Выборочные исследования в социологии
Все исследования в социологии подразделяются на две большие группы: · сплошные исследования, когда наблюдению подлежат все единицы, входящие в состав эмпирического объекта; · несплошные исследования, в которых выделяют для изучения лишь небольшую часть эмпирического объекта. Основные типы несплошных исследований: · монографические, где детальному, обстоятельному изучению подлежит один, но типичный элемент, представляющий объект исследования; · исследования по методу большого (основного) массива, когда изучается 60-70% единиц, входящих в состав объекта; · выборочные исследования, обладающие свойством репрезентативности, – по выделяемым параметрам (критериям) состав опрашиваемых должен быть приближен к соответствующим пропорциям в эмпирическом объекте исследования. Для понимания принципов реализации выборочных исследований необходимо знать основные понятия теории выборки: 1) генеральная совокупность – всё множество элементов, составляющих объект. Она представлена различным количеством людей (от десятков до миллионов). В качестве генеральных совокупностей могут выступать любые социальные общности и группы: – избиратели округа; – студенты вуза; – взрослое население страны; – покупатели спортивных товаров и т.д. 2) выборочная совокупность (выборка) – часть элементов генеральной совокупности, отражающая её свойства, отобранная с помощью специальных методов и подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования. 3) единицами наблюдения (анализа) – элементы выборочной совокупности (респонденты), которые изучаются. 4) репрезентативность – свойство выборочной совокупности отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности. Данное свойство позволяет распространить результаты исследования, полученные на ограниченном числе наблюдений, на всю генеральную совокупность, – делать заключения о целом на основании части; 5) ошибка выборки – степень отклонения выборочных параметров от «истинных» характеристик генеральной совокупности. Чаще всего ошибка выборки обозначается символом А и измеряется в процентах или долях. В обычном исследовании нормой считается А = ± 5 %, в прогнозном, когда требуется повышенная точность результатов, А= ±1–3 %. Вместе с тем важно знать еще и вероятность ( Р ) появления заданной ошибки в нашей выборке, т. е. степень уверенности в том, что расхождения между значениями выборочной и генеральной совокупностей по контрольным параметрам не превышают допустимой величины А. Обычно в исследованиях выбирают Р = 0,95 или 0,99 и указывают А и Р одновременно. Например, если по итогам нашего опроса тот или иной товар собираются приобрести 20 % населения города и при этом ошибка не превысила 5% при Р = 0,95, то это можно интерпретировать следующим образом: при сплошном опросе всего городского населения в 95 случаях из 100 подобный ответ о намерении купить данный товар дали бы 20 ± 5 % респондентов, а в 5 случаях из 100 эта ошибка превысила бы 5 %. 6) объём (численность) выборки – статистически значимое количество респондентов, которых нужно опросить для получения достоверной информации, чтобы ошибка не превысила заданную величину. Существуют две основные модели выборки: 7) вероятностная (случайная) выборка, связанная с обеспечением равновероятностных шансов для всех элементов генеральной совокупности попасть в выборку. В процессе её реализации применяют следующие методы отбора респондентов: · простой случайный выбор – отбор по принципу жеребьёвки (лото), при котором все элементы генеральной совокупности выписываются на карточки и смешиваются, а затем извлекаются в случайном порядка; · механический (систематический) отбор осуществляется через шаг, определяемый по формуле: K = N/n, где N u n – объемы генеральной и выборочной совокупностей, соответственно. Кроме того, в социологической практике применяют серийный и гнездовой способы отбора респондентов. · целенаправленная выборка, к которой неприменимы правила теории вероятности. К такого рода выборкам относят: – стихийные выборки; – выборки по методу основного массива; – по методу «снежного кома»; – квотные выборки. Главным условием применения квотных выборок является наличие до начала исследования статистических данных о распределении основных признаков в генеральной совокупности (например, процентных распределений по полу, возрасту, роду занятий и т. п.). Эти данные выступают в качестве квот, их числовые значения – в качестве квотных параметров, а сами признаки называют квотируемыми. При реализации метода квотной выборки анкетеры (интервьюеры) получают квотные задания с указанием количества людей, подлежащих опросу, а также их характеристик (например: «20 мужчин в возрасте 20–25 лет» и т. д.), а затем целенаправленно отбирают респондентов, «подходящих по квотам». Объём выборочной совокупности определяется двумя основными способами: – определение объёма выборки до начала сбора данных (предварительная стратегия); – на этапе компьютерной обработки анкет в процессе их порционного ввода в ЭВМ (последовательная стратегия). К настоящему времени социологами ведется поиск и разработка новых методов сбора социологической информации. Одним из новых методов сбора эмпирических данных являются метод фокус-групп. Основную методику и принципы этого метода сбора информации разрабатывали Эр. Мертон и Г. Герцог. Сущность этого метода сводится к проведению интервью по заранее подготовленному плану-сценарию, в форме обсуждения с небольшой группой «обычных людей» с целью получения информации, выражающей эмоциональное восприятие информации респондента об изучаемом объекте, а не привнесенного в его сознание СМИ.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |