Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 5: Работа с исторической картой. Всего за задание 17 баллов.



2019-11-22 822 Обсуждений (0)
Задание 5: Работа с исторической картой. Всего за задание 17 баллов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников

Учебный год

Классы

Баллов

Работа выполняется 3 часа

Задание 1: Историческая личность (13 баллов)

 

1. Установите соответствие между правителем и восточнославянскими племенами, которые они смогли впервые подчинить своей власти: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. (1 балл – за 2 правильных элемента, 2 балла – за 4 правильных элемента).


Правители:

А. Рюрик;

Б. Олег Вещий;

В. Святослав Игоревич;

Г. Владимир I.

 

Ответ:

Племена:

1). Поляне;

2). Вятичи;

3). Уличи и тиверцы;

4). Волжские булгары;

5). Словене ильменские.

 


А Б В Г
       

 

2. Баронесса всегда была верна своему лакею. И даже вслед за ним последовала на эшафот. О каких событиях идет речь? Баронесса и ее лакей – кто это? (2 балла) (1 балл – 2 элемента; 2 балла – 3 элемента)

Баронесса – _______________________________________________________

Лакей – ___________________________________________________________

Событие – ________________________________________________________

3. О ком А.С. Пушкин сказал: «Властитель слабый и лукавый. Плешивый щеголь. Враг труда. Нечаянно пригретый славой», а Вяземский: «Сфинкс, неразгаданный до гроба…» Кого они имели в виду? (1 балл)

Ответ:___________________________________________________________

 

4. Кто из перечисленных политиков принимал участие в озвучивании детской музыкальной сказки С.С. Прокофьева «Петя и Волк»? Что получил политик за выполненную работу? (2 балла)


а). Н.С. Хрущев;

б). Л.И. Брежнев;

в). М.С. Горбачев;

г). Б.Н. Ельцин.


Ответ:___________________________________________________________

 

 

5. Кто такая кавалерист-девица? (1 балл)

Ответ:___________________________________________________________

6. Кто первыми совершили беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Портланд (США)? Назовите командира экипажа. Назовите год когда произошло это событие? (2 балл)


Ответ:

Год ______________________

Командир экипажа___________________


 

7. Кто был генсеком ЦК КПСС, когда в СССР была введена рабочая неделя с двумя выходными? (1 балл)

Ответ:___________________________________________________________

8. Что ответил кино-Чапаев на вопрос, за кого он, за большевиков или за коммунистов? (1 балл)


а). за большевиков;

б). за коммунистов;

в). за мировую революцию;

г). за Интернационал.


Ответ:

 

 

9. Какое из трех исторических прозвищ принадлежало российскому историческому деятелю и кому, какие посты он занимал? (2 балла)


а). «Железный Хромец»

б). «Железный канцлер»

в). «Железный Феликс»

г). «Железная леди»


Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 2: Объясните высказывание (6 баллов)

 

1. Что означает выражение «Кричать во всю ивановскую», какова его история? (2 балла)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что означает выражение «Тарабарская грамота»? (2 балла)

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что означает выражение «Красной нитью»? (2 балла)

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3: Прочитайте тексты, вставьте пропущенные элементы, напишите о каких событиях идет речь. За каждый правильно указанный элемент и событие – 0,5 баллов. Всего за задание 12 баллов.

 

А). В год 1).____... И было видно страшное чудо. Русичи же, видя пламя, бросались в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились восвояси. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, - говорили они, – имеют у себя 2).____ и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их».


Ответ:

1).____________________________

2).____________________________

Событие:_____________________

______________________________


Б). И когда пришёл повелел повергнуть 1).__ - одни изрубить, а другие сжечь. 2). ____ же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками… И, приволочив, кинули его в 3).___.


Ответ:

1).____________________________

2).____________________________

3).____________________________

Событие:_________________________________________________________________________________


 

В). 1)._____ к Дону войско ведёт. Уже погибели его ожидают птицы по дубравам, волки беду будят по яругам, орлы клёкотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты. О Русская земля! Уже за холмом ты.


Ответ:

1).____________________________

Событие:___________________________________________________


Г). Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же 1).________ приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро 2). ________. Множеством тех и других воинов.


Ответ:

1).____________________________

2).____________________________

Событие:_______________________________________________________________________________________________________________


Д).__1).____, осмотрел всё замечательное в Вене… собрался уже в Венецию, как почта привезла письма из 2). ___: 3). ___ писал, что стрельцы взбунтовались и идут к 2).___. Вместо Венеции он отправился в Россию.

 


Ответ:

1).____________________________

2).____________________________

3).____________________________

Событие:_______________________________________________________


 

Е). В 1794 г вспыхнуло национально-освободительное восстание под предводительством 1). __. Повстанцы одержали ряд побед над русскими войсками. Однако затем 1). _____ попал в плен, а на подавление восстания 2).___направила армию 3). ________.


Ответ:

1).____________________________

2).____________________________

3).____________________________

Событие:___________________________________________________________________________


Ж). Мой флот… под командою графа 1). ___, разбив неприятельский флот, сжёг его совершенно при порте 2). ___... Около ста кораблей разного рода превратились в прах … я всегда говорила: эти герои рождены для великих дел…

Напишите автора письма (0,5 балла).


Ответ:

1).____________________________

2).____________________________

Событие:_______________________________________________

Автор письма _______________


Задание 4: Определите название и точную дату битвы (0,5 балл за название и 0,5 балла за дату: число, месяц, год.)

Соотнесите этап битвы в историческом описании и в поэме С.А. Пушкина. (За каждую верную строчку 1 балл). Определите этапы битвы и расставьте в хронологическом порядке. (1 балл ) Всего за задание 6 баллов.

Историческое описание

1. Король Карл попытался одним ударом прорвать центр русских войск. И шведам удалось бешеной атакой прорвать первую линию, состоявшую из солдат Новгородского полка. Петр I лично повёл батальон второй линии в контратаку. На месте прорыва завязался упорный бой, который вскоре стал всеобщим.

2. Основные силы обеих армий построились в боевые порядки. Пётр приказал вывести из лагеря 42 пехотных батальона, расположив их в центре построения. Между боевыми порядками пехоты и перед фронтом разместилась артиллерия, на флангах драгуны. Армия была построена в две линии. В боевой порядок построилась и шведская армия.

3. Шведы не смогли подойти незамеченными к русскому лагерю. Русские войска встретили подошедших в три часа ночи шведов интенсивным огнем. Но шведская кавалерия потеснила русских драгун, а пехота прорвалась за линию редутов. Однако, оказавшись без поддержки артиллерии, шведы понесли огромные потери; русские пушки расстреливали их в упор и с флангов. Когда Пётр велел отвести конницу с поля боя, шведы приняли это за отступление, бросились её преследовать и попали под огонь русских орудий. Шведы понесли существенные потери и были вынуждены отойти за пределы досягаемости ружейного и пушечного огня.

4. Яростная схватка принесла успех русским, и они усилили натиск по всему фронту. Огромное опустошение рядов атакующих шведов производила артиллерия. Бросившись в атаку, русская конница прогнала шведскую кавалерию с поля боя. Примерно за два часа ожесточённого боя по всей линии шведская армия была разбита. Карл, сколько ни призывал бегущих остановиться, не смог предотвратить паники.

 

Поэма А.С. Пушкина


Фрагмент

И грянул бой, ……!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.

Фрагмент

Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.

Фрагмент

Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.

 

Фрагмент

Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев.
И се - равнину оглашая,
Далече грянуло УРА:
Полки увидели Петра.


Ответ:

Название битвы, дата____________________________________________________

Этап сражения № исторического описание № фрагмента поэмы
1.__________________________________________________ __________________________________________________      
2.__________________________________________________ ___________________________________________________      
3.__________________________________________________ ___________________________________________________      
4.__________________________________________________ ___________________________________________________      

Задание 5: Работа с исторической картой. Всего за задание 17 баллов.


 

С помощью карты заполните таблицу, указав территории в хронологической последовательности их присоединения (начала присоединения) к России. (За правильную хронологическую последовательность 1 балл). Если территории вошли в состав России без крупных военных конфликтов, поставьте в третьей и четвертой колонках прочерки. (2 балла за каждую правильно заполненную строку).

Территория Год присоединения Мирный договор Война, в результате которой была присоединена территория
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      

Задание 6: Ознакомьтесь с предложенными Вам плакатами и напишите, какие события отечественной истории они отражают. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего за задание 22 балл.

 


Ответ:

А)._____________________________________

_______________________________________

 

Ответ:

Б).____________________________________

______________________________________

 

 

Ответ:

В)._____________________________________

_______________________________________

Ответ:

Г)._____________________________________

_______________________________________

 

Ответ:

Д)._____________________________________

_______________________________________

 

Ответ:

Е)._____________________________________

_______________________________________

 

Ответ:

Ж).____________________________________

_______________________________________

 

Ответ:

З)._____________________________________

_______________________________________

 

Ответ:

И)._____________________________________

_______________________________________

 

Ответ:

К).____________________________________

_______________________________________

 




2019-11-22 822 Обсуждений (0)
Задание 5: Работа с исторической картой. Всего за задание 17 баллов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 5: Работа с исторической картой. Всего за задание 17 баллов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (822)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)