Явление. Самоубийство Вики.
Слышны обрывки фраз, видны силуэты людей, говорящие их, коллейдоскоп из мыслей и образов. И красные полотнища медленно опускаются вниз, как пеленой окутывая Вику и скрывая её от нас. Свет меркнет и наступает тьма. Двор. 21 явление. Свидание.. События: размолвка (Искры и Стамескина)
Искра бежит по столам домой. Внизу стоит Стамескин. Он окликает её. Стамескин- ( с обидой ) Значит не взяли меня? Лишний я в вашей компании. Искра- (сухо) да, лишний. Нас пригласила Вика. Стамескин- ну и что? Лес не Вике принадлежит. Искра- тебе хотелось поехать с Викой? Стамескин- ( резко) мне хотелось поехать с тобой!
От этой резкости Искра сразу потеплела: уж очень искренне звучали эти слова. Искра – (тронув его за руку) Не сердись, пожалуйста, я просто не подумала вовремя. Стамескин- (подобрел) завтра увидимся? Искра- завтра, Саша, никак. Завтра комсомольское собрание. Стамескин- ну не до вечера же! Искра- а что с Викой после него будет, представляешь? Стамескин- опять Вика? Искра- Саша, ну нельзя же так, ты же добрый, а сейчас говоришь плохо. Стамескин- (недовольно) Ну, ладно…ну я вроде не прав. Но послезавтра-то увидимся?
Искра кивает и он уходит.
22 явление. Собрание. События: возвращение (Артема в школу) Сдерживание (Валендры) Апофеоз и клеймение (руководства и учеников школы) Презрение (учеников к Валендре) Известие о смерти вики.
Класс перед началом уроков. Кто-то читает учебник, кто-то списывает домашнее задание, Жорка и Искра считают самолеты у карты, Лена болтает с Зиночкой, Валька делает самолеты и пускает их в девчонок. Но во всем чувствуется какое-то напряженное ожидание. Вбегает Вожатая.
Вожатая- Ребята! Николай Григорьевич просил передать, что дело с дракой Артема улажено и он может ходить в школу без всяких опасений!
Входит Валендра. Крики сразу смолкают. Повисает тишина и напряжение. Валендра- Где Люберецая? Лена- ее нет… Валендра- Коваленко! Срочно сходи к Люберецкой и выясни… Искра- (обрывает ее, но говорит тихо ) не надо, Валентина Андроновна, Вика придет на собрание, она дала слово. А то, что ее нет на уроках, так это же понятно: ей надо подготовится к выступлению. Валендра- (с неудовольствием) Опять капризы… Прямо беда с вами. Александров, пойдешь со мной: нужно написать объявление о собрании.
Класс замер. Валька – зачем объявление? И так все знают…
Валендра- Из Райкома пришел представитель, поскольку это не простое персональное дело. Не простое, вы понимаете? Валька- мы знаем, что оно не простое Валендра- для этого и нужно объявление, Александров, ты повесишь его у входа . Валька- извините, Валентина Андроновна, объявления не будет. Валендра- как не будет? (к Искре) Это что разговор, Полякова? Искра- ( как можно спокойнее) Валентина Андроновна, не надо никакого объявления… Не надо, мы просим Вас. Не надо. Мы считаем… Валендра- Они считают! Нет, вы слышите, они уже считают?! Если к моему возвращению все останется как прежде- пеняйте на себя!
Уходит Артем- стерва. Искра- так о старших не говорят. Артем- я не о старших. Я о Валендре. Валька- заявляю всему классу: объявление писать не буду. Вера- уже два часа, а Вики еще нет. Лена- а если Вика не придет? Жорка- придет! Она слово дала! Искра- ребята! Давайте успокоимся! Собрание будет трудным, может быть самым трудным за все школьные годы… Зиночка- а может все обойдется? Вот с Артемом же обошлось … Вера- да, Николай Григорьевич обещал помочь!
Входит Валендра и представитель от Райкома. Все в молчании рассаживаются по местам. Валендра- итак, Люберецкая появилась? (оглядывает класс) нет…Так я и знала! Коваленко, беги сейчас же за ней и тащи силой! (к представителю) Может, начнем пока? Представитель- придется обождать. (садится за пустую парту) Валендра- нет, вы уж , пожалуйста, за стол. Представитель- мне и здесь удобно. Народ кругом.
Класс молчит.
Валендра- (к классу, помпезно) У нас есть время поговорить и поразмыслить, и , может быть, то, что Люберецкая оказалась жалким трусом, даже хорошо. По крайней мере, это снимает с нее ореол мученичества, который ей усиленно пытаются прилепить плохие друзья и плохие подруги.
Смотрит в упор на Искру, та виновато опускает глаза.
Валендра- да, да! Плохие друзья и плохие подруги! (торжественно) Хороший друг, верный товарищ всегда говорит правду, как бы горька она не была. Не жалеть надо - жалость обманчива и слезлива- а всегда оставаться принципиальным человеком! Всегда! ( она сделала паузу, ожидая шума класса, но шума не было) С этих принципиальных позиций мы и будем разбирать персональное дело Люберецкой. Но разбирая её мы не должны забывать и кое-какие другие имена. (смотрит на Артема) Мы не должны забывать о зверском избиении комсомольца и общественника Юрия Дегтярева. (смотрит на Искру) Мы не должны забывать и об увлечении чуждой нам поэзией некоторых чересчур восторженных поклонниц литературы. Мы не должны забывать о разлагающем влиянии вредной, либеральной, то есть буржуазной, демократии. Далекие от педагогики элементы стремятся всеми силами проникнуть в нашу систему воспитания, сбить с толку отдельных легковерных учеников, а то и навязать свою гнилую точку зрения.
Класс загудел, Валендра этого не ожидала. Класс гудел возмущенно и несогласно, не желая слушать. Валендра- (кричит) Тихо! Тихо, я сказала !
Класс замолчал. Но замолчал, спрятав несогласие.
Валендра- вопрос о бывшем директоре школы решается сейчас….
Валька- (перебив) о бывшем? Валендра- да, о бывшем!!! Ромахин освобожден от этой должности и… Представитель- минуточку! Зачем же так категорически? Николай Григорьевич пока не освобожден, вопрос пока не решен и давайте пока воздержимся…
Ей стало неуютно, и нотка торжества исчезла из её тона. Она уже не вещала, а оправдывалась. А класс заулыбался. Заулыбался презрительно и непримиримо.
Валендра- возможно, я не права с формальной стороны. Однако, я как честный педагог… (пауза) Прекратите смех! Да, я форсирую события, но я убеждена в том, что…
Вбегает Зиночка. Она запыхалась от того , что бежала всю дорогу. Она буквально рухнула на учительский стол и обвела широко раскрытыми глазами класс. Валендра- а Люберецкая? Ну, что ты молчишь? Я спрашиваю: где Люберецкая?! Зиночка- в морге.
Представитель уходит, следом за ним идет растерянная Валендра.
Школа. 23 явление. Последствия. События: организация похорон.
В классе тишина.
Жорка- Что она сделала с собой? Зиночка- Снотворное… Много было снотворного в доме, а она – одна… Искра - (размазывая слезы) ей было…больно? Зиночка- она просто уснула…и не проснулась… Вера- не проснулась… Искра- А хоронить? Когда будут хоронить? Зиночка- мне сказали узнать насчет похорон у родственников… Искра- нет у неё родственников. Агаша - что же нам делать? Может в милицию? Искра- в милицию? Конечно, можно и в милицию: пусть Вику хоронят как бродяжку. Пусть хоронят, а мы пойдем в школу. Будем учиться, шить себе новые платья и читать стихи о благородстве! Только что мы будем говорить своим детям? Чему мы научим их тогда? Агаша- (с искренним отчаяньем) Я дура, девочки. Я дура и трусиха ужасная… Я сказала потому, что не знаю, что нам делать… Лена- все мы дуры, ..только умнеть начинаем. Искра- наверное все знает мама Артема (она приняла решение и яростно тряхнула волосами) Она старенькая, и ей наверняка приходилось… Приходилось хоронить. Зина, Вера, …девочки…завтра утром мы возьмем ключи от Викиной квартиры…и пойдем к маме Артема и… И я знаю только одно: Вику хоронить должны мы. Мы! Артем- правильно, Искра. Вера –ох, трудно-то как! Валька - надо. Лена- (эхом) надо. Это в детстве- «хочу- не хочу», а теперь- «надо или не надо». Кончилось наше детство, девочки… Искра- кончилось.
Дом Искры.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |