Показатели рядов динамики и методология их расчета. Использование рядов динамики в практике социально-экономического анализа.
Динамический ряд представляет собой ряд последовательных уровней, сопоставляя которые между собой можно получить характеристику скорости и интенсивности развития явления.В результате сравнения уровней получается система абсолютных и относительных показателей динамики, к числу которых относятся абсолютный прирост, коэффициент роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста и т. д.. Если сравнению подлежат несколько последовательных уровней, то возможны два варианта сопоставления: 1) каждый уровень динамического ряда сравнивается с одним и тем же предшествующем уровнем, принятым за базу сравнения. В качестве базисного уровня выбирается либо начальный уровень динамического ряда или же уровень, с которого начинается какой-то новый этап развития явления. Такое сравнение называется сравнение с постоянной базой. 2) Каждый уровень динамического ряда сравнивается с непосредственно ему предшествующим, такое сравнение называют сравнение с переменной базой. Показатели динамики с постоянной базой ( базисные показатели)характеризуют окончательный результат всех изменений в уровнях ряда от периода, к которому относится базисный уровень, до данного ( i- того) периода. Показатели динамики с переменной базой (цепные показатели)характеризуют интенсивность изменения уровня от периода к периоду (или от даты к дате) в пределах изучаемого промежутка времени. Абсолютный прирост базисный(∆yi ) определяется как разность между двумя уровнями динамического ряда и показывает на сколько данный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравнения: ∆yi=yi-y0, где ∆yi – абсолютный прирост; yi – уровень сравниваемого периода; yO - уровень базисного периода. При сравнении с переменной базой абсолютный прирост цепной будет равен: ∆yi = yi - yi-1 где yi-1- уровень непосредственно предшествующего периода. Абсолютный прирост с переменной базой иначе называют скоростью роста. Коэффициент ростаопределяется как отношение двух сравниваемых уровней и показывает, во сколько раз дынный уровень превышает уровень базисного периода. При сравнении с постоянной базой ki = yi/ yO. При сравнении с переменной базой ki = yi/ yi-1. Если коэффициенты роста выражают в процентах, то их называют темпами роста:Ti= ki·100% Темп прироста Ti показывает, на сколько процентов уровень данного периода больше (или меньше) базисного или предшествующего уровня и рассчитывается: Tiб=(( yi - yO)/ yO) ·100%= Tiб%- 100% - абсолютный прирост базисный. Tiц=(( yi - yi-1)/ yi-1) ·100%= Tiц%- 100% - абсолютный прирост цепной. При анализе относительных показателей динамики ( темпов роста и темпов прироста ) не следует рассматривать их изолированно от абсолютных показателей (уровней ряда и абсолютных приростов). Сравнение абсолютного прироста и темпа роста за одни и те же периоды времени показывает, что замедление темпов прироста не всегда сопровождается уменьшением абсолютных приростов. Поэтому, чтобы правильно оценить значение полученного темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, который называют абсолютным значением одного процента приростаАi(1%), который существует лишь для цепных темпов роста и приростаи рассчитывается по формуле: Аi(1%)=( yi - yi-1)/( Tiц·100%)=( yi - yi-1)/(( yi - yi-1)/ yi-1) ·100%= yi-1/100=0,01·yi-1
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |