Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы сбора информации, их достоинства и недостатки



2019-11-22 682 Обсуждений (0)
Методы сбора информации, их достоинства и недостатки 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 10 : МЕТОДЫ СБОРА И АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Вопросы для обсуждения:

1. Методы сбора информации, их достоинства и недостатки.

2. Методические особенности подготовки анкетных опросов и интервью.

3. Выборочные исследования в социологии.

4. Обобщение и анализ эмпирических данных.

Литература

Основная литература:

1. Добреньков В.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: :Инфра-М, 2010. – 623 с. [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф /catalog/000199_000009_007492854/

2. Кравченко А.И. Социология: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М. : Проспект, 2014. - 533 с. (35 экз.).

3. Нартов Н.А. Социология: Учебник для бакалавров: учеб. / Н.А. Нартов, О.А. Рыхлов, В.Н. Нартов. – М.: Дашков и К, 2015. – 544 с. [Электронный ресурс]. URL: http://e.lanbook.com/book/70654.

Дополнительная литература:

1. Борцов Ю.С. Социология / Ю.С. Борцов. – М.: ИНФРА-М, 2013 – 350 с. [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_007492874/

2. Общая социология / Эфендиев А.Г. и др.; под общ. ред. А.Г. Эфендиева. –М.: ИНФРА-М, 2009 – 652, 1 с. [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004261114/

3. Социология / П.Д. Павленок, ОА. Аникеева, В.С. Боровик и др. – М.: Изд-во книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1035 с. [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_000744415/

4. Социология. Основы общей теории / А.Ю. Мягков и др.; под общ. ред. А.Ю. Мягкова; Российская акад. образования, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный ин-т». – М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ» – 2011 – 251, 1 с. [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004748911/

5. Тощенко Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 607 с. [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_005073985/

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ

Методы сбора информации, их достоинства и недостатки

Методы сбора информации. Анализ документов. Наблюдение. Виды наблюдений. Социологический опрос. Классификация опросных методов. Анкетирование и интервью, их разновидности.

 

Методические особенности подготовки анкетных опросов и интервью

Степень достоверности информации. Требования к вопросам анкеты и инструментарию. Типы вопросов в социологическом опросе. Структура анкеты.

 

Выборочные исследования в социологии

Сплошные и несплошные исследования. Основные типы несплошных исследований. Основные понятия теории выборки. Основные модели выборки. Способы определения объёма выборочной совокупности. Поиск и разработка новых методов сбора социологической информации. Метод фокус-групп.

 

Обобщение и анализ эмпирических данных

Этапы социологического анализа. Специальные методы анализа.

 

 

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лекции

Методы сбора информации, их достоинства и недостатки

Результаты социологического исследования в значительной степени зависят от выбораметодов сбора эмпирических данных, достоверность которых - определяющий фактор социологических исследований. При всем разнообразии методов сбора информации обычно выделяют три основных метода:

– анализ документов;

– наблюдение;

– опрос.

1. Анализ документов – метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. К достоинствам метода можно отнести:

– возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем;

– это один из самых экономичных методов.

– возможность отследить изменение изучаемого явления;

– метод возможен на разных этапах социологического исследования.

На предварительной стадии этот метод позволяет использовать собранную информацию для уточнения проблемы исследования, его научной гипотезы.

При анализе документов на заключительном этапе социологического исследования можно устанавливать и уточнять достоверность информации, получаемой с помощью других источников.

При использовании метода анализа документа необходимо установить степень важности документа.

Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, кино-, фотопленке, компьюторной дискете или любом другом носителе.

Документальные источники могут быть классифицированы по нескольким основаниям.

· по отношению к государству:

– официальные, – созданные и утвержденные официально существующими (зарегистрированными, аккредитованными, лицензированными государственными органами для определенного вида деятельности) организациями и частными лицами, а также самими государственными органами. В качестве официальных документов могут выступать материалы, постановления, заявления, протоколы и стенограммы заседаний, данные государственной статистики, архивы партий и организаций, финансовые бумаги и т. п.;

– неофициальные документальные источники – это документы, составленные лицами и организациями, не уполномоченными государством для данного вида деятельности;

· по отношению к личности:

– личные, – непосредственно относящиеся к конкретному индивиду (например, карточки индивидуального учета, характеристики, анкеты, заверенные подписью, дневники, письма);

– безличные, не имеющие непосредственного отношения к конкретному лицу (статистические материалы, сообщения прессы);

· по отношению к участию в регистрируемых событиях лица, составившего данный документ:

– первичные, – составленные участником событий или первым исследователем данного явления;

– вторичные документальные источники (полученные на основе первичных).

Следует сказать о проблеме достоверности документальных источников, которая может преднамеренно или непреднамеренно искажаться. Достоверность или недостоверность документальных источников определяется:

· позицией, намерениями автора;

· обстановкой, в которой создавался документ;

· целью составления документа.

2. Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления. Особенности научного наблюдения:

· подчинено исследовательским целям и задачам;

· имеет план, процедуру сбора информации;

· данные наблюдения фиксируются в дневниках или протоколах по определенной системе.

Инструментарий в данном исследовании может быть различный:

– кинокамера;

– фотокамера;

– теле- и видеотехника;

– дневники наблюдений;

– таблицы и т.д.

Как правило, наблюдение ведется по заранее составленному плану, но и случайные наблюдения имеют научную ценность. Особенностью наблюдения является то, что любое наблюдаемое социальное событие трудно или невозможно повторить, поскольку социальная жизнь и отдельные ее проявления постоянно меняются.

Виды наблюдения можно классифицировать по разным основаниям:

· по степени формализации:

контролируемое (структурированное, стандартизированное) наблюдение, когда социолог регистрирует наблюдаемые переменные по детально разработанной процедуре;

неконтролируемое (бесструктурное, нестандартизированное) наблюдение, когда социолог руководствуется лишь общим планом наблюдения;

· по положению и степени активности наблюдателя:

включённое (соучаствующее) наблюдение, при котором социолог анализирует события «изнутри», входя в социальную среду, адаптируясь в ней. При этом наблюдение может вестись как скрытно, так и открыто;

невключённое (простое) наблюдение, когда социолог находится «в стороне» от изучаемой ситуации, не вступая в контакты с людьми;

· по условиям и месту проведения:

лабораторные, при которых объект изучения находится в искусственных для него условиях, в экспериментальной ситуации;

полевые, когда наблюдение проводится в естественных условиях.

3. Наиболее распространёнными видом сбора социологической информации является социологический опрос.

Классификация опросных методов может проводиться по нескольким основаниям:

· в зависимости от формы общения: очные и заочные опросы;

· по количеству респондентов, одновременно участвующих в исследовании: индивидуальные (персональные) и групповые опросы;

· в зависимости от источника получаемой информации:

массовые, в которых участвуют различные категории населения;

– специализированные, предназначенные для изучения мнений целевых групп (покупатели, студенты, зрители и т.п.).

Кроме того, существует два больших класса опросных методов, выделяемых в зависимости от способа коммуникации между исследователем и респондентом:

1) устный (интервьюирование) – метод сбора социологической информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии между респондентом и интервьюером с целью получения данных, интересующих исследователя. Интервью – это целенаправленное общение, беседа, проводимая по определенному плану и предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым.

Существуют следующие разновидности интервью:

· по содержанию беседы различают:

документальные интервью, проводимые с целью изучения событий прошлого, получения фактографической информации;

интервью мнений, которые используются для выявления оценок, взглядов, суждений, – для сбора данных о субъективном мире респондентов.

· по способу организации интервью можно классифицировать на:

персональное интервью, представляющее собой беседу между интервьюером и респондентом «с глазу на глаз» по определенному кругу вопросов;

групповое интервью – планируемая беседа, инициируемая интервьюером, в процессе которой последний стремится вызвать дискуссию в группе по заданной проблематике. Чаще всего подобные интервью проводятся с помощью метода «фокус-групп».

· по технике проведения выделяют:

свободные интервью – длительная беседа без строгой детализации вопросов, напоминающая скорее живое общение;

полустандартизированные – помимо общей темы беседы интервьюер имеет набор обязательных для всех респондентов вопросов и обладает относительной свободой в выборе вопросов дополнительных;

стандартизированные – формализованные, предполагающие детальную разработку всей процедуры, включая план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

· в зависимости от особенностей процедуры интервью бывают:

интенсивными – глубокими, направленными на получение сведений о внутренних побуждениях, мотивах людей;

фокусированными, имеющими целью выявление реакций респондентов на заданное воздействие.

· с точки зрения способа общения:

– персональные (личные);

– телефонные.

2) письменный (анкетирование), – предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем ответы регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (и тогда речь идет о заочном опросе), либо в присутствии анкетера (очный, прямой опрос). По сравнению с интервьюированием анкетный опрос является более дешевым и оперативным.

Анкета как инструмент сбора информации представляет собой объединенную общим исследовательским замыслом систему вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета изучения.

Существуют следующие разновидности анкетных опросов:

· раздаточное анкетирование. Оно может осуществляться в двух основных вариантах:

индивидуальный анкетный опроса, когда респондент получает анкету из рук анкетера и заполняет ее в его присутствии;

групповой (аудиторный) опрос – метод единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранных в одном помещении. Очевидно, что групповое анкетирование экономичнее раздаточного. При условии квалифицированной организации групповые опросы повышают у человека психологическое ощущение анонимности.

· почтовый опрос – достаточно распространенная форма заочного анкетирования, особенно в тех случаях, когда нет возможности лично встретиться с респондентами (например, при большом географическом разбросе выборки или при отсутствии постоянной сети анкетеров). Она основана на почтовой рассылке анкет.

Многие специалисты не доверяют результатам почтовых опросов из-за множества методологических проблем, главной из которых является низкий процент возврата заполненных анкет. Вместе с тем на сегодняшний день известно немало способов стимулирования возврата вопросников. Например, напоминание респондентам по телефону, «вознаграждение» в виде подарка и т. п. Эти приемы повышают надежность данного метода и расширяют возможности его использования в социологии.

· прессовое анкетирование – вид опроса, при котором анкета публикуется в печатном периодическом издании с просьбой заполнить ее и выслать в адрес редакции газеты или журнала.

· теле- и радиоопросы, когда перечень интересующих исследователей вопросов транслируется по радио или телевидению либо заранее публикуется в газете, а затем респонденты звонят, называя кодовые номера своих ответов (и это напоминает ситуацию телефонного интервью).

Основное преимущество такой формы опроса состоит в возможности оперативного сбора информации и ее немедленной компьютерной обработки (например, в телепередаче компьютер часто демонстрирует на дисплее динамику реакций телезрителей). При этом, как считают специалисты, к триста пятидесятому ответу данные стабилизируются, а случайная ошибка не превышает 5,5 %.

· интернет-опросы, – пока мало распространенная, а потому малоизученная разновидность опросов, хотя многие периодические издания и телеканалы проводят такого рода исследования, например, с целью выявления рейтингов популярности теле- и радиопередач.

 



2019-11-22 682 Обсуждений (0)
Методы сбора информации, их достоинства и недостатки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы сбора информации, их достоинства и недостатки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (682)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)