Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип стабильности, динамичности развивающей среды.



2019-11-22 260 Обсуждений (0)
Принцип стабильности, динамичности развивающей среды. 0.00 из 5.00 0 оценок




Пятый этап3 – 4 года

Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: Пойди в кухню, принеси чашку. «Обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя» (по А.Н. Гвоздеву): ребенок свободно подбирает слова и строит высказываниеПонимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: Пойди в кухню, принеси чашку.                                        

Необходим постоянный «диалог» ребенка со взрослым, при котором взрослый «обучает» ребенка: знакомит с окружающим миром, людьми, назначением предметов.

шестой этап. 4 до 5 лет. Заканчивается формирование звукопроизношения. Если после 5 лет остаются звуки в дефиците – патология. Заканчивается процесс формирования фонематического слуха (способность различать звуки близкие по акустическим признакам) - /Марина-малина/

Появляется и развивается контекстная речь – не нуждающаяся в наглядной опоре (например, лекция) (ребенок начинает фантазировать, сочинять, планировать). У ребенка этого возраста появляется активный интерес к редкоупотребляемым словам с обобщенной, абстрактной лексикой. Просыпается тяга к письменной речи, к чтению.В этот период у ребенка появляется чувство звуковой нормы.К концу периода у ребенка складываются фонетические, лексические и грамматические нормы.К 5 годам язык усваивается как нормированная система.

Возраст «Сто тысяч «Почему?» - свидетельствует о бурном развитии познавательной деятельности. Возраст кратковременной памяти: ребенок спрашивает про одно и тоже много раз. Эта информация, которая вызывает у ребенка эмоциональный отклик, запоминается прочно и в больших объемах.

Ранняя диагностика речевых нарушений способствует своевременному воздействию, эффективности избранных мер и позволяет сгладить, скорректировать дефект сообразно компенсаторным возможностям ребенка

вопрос 39

Принципы построения коррекционно-развивающей среды:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта, не позволяет решить какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции "сверху", а ребенок — "снизу". Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый "диктует" свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок или протестует, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа "глаза в глаза".

Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым — это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднений мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог "подняться" до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы и соответствующие стулья, которые позволяют взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавляют его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том, что у каждого человека — и у ребенка, и у взрослого —свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, "короткой" дистанции, другие — на более "длинной". Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.

В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: до-л статочно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно. Нам представляется, что эта — последняя из перечисленных здесь "дистанция" взаимодействия детей и взрослых оптимальна для большинства детских занятий.

Принцип стабильности, динамичности развивающей среды.

При проектировании развивающей детской среды необходимо учитывать тот факт, что определить для ребенка его жизненную среду невозможно. Это лишь одна из утопий, характерных для дизайнеров, художников, педагогов. Фактически же ребенок живет совсем не в той жизненной среде, которую подразумевали те, кто ее творил. Ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Для того чтобы оно все же оставалась приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими, вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменений.

В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности. Для того чтобы помещение не превратилось в нагромождение абстрактных мобильных элементов, их количество и размещение должно быть рационально определено (например, кубические или треугольные пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы для переодевания площадью 1x1 м, из которых можно собрать "дом").

Стабильность, устойчивость, прежде всего, должны проявиться в более или менее постоянной группе детей, которая может быть разновозрастной. На смену ушедшим в школу детям приходят младшие. Общее количество детей в группе не должно превышать 12-15 человек.

Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечивают ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества. Итак, в проекте развивающей среды детского сада и детского дома должна быть, подчеркнем это еще раз, заложена возможность того, что и ребенок, и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия друг с другом — творцами своей личности и здорового тела. Можно менять "фоны" и изменять обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, условно называемой "мягкой", содержащей спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки ("волшебные", "корабельные", "марсианские" и т.п.), кольца, имитирующие цветок или какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные канаты ("хобот" слона, а сам слон может быть нарисован на стене, "загадочные растения" и т.п.), подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса рассчитаны и на взрослого и могут преобразовываться самыми разными способами. "Мягкая комната" по желанию играющих может быть преобразована в "театр", "кинотеатр", "выставочный зал", "галерею", "стадион" и т.д. Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, параллелепипеды, столбики, арки, плоские маты и т.п. Они позволяют строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты, пещеры, корабли и т.д.

Постоянный состав в одном "семейном блоке" будет способствовать зарождению определенных семейных традиций, которые могут быть отражены при планировании элементов среды, например, в замене вещей в связи с обновлением окружающей обстановки (по желанию и решению живущих вместе взрослых • детей); в передаче ("дарении") вещей от одних членов группы-семьи по мере их подрастания другим. Следовательно, элементы среды, крупные и мелкие, должны характеризоваться добротностью, потенцией к индивидуальному преображению (достраиванию замене отдельных деталей, эстетическому усовершенствованию в связи с личными вкусами детей и взрослых, изменению габаритов и т.д.). Эти преображения необходимы в связи с возрастными изменениями и личностным развитием детей. Таким образом, в элементах среды, в самом ее характере, чутком к различного рода переменам, которые мотивированы внутренними и внешними человеческими побуждениями, закладывается тенденция к формированию любимых одушевленных вещей, которые только и могут составлять общее понятие "МОЙ ДОМ". Любимые вещи не могут быть списаны и складированы, они могут быть либо сохранены, либо преобразованы, либо отданы. Так, одна из возможностей — передача любимых вещей в собственный дом детям после 18 лет. Благодаря этому сохранятся и вещественные связи с детством.

Такая среда будет "жить" общей жизнью со всеми ее обитателями и наполнится иными, глубоко содержательными связями, если все отношения взрослых и детей в ней будут перестроены и выведены на уровень отношений людей, связанных узами совместного проживания, своими традициями, зарождением собственного семейного уклада, своими тайнами и любимыми занятиями, в которых участвуют и любимые вещи, и любимые уголки дома. Возможность появления моментов новизны в детском доме должна быть с большей вероятностью заложена в проекте среды по сравнению с обычной домашней средой, где сначала младенец получает много новых впечатлений с помощью ухаживающего за ним взрослого, а затем, благодаря открытости жизни взрослого и ребенка в семье, совместные прогулки, походы в магазины, театры, кино, путешествия и т.п. Поэтому потенциальная динамичность среды семейного блока детского дома должна нести в себе черты загадочности, таинственности, фантастичности, смены красок и форм. В первую очередь это относится к игровой комнате или игровому пространству.



2019-11-22 260 Обсуждений (0)
Принцип стабильности, динамичности развивающей среды. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип стабильности, динамичности развивающей среды.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)