Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выборочные исследования в социологии



2019-11-22 332 Обсуждений (0)
Выборочные исследования в социологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Все исследования в социологии подразделяются на две большие группы:

· сплошные исследования, когда наблюдению подлежат все единицы, входящие в состав эмпирического объекта;

· несплошные исследования, в которых выделяют для изучения лишь небольшую часть эмпирического объекта.

Основные типы несплошных исследований:

· монографические, где детальному, обстоятельному изучению подлежит один, но типичный элемент, представляющий объект исследования;

· исследования по методу большого (основного) массива, когда изучается 60-70% единиц, входящих в состав объекта;

· выборочные исследования, обладающие свойством репрезентативности, – по выделяемым параметрам (критериям) состав опрашиваемых должен быть приближен к соответствующим пропорциям в эмпирическом объекте исследования.

Для понимания принципов реализации выборочных исследований необходимо знать основные понятия теории выборки:

1) генеральная совокупность – всё множество элементов, составляющих объект. Она представлена различным количеством людей (от десятков до миллионов).

В качестве генеральных совокупностей могут выступать любые социальные общности и группы:

– избиратели округа;

– студенты вуза;

– взрослое население страны;

– покупатели спортивных товаров и т.д.

2) выборочная совокупность (выборка) – часть элементов генеральной совокупности, отражающая её свойства, отобранная с помощью специальных методов и подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования.

3) единицами наблюдения (анализа) – элементы выборочной совокупности (респонденты), которые изучаются.

4) репрезентативность – свойство выборочной совокупности отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности. Данное свойство позволяет распространить результаты исследования, полученные на ограниченном числе наблюдений, на всю генеральную совокупность, – делать заключения о целом на основании части;

5) ошибка выборки – степень отклонения выборочных параметров от «истинных» характеристик генеральной совокупности.

Чаще всего ошибка выборки обозначается символом А и измеряется в процентах или долях. В обычном исследовании нормой считается А = ± 5 %, в прогнозном, когда требуется повышенная точность результатов, А= ±1–3 %. Вместе с тем важно знать еще и вероятность ( Р ) появления заданной ошибки в нашей выборке, т. е. степень уверенности в том, что расхождения между значениями выборочной и генеральной совокупностей по контрольным параметрам не превышают допустимой величины А. Обычно в исследованиях выбирают Р = 0,95 или 0,99 и указывают А и Р одновременно. Например, если по итогам нашего опроса тот или иной товар собираются приобрести 20 % населения города и при этом ошибка не превысила 5% при Р = 0,95, то это можно интерпретировать следующим образом: при сплошном опросе всего городского населения в 95 случаях из 100 подобный ответ о намерении купить данный товар дали бы 20 ± 5 % респондентов, а в 5 случаях из 100 эта ошибка превысила бы 5 %.

6) объём (численность) выборки – статистически значимое количество респондентов, которых нужно опросить для получения достоверной информации, чтобы ошибка не превысила заданную величину.

Существуют две основные модели выборки:

7) вероятностная (случайная) выборка, связанная с обеспечением равновероятностных шансов для всех элементов генеральной совокупности попасть в выборку. В процессе её реализации применяют следующие методы отбора респондентов:

· простой случайный выбор – отбор по принципу жеребьёвки (лото), при котором все элементы генеральной совокупности выписываются на карточки и смешиваются, а затем извлекаются в случайном порядка;

· механический (систематический) отбор осуществляется через шаг, определяемый по формуле: K = N/n, где N u n – объемы генеральной и выборочной совокупностей, соответственно.

Кроме того, в социологической практике применяют серийный и гнездовой способы отбора респондентов.

· целенаправленная выборка, к которой неприменимы правила теории вероятности. К такого рода выборкам относят:

– стихийные выборки;

– выборки по методу основного массива;

– по методу «снежного кома»;

– квотные выборки. Главным условием применения квотных выборок является наличие до начала исследования статистических данных о распределении основных признаков в генеральной совокупности (например, процентных распределений по полу, возрасту, роду занятий и т. п.). Эти данные выступают в качестве квот, их числовые значения – в качестве квотных параметров, а сами признаки называют квотируемыми. При реализации метода квотной выборки анкетеры (интервьюеры) получают квотные задания с указанием количества людей, подлежащих опросу, а также их характеристик (например: «20 мужчин в возрасте 20–25 лет» и т. д.), а затем целенаправленно отбирают респондентов, «подходящих по квотам».

Объём выборочной совокупности определяется двумя основными способами:

– определение объёма выборки до начала сбора данных (предварительная стратегия);

– на этапе компьютерной обработки анкет в процессе их порционного ввода в ЭВМ (последовательная стратегия).

К настоящему времени социологами ведется поиск и разработка новых методов сбора социологической информации. Одним из новых методов сбора эмпирических данных являются метод фокус-групп. Основную методику и принципы этого метода сбора информации разрабатывали Эр. Мертон и Г. Герцог. Сущность этого метода сводится к проведению интервью по заранее подготовленному плану-сценарию, в форме обсуждения с небольшой группой «обычных людей» с целью получения информации, выражающей эмоциональное восприятие информации респондента об изучаемом объекте, а не привнесенного в его сознание СМИ.

 



2019-11-22 332 Обсуждений (0)
Выборочные исследования в социологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выборочные исследования в социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)