии, да будет благословенна его память. Они буквально пеняли принцип ограничения, Цимцум, упоминаемый там, - что Всевышний, благословен Он, удалил Свою суть и сущность, да сохранит Б-г, от этого мира и лишь сверху печется о каждом в отдельности и обо всех творениях, что в небесах наверху и на земле внизу. Однако не только совершенно невозможно понимать Цимцум буквально, ибо такое понимание заимствовано из мира материального и перенесено на Всевышнего, Который отделен от него [этого мира] мириадами разделений до бесконечности, - то,



2019-11-22 230 Обсуждений (0)
ПРИМЕЧАНИЯ ко второй части 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИМЕЧАНИЯ ко второй части

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)