Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практические занятия 5-7. Нормы русского литературного языка. Лексические нормы. Точность речи.



2019-11-22 436 Обсуждений (0)
Практические занятия 5-7. Нормы русского литературного языка. Лексические нормы. Точность речи. 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие 1: Введение в учебную дисциплину. Общенародный язык. Речевое общение

План

       1. Понятие языка и речи. Структура языка. Единицы языка. Виды речи.

       2. Общенародный язык и его разновидности.
       3. Структура речевой коммуникации (коммуникативного акта)

       4. Принципы кооперации и вежливости. Ролевая игра.

       5. Речевое воздействие: а) понятие речевого воздействия, б) коммуникативная позиция, в) коммуникативная неудача, г) коммуникативные барьеры.

       6. Правописание букв в корнях слов.

       7. Пунктуация: тире между главными членами; знаки препинания при однородных членах предложения.

      

              Задания для самостоятельной работы:

1.Самостоятельно подберите и запишите в тетради примеры на указанные выше орфографические и пунктуационные правила.

2.Подготовьтесь к ролевой игре «Принципы речевой коммуникации». Придумайте ситуацию и ее участников (например: пациент на приеме у врача; случайная встреча ученика с учителем в музее, библиотеке, на улице и др.). Разыграйте сценку. Подумайте, как могут быть реализованы принципы кооперации и вежливости.

 

 

Практическое занятие 2. Нормы русского литературного языка. Орфоэпические нормы.

План

1.Понятие культуры речи. Коммуникативные качества речи.

2.Понятие и виды норм языка. Правильность речи.

3. Критерии нормативности.

4. Нормы произношения.

5. Нормы ударения. Тренинг.

6. Правописание частиц НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

 

 Дискуссия на тему «Обязательно ли соблюдать нормы русского литературного языка?»

       Задания для самостоятельной работы:

1.Составьте таблицу с примерами слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

2. Напишите правильно.

1. Звенели жаворонки в сияющей синеве пели добро и сладко как в детстве. 2. Мой труд в чем бы он н… выражался воспринимается как озорство как беззаконие как случайность. 3. На другой день он оделся как можно лучше. 4. Казалось здесь было светлей чем в поле. 5. Все вокруг какое-то церковное и маслом пахнет так(же) крепко как в церкви. 6. На пути узнал наконец градоначальник что спаситель родственниц его был (н…) кто другой как сын покойного Авдея Петровича. 7. Она медленно как птица опустилась на кровать.

3. Подготовьте сообщение об одном из орфоэпических словарей.

 

Практическое занятие 3. Нормы русского литературного языка. Морфологические нормы

План

1. Род имен существительных.Тренинг.

2. Степени сравнения прилагательных.

3. Склонение и употребление числительных. Тренинг.

4. Образование форм глаголов.

5.Правописание суффиксов прилагательных, причастий.Тренинг.

6. Правописание окончаний существительных, глаголов.

       Задания для самостоятельной работы:

1. Образуйте от глагольных словосочетаний словосочетания с причастиями (прилагательными). Например: жарить блины – жареные блины. Объясните написание Н или НН.

Накрасить ресницы, печь картофель, перчить суп, порвать куртку, тушить овощи, постирать белье, хвалить книгу, мочить бруснику, посолить рыбу, кипятить воду, оклеить комнату, просеять муку.

2. Просклоняйте числительные и словосочетания: триста пятьдесят шесть, сто восемьдесят пять школьников, сорок целых две десятых населения.

3. Образуйте простую сравнительную степень от следующих прилагательных: горький, сладкий, ловкий, искусный, низкий, плохой, жалкий. (Например: крупный – крупнее). От двух прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.

Практическое занятие 4. Нормы русского литературного языка. Синтаксические нормы

План

1.Некоторые особенности согласования сказуемого с подлежащим.

2. Управление в русском языке.

3. Предложения с причастными и деепричастными оборотами: синтаксические и пунктуационные нормы. Тренинг.

4. Запятая перед союзом КАК.

5. Пунктуация в сложных союзных предложениях.

 

       Задания для самостоятельной работы:

Найдите ошибки, исправьте.

Трепещущие листики бьются друг о друга стараясь оторваться и улететь. 2) Разорвав тоски оковы, цепи пошлые разбив набегает жизни новой торжествующий прилив. 3) Ребятам стало смешно, слушая рассказ о приключениях Незнайки. 4) Подбегая к двери, мне попался навстречу незнакомый человек.

Практические занятия 5-7. Нормы русского литературного языка. Лексические нормы. Точность речи.

План

1. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

2. Лексическая сочетаемость.

3. Речевая избыточность и недостаточность. Тавтология, плеоназм. Тренинг.

4. Пунктуация в сложном бессоюзном предложении.

       Задания для самостоятельной работы: Сделайте конспекты 2-х статей из журнала «Русская речь», посвященных нормам русского языка, употреблению слов и устойчивых выражений. 

       Статьи можно найти самостоятельно или выбрать из следующего списка.

  1. Киселева И. В. Правый и левый в пословицах и приметах // РР, 2011, № 6.
  2. Гончарова Л. М. Иноязычная лексика в туризме: мода или необходимость? // РР, 2011, № 5.
  3. Формановская Н. И. Личное имя и традиция // РР, 2011, № 4.
  4. Головина Э. Д. Когда смешивают ареал с ореолом, а балахон с балдахином // РР, 2011, № 3.
  5. Крысин Л. П. О некоторых иноязычно-русских лексических соответствиях // РР, 2007, № 1.
  6. Сиротинина О. Б. От кого зависит судьба русского языка? // РР, 2007, № 1.
  7. Горбаневский М. В. Об ответственности за слово // РР, 2007, № 1.
  8. Морозов В. Э. Заметки о культуре речи и культуре общения // РР, 2007, № 4.
  9. Попова Е. А. Об особенностях речи мужчин и женщин // РР, 2007, № 3.
  10. Шилова И. Л. «Трудно? Употреби усилие». Заметки о речевой культуре // РР, 2009, № 4.
  11. Ефремов В. А. Речевой этикет: обращения в современной речи // РР, 2009, № 6.
  12. Лунькова Л. Н. Свобода слова, или о том, что написано пером // РР, 2009, № 5.
  13. Смирнова Г. Ю. На ком и почему воду возят? // РР, 2009, № 3.


2019-11-22 436 Обсуждений (0)
Практические занятия 5-7. Нормы русского литературного языка. Лексические нормы. Точность речи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практические занятия 5-7. Нормы русского литературного языка. Лексические нормы. Точность речи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)