Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Режиссируемая фильмотерапия Сергея Красина



2019-11-22 369 Обсуждений (0)
Режиссируемая фильмотерапия Сергея Красина 0.00 из 5.00 0 оценок




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По дисциплине: Арт-терапия

Тема:

Кинотерапия

 

Выполнил: Герасичев Никита Олегович студент 4 курса группы СКТ/БО – 432 – 4/1
Направление подготовки (специальность):   44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки (специализация): Поликультурное образование молодёжи и психология межнациональных отношений
Форма обучения: очное отделение
Научный руководитель: Загашева Мария Викторовна

 

                                          Санкт-Петербург, 2019

 

Введение

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента

В арт-терапии есть несколько направлений. Среди них выделяют

Изотерапия
. Изотерапия
 Глинотерапия
. Фототерапия
 Кинотерапия
Танцедвигательная терапия
 Музыкальная терапия
 Песочная терапия
 Драматерапия и театротерапия
 Библеотерапия
 Сказкотерапия
 Куклотерапия
. Интермодальная терапия

В своей исследовательской работе я буду рассматривать метод кинотерапия-метод который использует кино как способ воздействия на человека.

Цель исследовательской работы. Изучить Кинотерапию как направление воздействия на человека

Гипотеза Кинотерапия помогает определять смысл художественного произведения и использовать его в личной жизни

Объект Кинотерапия

Предмет Влияние Кинотерапии на людей

Задачи

Изучить историю возникновения метода Кинотерапии

Описать особенности и основные условия и техники кинотерапии

Разработать конспект занятия по кинотерапии

Методы

Теоретический (Анализ литературных источников)

 

 

Научное описание кинотерапии

История возникновения метода

Интерес к вопросу влияние кино на зрителя появился с появлением первого фильма снятого братьями Люмьер. Стал вопрос управления людьми с помощью кинематографа. Объект исследования стало реакции зрителей на происходящее на экране: движение, цвет, звук. А также на содержание фильма. Отдельный интерес вызывала воспитательная роль кино.

Первыми, кто проявил интерес к вопросу использования фильмов в терапевтических целях, были психиатры. В 1949 году в «Большой медицинской энциклопедии» была напечатана статья о новом методе лечения в клинике: «Теоретически рассуждая, можно создать специально подобранные ильмовые программы, составленные на основе научного изучения восприятия зрителей различных категорий, в том числе и больного, которые будут иметь определённое положительное психотерапевтическое воздействие» В начале 50-х психиатры активно исследовали реакции зрителей на просмотренное кино. Также изучались

- механизмы переноса и сопротивления

-вопросы безопасности и терапевтического эффекта от просмотра

возможности влияния фильмов на индивидуальную и групповую динамику

Но больше интереса вызывал вопрос влияния кино на уровень тревожности пациентов. Вся деятельность велась в основном в рамках психоаналитического подхода.

В тоже время начинают появляться первые публикации на тему терапии с помощью кино. Так, в 1951 году М. Прадос пишет свою статью «Использование фильмов в психотерапии». В период с 1950 по 1970 год проводятся эксперименты и клинические испытания. Десятки ученых публикуют свои исследования, наблюдения и выводы. Но все публикации носят исключительно научный характер и не появляются в широкой печати. Первая книга, рассчитанная на широкого читателя, выходит в 1972 году под авторством итальянского психолога, философа, художника, основателя онтологической школы  Антонио Менегетти и называется «Кинотерапия»

1.2 Представители направления

Антонио Менегетти-один из первых представителей кинотерапии. Он основывает подход Синемалогия, который как один из аспектов онтопсихологического метода

По словам Менегетти, синемалогия появилась совершенно случайно, когда после коллективного просмотра фильма, наблюдая за жаркой дискуссией, он обратил внимание, что каждый участник в ходе обсуждения настаивал на своей точке зрения, несмотря на то, что фильм должен был бы иметь общую интерпретацию

Цель синемалогии использование фильма для анализа людей, переживающих эти образы: зритель эмоционально соучаствует именно в том, что его идентифицирует

Синемалогия смотрит на кинофильм, как на комплексное действие, проникающее в глубинную жизнь человека. Есть зритель, есть внешняя реальность, а синемалогия – это озвучивание переживаний, чувств, мыслей, поведения и внешней реальности (фильма).

Менегетти выделяет два вида синемалогии: терапевтическую и дидактическую. Синемалогия имеет собственную методологию, этапы проведения, свои подходы в работе с защитными механизмами

Гари Соломон

Вторым автором, написавшим книгу по кинотерапии, был американский психолог, доктор Гари Соломон. Большой любитель фильмов с детства, Соломон прошел сложный жизненный путь. Однажды, уже взрослым, он потерял все свои сбережения. И, как пишет сам Соломон, «пустился во все тяжкие». Алкоголь и наркотики могли бы его погубить. Именно фильмы помогли ему вовремя остановиться.

Гари Соломон вернулся к работе с фильмами во время прохождения психотерапевтической практики. Однажды, когда одна его клиентка рассказывала историю своей жизни, доктор обратил внимание, что она как бы пересказывала один известный ему фильм (именно эту историю часто ошибочно приписывают Берни Вудеру). Гари предложил ей посмотреть этот фильм и дал задание описать свои мысли по поводу просмотренного. Также он предложил ей подумать, не узнает ли она себя в одном из персонажей. На следующей встрече клиентка спросила: «Как вы узнали?». И объяснила, что она как будто просмотрела свою собственную жизнь.

Этот случай показал доктору Соломону пользу подобных просмотров. Он обратил внимание, что фильмы способствуют установлению контакта и помогают клиентам более ясно осознавать те ситуации и трудности, в которых они находятся. Гари Соломон предлагал им смотреть фильмы, в которых герои испытывали такие же проблемы. И действительно, после просмотра клиенты быстрее раскрывались и говорили о тех проблемах в своей жизни, которых раньше не видели. Кино помогало им признать собственную психологическую реальность. Соломон стал использовать фильмы в своей работе с темами созависимости, привыкания, ухода от реальности, алкоголизма и т.д.

Подчеркивая исцеляющее свойство фильмов, он назвал их «исцеляющими инструментами», а процесс кинотерапии – «исцеляющее путешествие». Он рекомендует использовать фильмы в индивидуальной, парной, семейной и групповой работе.

Еще одним важным открытием Соломона стал тот факт, что для терапии не обязательно использовать только кино с хорошим финалом. Часто терапевтический эффект достигался именно после просмотра фильма, который заканчивался трагически. Например, сюжет о погибающем алкоголике помогал клиенту справиться с собственным алкоголизмом. Клиент учился не повторять ошибки персонажа фильма. Соломон назвал этот эффект «парадоксальное исцеление». Постепенно он создал специальные подборки фильмов по темам, которые стал использовать в своей работе.

Гари Соломон является автором трех книг по кинотерапии. Благодаря своим идеям и продуктивной деятельности Соломон получил прозвище «Доктор Кино

 

Берни Вудер

Берни Вудер прошел подготовку психотерапевта уже в зрелые годы. Впервые он стал использовать фильмы в своей терапевтической практике в начале 90-х годов 20-го века. Вот как он сам описывает этот момент: «Когда я слушал слова клиента, сцена из фильма внезапно вспыхивала у меня в голове. Поначалу у меня не было достаточной уверенности, поэтому я не использовал фильмы в работе. Но я все чаще стал задумываться об этом». Позже он стал предлагать клиентам смотреть фильмы и обратил внимание, что это способствовало высвобождению бессознательных, подавленных эмоций и воспоминаний. Правильно подбирая необходимый момент в фильме, он работал с отношениями, травмой, тревогой и т.д. Так родилась фильмотерапия Берни Вудера.

Как аккредитованный специалист Core Process Psychotherapy (сочетание западной и буддистской психологии), основное внимание в своей работе Берни уделяет балансу духовного и психологического развития клиентов, помогает им вырабатывать осознанность, учит наблюдать за своими мыслями, чувствами и ощущениями. Он отмечает важность развития способности к осознанию и выведению на поверхность своих нездоровых шаблонов отношений и поведения. Берни подчеркивает, что фильмотерапия должна проводиться специалистом, понимающим и знающим, как нужно работать с тревожными чувствами и состояниями.

Берни Вудер многократно выступал на радио. Также он принимал участие в интересном эксперименте по избавлению клиентки от фобии птиц с помощью кинотерапии. Эксперимент показал, что только правильно подобранный фильм дает терапевтический эффект. Берни написал две книги – «Movie Therapy How It Changes Lives» и «No Ordinary Life!: Buddhism, psychotherapy and movies», в которых поделился своим опытом использования фильмов в индивидуальной терапии

Тэв Спаркс

Тэв Спаркс считает, что любой фильм несет в себе «возможность исцеления», способен изменить жизнь, преобразить человека. Он предлагает смотреть фильм, настроившись на то, что этот фильм расскажет человеку что-то о нем же самом. Для этого достаточно сделать всего две вещи. Первое – обратить внимание на чувства, которые возникают во время просмотра. Второе – позволить им преобразить нас. Этот способ соединиться со своими чувствами, внутренним миром и переживаниями с помощью кино он описал в книге «Кинойога».

В основе кинологи лежит система исцеления, так называемая «Навигационная система опознавания» (НСО). НСО похожа на систему координат, в которой на горизонтальной оси отражаются отношения с миром, весь опыт, который человек имеет вне себя. А на вертикальной оси – внутренний мир человека, то, что происходит у него внутри.

Все, что ниже горизонтали – наши персональные вопросы: прошлое, что-то забытое, что-то такое, что мотивирует нас быть такими, какие мы есть. Выше горизонтали – опыт, который можно назвать движением к целостности, высшее Я.

 

Работает эта система очень просто. Когда мы смотрим фильм, то относимся к нему, как к внешнему событию и все свои переживания рассматриваем именно через эту призму. Но затем мы соотносим эти, же переживания со своим внутренним опытом – прошлым и будущим. Перестаем винить внешний мир, берем ответственность за происходящее на себя. Таким образом, мы обретаем силы для перемен и исцеления.

Как руководитель Трансперсонального тренинга Грофа, Тэв Спаркс рассматривает действие кинойоги через призму перинатальной матрицы смерти-возрождения и через призму четырех зон: безопасности, ловушки, войны и свободы

Режиссируемая фильмотерапия Сергея Красина


Первыми разработками по методу были тренинговые программы для педагогов, родителей и учащихся школ. Их популярность, интерес к ним, а также большое количество позитивных отзывов стимулировали к дальнейшим разработкам и исследованиям. В ходе работы автор обратил внимание, что высокий терапевтический результат зависел не только от содержания просматриваемой ленты, но и от действий, совершаемых фильмотерапевтом. Ошибочная стратегия фильмотерапевта резко снижала результативность. И наоборот, грамотные действия повышали результат от просмотра в несколько раз. Так родилась идея создания метода, в котором продуманность действий фильмотерапевта до, во время и после просмотра фильма стали такими же важными, как и сам просмотр. Терапевт не просто стимулирует обсуждение фильма. Он создает условия, в которых клиент получает актуальные знания, важные инсайты, проживает эмоции, вырабатывает необходимые умения и навыки. Метод получил название «Режиссируемая фильмотерапия». Режиссура фильмотерапии стала важнейшей частью терапевтического процесса. Появились режиссерские приемы и разработанные на их основе техники.

В ходе работы выяснилось, что режиссируемая фильмотерапия может применяться одинаково эффективно не только в терапевтической, но также и в тренинговой, коучинговой, консультационной работе с клиентами. Так в едином методе появились направления: терапия методами режиссируемой фильмотерапии, консультирование методами режиссируемой фильмотерапии, режиссируемый фильмотренинг и режиссируемый фильмокоучинг.

В настоящий момент метод включает в себя более тридцати приемов работы с короткими фрагментами, ряд стратегий и более десяти алгоритмов работы с короткометражными и полнометражными лентами.



2019-11-22 369 Обсуждений (0)
Режиссируемая фильмотерапия Сергея Красина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Режиссируемая фильмотерапия Сергея Красина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)