Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3. Анализ профессий.



2019-11-22 384 Обсуждений (0)
Раздел 3. Анализ профессий. 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматриваемые вопросы:

1. Общий обзор.

2. Формула профессий.

3. Классификационные признаки предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.

При изучении многих предметов вы уже встречались с тем, как систематизируют разнообразные простые и сложные объекты, факты, явления и т.п.

Как сориентироваться в их многообразии? Выбрать среди них ту, с которой начнётся трудовой жизненный путь? Помочь в этом может классификация профессий Климова Е.А.

 Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).

 

 

 


                        Обзорная схема классификации профессий

Расположить профессии можно и по принадлежности к отрасли народного хозяйства. Такая классификация, удобная для руководителей предприятий и учебных заведений, малопригодна для человека, выбирающего профессию. В самом деле, в швейной промышленности, например, множество профессий: модельеры-конструкторы, наладчики технологического оборудования, слесари, расчетчики-подборщики тканей, резчики, швеи-мотористки, бухгалтеры, экономисты… Но можно ли соотнести со своими личными качествами (интересами, склонностями, способностями, приобретённым опытом) отрасль промышленности целиком? Нет конечно. Вот почему выбирающему профессию лучше пользоваться классификацией, построенной не по отраслевым признакам, а по признакам, непосредственно идущим от человека как участника труда.

В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы ни была она хороша, престижна и т.п.), а на предмет (объект труда). С предметом надо что-то сделать (цель труда). В любом труде есть орудия, т.е. средства. Наконец, для человека существенно важно, в каких условиях протекает его работа.

Вот по этим четырём признакам и строится классификация профессий, удобная для обдумывания будущего выбора.

Схематично эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырёх ярусов: типы профессий; классы профессий; отделы профессий; группы профессий.Пустой прямоугольник на вершине предназначен для обозначения вашей будущей профессии.

Е. А. Климовым предложена «четырехъярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

1) человек- природа (Ч-П) - предметом труда являются живые организмы, различные биологические процессы.;

2) человек-техника (Ч-Т) - предметом труда являются технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии (полезные ископаемые);

3) человек-человек (Ч-Ч) -  предметом труда являются люди;

4) человек-знаковая система (Ч-З) – предметом труда являются условные знаки, цифры, формулы, коды, естественные и искусственные языки;

5) человек-художественный образ (Ч-Х)  - предметом труда являются произведения литературы, искусства.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч. γνωσιζ— знание) профессии (Г) целью труда является распознать, различить, оценить, проверить  — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;

2) преобразующие профессии (П)  целью труда является обработка информации, организация, перемещение, преобразование— мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;

 

                 

 

3) изыскательские профессии (И) целью труда является изобретение, придумать, найти новый вариант, формат, сконструировать — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р)  связаны с использованием ручного труда— контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;

2) профессии машинно-ручного труда (М) связаны с использованием машин с ручным управлением — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) связаны с использованием полуавтоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;               

4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), связаны с использованием мимических средств — актер, акробат и т. п.

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда:

1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М), бытовые условия работы — лаборанты, бухгал­теры и т. п.;

2) работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;

3) работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;

4) работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

Изложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим клеточкам, — это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различия.

Развивающая игра «Угадай профессию»

Карточки находятся в перевернутом виде. Учащиеся выбирают по одно карточке (возможно деление на группы по несколько человек), на которых изображены виды профессий. Задание: показать пантомимой, не разговаривая, не объясняя – изображённую профессию. Если профессия не угадана – учащийся рассказывает о содержании труда данной профессии. Если профессия угадана, то о содержании труда данной профессии рассказывает отгадавший эту профессию. Составляется формула данной профессии с записью в тетрадь.  

 

 

? Вопросы для самопроверки:

1. Что такое формула профессии?

2. По каким признакам можно классифицировать профессию?

3. Почему необходимы знания классификации профессий?

 

 



2019-11-22 384 Обсуждений (0)
Раздел 3. Анализ профессий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3. Анализ профессий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)