Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



2019-11-13 532 Обсуждений (0)
И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ


ВСТУПЛЕНИЕ......................................................................................................................... 5

РАЗДЕЛ І ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7

§ 1. Понятие «краеведение». Объект изучения краеведения..................... 7

§ 2. Географическое положение Донецкой области..................................... 12

§ 3. Положение области в пределах часовых поясов.................................... 17

§ 4. Изображение Донецкой области на географических картах........... 23

§ 5. Использование топографии при изучении родного края................ 27

§ 6. История образования Донецкой области.................................................. 32

§ 7. Исследование территории Донецкой области........................................ 38

РАЗДЕЛ ІІ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ .............................................................................................  46

§ 8. Основные формы рельефа................................................................................. 46

§ 9. Особенности тектонического и геологического строения............... 49

§ 10. Полезные ископаемые...................................................................................... 54

§11. Развитие форм рельефа.................................................................................... 61

§ 12. Основные климатообразующие факторы.............................................. 67

§ 13. Характеристика климата Донецкой области........................................ 72

§ 14. Сезонные изменения погоды........................................................................ 78

§ 15. Неблагоприятные погодные явления...................................................... 85

§ 16. Изменение климата. Климатические ресурсы..................................... 89

§ 17. Внутренние воды. Реки Донецкой области........................................... 95

§ 18. Озера. Водохранилища. Каналы. Болота.............................................. 102

§ 19. Подземные воды............................................................................................... 107

§ 20. Водные ресурсы................................................................................................ 113

§ 21. Почва. Формирование почвы..................................................................... 119

§ 22. Типы почв Донецкой области.................................................................... 124

§ 23. Земельные ресурсы......................................................................................... 129

§ 24. Растительный мир Донецкой области.................................................. 136

§ 25. Животный мир Донецкой области.......................................................... 141

§ 26. Биологические ресурсы. Красная книга............................................... 145

РАЗДЕЛ ІІІ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ............... 152

§ 27 Природные комплексы Донецкой области.......................................... 152

§ 28. Физико-географическое районирование Донецкой области..... 157

§ 29. Степная природная зона.............................................................................. 161

§ 30. Азовское море.................................................................................................... 165

§31. Современные ландшафты............................................................................ 171

РАЗДЕЛ ІV ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ....................... 178

§ 32 Геоэкологическая ситуация в Донецкой области.............................. 178

§ 33. Охрана природы................................................................................................ 184

§ 34. Природоохранные объекты........................................................................ 193



 

ВСТУПЛЕНИЕ


«С любви к родному краю, к матери-земле, начинается человек»

М. Стельмах

Донецкий край – наша Родина, родная земля. Здесь жили наши предки. Они защищали ее от врагов, чтобы передать нам. Здесь мы родились и сделали свои первые шаги. Эта земля кормит нас и согревает. Сюда мы возвращаемся из путешествий по другим странам и областям.

Донецкий край… Для кого-то это родной дом, теплый майский ветерок, буйные травы степи и беззаботное детство. Для кого-то – лучи яркого солнца, режущего глаза после мрака забоя угольной шахты, а для кого-то – городской пейзаж с терриконами и заводскими трубами. Есть в нашем крае и множество живописных мест, где можно отдохнуть от городской суеты, побыть наедине с природой.

Нам выпало счастье жить на этой земле, любоваться ее красотой, пользоваться ее дарами. И в наших силах сделать ее еще прекраснее, сохранить ее для своих детей и внуков.

Чтобы стать настоящим хозяином родной земли, нужно научиться понимать ее, узнать законы, обеспечивающие ее гармонию, и никогда не нарушать их. И поможет нам в этом наука о родной земле – география родного края, или краеведение.

Курс географии родного края состоит из таких разделов: «Донецкая область и ее географические исследователи», «Общая характеристика природных условий и природных ресурсов», «Физико-географическое районирование», «Взаимодействие человека и природы». Эти разделы расскажут о прошлом и настоящем края, его географическом положении и природных условиях, ресурсах и влиянии человека на них.

Чтобы эффективно работать с учебником, необходимо знать последовательность изложения материала. Каждая тема включает в себя такие части:

1. Основной материал.

2. Материал для повторения и запоминания – «Предлагаем повторить».

3. Вопросы и задания – «Проверьте свои достижения».

4. Дополнительный материал – «Географический блокнот».

Советуем вам внимательно прочитать основной текст параграфа и выписать в тетрадь новые понятия. Все географические названия отыщите на карте, в учебнике или атласе. Внимательно рассмотрите рисунки и схемы. С помощью рубрики «Предлагаем повторить» постарайтесь запомнить главное. Ответив на вопросы и выполнив задания, вы можете проверить свои учебные достижения. Если какой-то вопрос вызывает затруднения, еще раз вернитесь к тексту параграфа и отыщите там ответ. Много интересных фактов содержит рубрика «Географический блокнот». С его помощью вы  можете


расширить свой кругозор и удивить друзей и родных своими познаниями. В конце каждой темы предлагаются вопросы тестового контроля. Работа над итоговыми вопросами даст возможность еще раз повторить и закрепить пройденный материал.

Успехов в учебе и в жизни!


 

 

РАЗДЕЛ І ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


§ 1. Понятие «краеведение». Объект изучения краеведения.

? § Переведите с греческого слово «география». § Что такое «краеведение»? Что означает слово «ведать»? § Как вы думаете, почему люди путешествуют?

  Спросите у родителей, где они родились, где ходили в садик, где живут их первые друзья.
Изучая географию родного края, вы узнаете о размерах и географическом положении нашей области, о природе и ее огромной ценности для человека. Родина – это такое место на Земле, где ощущаешь себя дома, где окружающие люди говорят на родном для тебя языке, близки тебе по образу жизни, культуре, мироощущению. Это место, которое вспоминаешь со щемящей тоской, находясь на чужбине, куда хочется вернуться, которому хочется поклониться.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Наш край – Донецкая область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит  в

седую старину. Донецкая земля – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

Краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью. Это изучение местным населением природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую  их

  Как вы думаете, какие науки       связаны       с краеведением?
местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные  народные

«краеведы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных

документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.


  Вспомните, как в древние времена называлась территория современной Донецкой области?
Краеведение принадлежит к комплексным наукам. Краеведение изучает природу, историю, хозяйство, население края, его культуру, быт. Но в отличие от других наук, краеведение не только  изучает,

но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему. Краеведение – это комплекс дисциплин, различных по содержанию и методам исследования, но ведущих к научному и всестороннему познанию края.

Объектом изучения краеведения являются заповедные территории и административные районы, улицы, культурные и историко-бытовые ансамбли и памятники, жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д.

Приведите примеры                 источников
географических пользовались.
знаний,
которыми вы
Краеведение     не      только рассказывает о прошлом и настоящем Донецкого края. Главной задачей краеведения является воспитание любви к своему городу, району, селу, уважения

к его истории, традициям, бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Какой
интересной
географической информацией о своем крае вы можете поделиться?
Как из родника человек утоляет жажду, так и из книг узнает то, что его интересует. Но не только из книг черпаем мы информацию. Краеведение располагает большим набором источников для исследования прошлого и настоящего края. Их можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные и устные.

Письменные источники – это летописи,                                         воспоминания путешественников, посещавших наш край, документы и материалы, хранящиеся в

архивах. Также это публикации в газетах и журналах (как в старинных, так и в современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т.д..


 

Рис.1. Глазомерная съемка


Кроме учебника, источниками информации служат географические справочники и энциклопедии, карты и атласы, географические журналы и газеты. Много нового, полезного и интересного можно узнать из радио- и телепередач: прогнозы погоды, сообщения о стихийных явлениях, о природных диковинках, о культуре населения разных стран и т.п. Сейчас для  получения необходимых географических знаний  пользуются


 

услугами Интернета – всемирной компьютерной сети. С ее помощью можно за считанные минуты обмениваться географической информацией – картографической, текстовой, видео, звуковой.

В краеведческой работе применяются такие методы краеведческого исследования: литературный, полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, анкетный и личных бесед, фотографирование и киносъемка, экскурсионный, архивный метод.

    Назовите ситуации, когда вы пользовались                            географической картой.
Литературный метод связан с использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории. Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные знания  об

исследуемой территории и в своей работе не повторять того, что уже раньше сделано. Оно помогает краеведу узнать об истории развития края. Изучение литературы необходимо и для теоретических обоснований выводов, получаемых в краеведческих исследованиях.

Метод полевых наблюдений особенно часто применяется для изучения природных условий (например, погоды). Он включает различные исследования в стационарных (на географической площадке) и полевых условиях с применением технических средств: специальной (доступной для школы) аппаратуры и инструментов, фото- и киноаппаратуры.

Картографический метод исследования предполагает работу с картой с целью раскрытия пространственных сочетаний в природе и в хозяйстве на территории края. С карты начинается краеведческое исследование, на нее наносятся результаты. Глазомерная съемка местности и составление разных карт – важнейшая часть исследования.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении населения, хозяйства, экономических связей. Этот метод состоит из разнообразных подсчетов количественных данных, вычислений средних величин, составлений таблиц.

Визуальный метод – это непосредственные наблюдения изучаемых явлений и предметов. Он очень часто применяется в школьных краеведческих исследованиях, в походах, на экскурсиях. Однако он не может обеспечить достаточное качество результатов без сочетания с другими методами.

Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.

Из
приведенных
методов
краеведческого исследования назовите  те, которыми вы пользовались.
Фотографирование и киносъемка. Результаты фотографирования и киносъемки типичных объектов края и картин жизни, будучи объединены вместе, могут дать материал  для

интересных альбомов-монографий и кинодемонстраций по отдельным вопросам.


Экскурсионный метод. Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории родного края. Экскурсии и походы очень популярны, так как дают нам возможность познакомиться с подлинными объектами.

Архивный метод. В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.

    Подберите несколько афоризмов (цитат, высказываний) известных людей о любви к Родине, о своем крае.
Академик Д.С.  Лихачев писал:

«Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы».

ПРЕДЛАГАЕМ ПОВТОРИТЬ
Краеведение располагает большим набором источников для исследования прошлого и настоящего края. В краеведческой работе могут применяться все основные методы краеведческого исследования: литературный, полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, анкетный и личных бесед, фотографирование и киносъемка, экскурсионный, архивный метод.

 

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ 1. Что является объектом исследования географического краеведения? 2. Что изучает краеведение? Каковы задачи краеведения? 3. Какие методы и формы краеведческой работы Вам известны? 4. К каким географическим наукам относят краеведение и почему?

      ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ БЛОКНОТ · Первую попытку краеведческих исследований с участием взрослого населения и детей в 1761 г. предпринял М.В. Ломоносов. Им была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях и провинциях русского государства. Эта анкета считается первой программой краеведческого изучения территории. Собирание материалов не в ходе экспедиций, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований. Выдвинутая М.В. Ломоносовым идея всестороннего исследования страны при помощи местного населения была связана со школой. В школе же краеведение в наибольшей степени было связано с географией. Принцип «учить детей географии с ближайшего для них места» выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебник Ф. Студитского в 1840 г.). · Огромное влияние на развитие краеведческого направления в географии имела в 40-х гг. XIX в. деятельность К.Д. Ушинского (1824-1870). Он был вдохновителем преподавания географии на краеведческой основе. В 1883 году К.Д. Ушинский предлагает введение предмета «отечествоведение». Ученый считал, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. Цель изучения родной местности – уяснение важнейших географических понятий и подведение учащихся к пониманию карты. Под влиянием К.Д. Ушинского в 60-70-х гг. XIX в. появились учебники географии, основанные на краеведческом принципе. · На основе «отечествоведения» в конце 19 века возникло «родиноведение» как движение, преследующее те же цели, но в расчете на малую территорию. Родиноведение есть география родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными географическими понятиями. В 1914 году появляется термин «краеведение», который по мнению    А.С. Баркова,    заменил    ранее  существующее «отечествоведение» и «родиноведение». Особым периодом в развитии краеведения были 20-е, 30-е годы XX века. В это время выходят учебники П. Постоева, Ф. Федюченко, К. Дубняка, А. Ивановского, Ф. Гарана и др., где используется краеведческий подход в изучении родного края. · Наряду с фамилиями известных земляков – Сергея Прокофьева, Владимира Сосюры, Василя Стуса, летопись Донецкой области бережет имя скромного уездного учителя Михаила Петренко, автора песни «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю», которая со временем превратилась в действительно народную.

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. К какой группе источников краеведческих знаний относятся географические карты и атласы?

а)  письменные; б)  устные; в)  вещественные; г) изобразительные.


2. Выберите методы краеведческих исследований:

а)  картографический;                         б) физический;

в)  метод  наблюдений;                        г) метод анкетирования;

д)  химический;                                   е) архивный метод;

ж)  магнитометрический;                   з) радиометрический.

3. С какими науками связано краеведение:

а)  этнография;                                     б) астрономия;

в)  география                                        г) история

д)  догматика                                        е) политология

4. При планировании туристического похода вы воспользуетесь:

а)  топографической  картой               б) рисунками местности

в)  фотографиями  местности              г) музейными экспонатами

5. Краеведение – это:

а)  изучение  материка                         б) познание родного края

в) путешествие по стране                  г) рисунки о родном крае.

 

 

§ 2. Географическое положение Донецкой области

? § Что такое географическое положение? § В какой части света находится Донецкая область? § Почему говорят, что географическое положение – это адрес страны?

«Не знать географию своей Родины все равно, что быть в

своей стране иностранцем».

Н. В. Гоголь Географическое положение. Чтобы понять и уметь объяснять природные условия любой страны, необходимо, прежде всего, изучить ее

географическое положение. Географическое положение включает:  название

  Определите с помощью карт атласа по какой параллели наша область имее наибольшую протяженность с запада н восток и по какому меридиану – с севера н юг .
материка или части света, на котором расположен объект; географические координаты крайних точек, показывающих положение по отношению к экватору и нулевому меридиану; удаленность или близость по отношению к океанам, морям; принадлежность к той

или иной географической зоне.

Донецкая область расположена на материке Евразия, в восточной Европе. Любая точка края будет иметь северную широту и восточную долготу, так как мы живем в северном и  восточном

полушариях. Область с юга омывается Азовским морем. На юго-западе и западе она граничит с Днепропетровской и Запорожской, на северо-западе – с Харьковской, на северо-востоке – с Луганской областями Украины, на востоке – с Ростовской областью Российской Федерации. Донецкая область находится в умеренных широтах, в степной зоне.

Величина территории – важный фактор в хозяйственной жизни страны. При разнообразии природных условий и богатств она способствует развитию


 

  Сопоставьте площадь Донецкой области с площадью отдельных стран.
многих отраслей хозяйства. Территория нашей области составляет 26, 5 тыс. км2, что составляет 4,5 % от всей территории Украины, 0,25 % территории  Европы.

Площадь Донецкой области в 10 раз  больше

территории Сан-Марино, Израиля – в 1,9 раза, Ямайки – в 2,2 раза, Ливана – в 2,5 раза, Кипра в 2,9 раза, Лихтенштейна – в 13 раз. S нашей области равна территории Македонии, Албании, в 1,9 раза меньше, чем Нидерланды, Литва, Латвия.

  Определите                            координаты крайних точек области.
Протяженность области с севера на юг составляет 270 км, с запада на восток – 190 км. Крайние  точки  области:  южная  –

Белосарайская коса, западная – возле населенного пункта Шевченко Великоновоселовского района, восточная – возле населенного пункта Верхний Кут Шахтерского района, северная – высота 195 м Краснолиманского района (сейчас территория района подчинена г. Красный Лиман).

Рассчитайте
протяженность
территориальных вод в километрах.
Границы. Общая длина границ Донецкой области составляет 1 526 км, из них: сухопутных – 1 376 км, морских  –

140 км. Южная граница области морская, в Азовском море граница проходит на расстоянии 12 морских миль от берега. 1 морская миля составляет 1,852 км.

Современные границы региона были образованы в 1938 году. Административный центр – город Донецк (48° с. ш.; 37°48' в.д.)

Область делится на 17 районов: Александровский, Амвросиевский, Артемовский, Великоновоселковский, Волновахский, Володарский, Добропольский, Константиновский, Красноармейский, Марьинский, Новоазовский, Першотравневый, Славянский, Старобешевский, Тельмановский, Шахтерский, Ясиноватский. В области 52 города, 33 территории городского подчинения, 135 поселков городского типа,  1122

  Найдите на карте населенный пункт, в котором вы живете.
сельских     населенных     пунктов. Географический центр области находится в селе Пески Ясиноватского района.


 

Рис 2. Карта Донецкой области

  Обоснуйте выгодность географического положения Донецкой области?
Географическое положение Донецкой области выгодное, что определяется близостью ее к  промышленному

Приднепровью,      железным       рудам Криворожского бассейна, Никопольского марганцеворудного бассейна, расположением на пересечении важных транспортных магистралей, расположением на  побережье


 

Азовского моря, где Мариупольский порт открывает доступ к Черноморско- Средиземноморскому бассейну, Донецкая область – богатый природными ресурсами регион.

ПРЕДЛАГАЕМ ПОВТОРИТЬ
Краеведение располагает большим набором источников  для исследования прошлого и настоящего края. Донецкая область расположена в степной зоне юго-восточной части Европы. Площадь области составляет 26,5 тыс. км2. Длина границ Донецкой области составляет 1 526 км. Протяженность области с севера на юг 270 км, с запада на восток – 190 км. Крайние точки: южная – Белосарайская коса, западная – возле населенного пункта Шевченко Великоновоселовского района, восточная – возле населенного пункта Верхний Кут Шахтерского района,  северная – высота 195 м Краснолиманского района (сейчас территория района подчинена г. Красный Лиман). Географический центр области – с. Пески Ясиноватского района. Область имеет 17 административных районов.

 

  ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ 1. В какой части Европы расположена Донецкая область? 2. Назовите соседей Донецкой области. 3. Назовите крайние точки области. 4. Используя карты и атласы, определите географическое положение своего населенного пункта. 5. Определите, положительные и отрицательные черты географического положения Донецкой области.

  ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ БЛОКНОТ · Донецк расположен на 37 меридиане, который иногда называют осью столиц. Примерно на 37 меридиан проходит через Москву – столицу России, Дамаск – столицу Сирии, Аддис- Абебу – столицу Эфиопии, Найроби – столицу Кении. · Самое большое количество ответвлений Великого шелкового пути приходилось на Приазовье и Причерноморье. Здесь происходило его пересечение с давним путем, который шел с севера на юг – путем из Греции в варяжскую землю. Этот перекресток интересен тем, что на всем Великом торговом пути это единственный международный перекресток, где движение товаров, людей и политических интересов происходило не только с востока на запад или иногда с запада на восток, но иногда и в меридианном направлении – с севера на юг и с юга на север. На всем протяжении Великого шелкового пути это был самый оживленный перекресток, и на этом перекрестке находился Донецкий край, находится современная Донецкая область. · Используя выход в Черноморский и Средиземноморский бассейны, область осуществляет торговые отношения со странами Балканского полуострова, Ближнего Востока, Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии. · Территориальное море (территориальные воды) – это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод. · Расстояние от центра нашей области до экватора 5328 км, а до северного полюса 4662 км, т. е. Донецкая область практически равно удалена от северного полюса и экватора. · Чтобы определить, кто находится «под нами», то есть на диаметрально противоположной территории земного шара, необходимо вычесть от 1800 долготу точки Донецкой области и получим долготу диаметрально противоположной точки (долгота будет западная). Широта будет равна широте нашей местности, но только в южном полушарии. Если произвести расчёты, то это территорией на глобусе окажется акватория в Тихом океане к востоку от острова Новая Зеландия. · Широта точки местности всегда равна высоте Полярной звезды над горизонтом. Широта г. Донецка 480, значит, Полярную звезду над Донецком можно наблюдать под углом 480 над горизонтом.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Обозначение на контурной карте границ области»

Ход работы:

Используя физическую карту, нанесите на контурную карту Донецкой области:

1. Границы Донецкой области.

2. Крайние точки области.

3. Географический центр области.

4. Названия и границы соседних областей, стран.

5. Подпишите административные единицы области и их центры.

 

 

§ 3. Положение области в пределах часовых поясов

? § За какой период времени Земля делает полный оборот вокруг Солнца? § Какое значение в жизни человека имеет время? § Назовите проблемы, которые связаны с неправильным определением времени.

  Используя карту, определите протяженность области в градусах с запада на восток.
Географическое положение любой точки Земли определяет ее местоположение соответственно часовым

поясам. Вращаясь вокруг оси в направлении с запада на восток, в течение суток Земля совершает полный оборот.

В один и тот же момент в разных  точках

планеты, лежащих на разных меридианах, будет разное местное (т.е. солнечное) время. Одинаковым время будет только во всех точках, лежащих на одном меридиане, т. е. время обусловлено расположением местности на определенной географической долготе.

Итак, на западных и восточных окраинах даже одного  населенного

пункта местное время будет отличаться. Эта разница будет нарастать с увеличением расстояния между меридианами. Так, на соседних меридианах, проведенных через 15° разница в местном времени будет составлять 1 час. Проведенных через 1° – 4  мин.

Вспомните,
почем
происходит смена дня и ночи?
Проведенных через 1'       (одну


Рис.3. Солнечные часы


минуту) – 4 секунды (именно

на такие угловые расстояния вращаются  точки


одного меридиана за указанные промежутки времени). При этом местное время на меридиане, находящемся восточнее опережает время на меридиане, который находится западнее.


 

Рис.4. Западноевропейский часовой пояс


Западная точка области с. Шевченко имеет координаты 47090’ с.ш., 36004’в.д., восточная точка с. Верхний Кут Шахтерского района 47057' с.ш., 39004’в.д., значит, наша область протянулась с запада на восток на 30, то есть разница во времени между западной и восточной точками области будет 12 минут.

Пользоваться местным временем, которое в каждом пункте иное, в повседневной жизни практически невозможно. Для удобства во всем мире пользуются поясным временем.  Часовые


  Вспомните, чем местное время отличается от поясного.
пояса – регионы Земли, в которых принято одинаковое местное время. Земной шар условно разделен меридианами на 24 полосы (по количеству часов в сутках – на часовые пояса (По 150 долготы каждый – 3600: 24 ч. = 150). В каждом поясе по центру проходит средний меридиан. Местное время этого среднего меридиана договорились считать одинаковым в данный момент для всех пунктов в пределах одного часового пояса. Средние меридианы часовых поясов удалены друг от друга на 150. Границы поясов на морях и океанах проведены прямолинейно по меридианам, на суше для удобства они проведены по государственным

и административным границам. Во всех точках одного       пояса время одинаковое.

Каждому  часовому  поясу  присвоен

определенный номер от 0 до 23. Пояс Гринвичского меридиана имеет порядковый номер 0. Время некоторых часовых поясов имеет особые названия. Например, время нулевого пояса называют западноевропейским. Время 1-го пояса – среднеевропейским, время 2-го пояса называют восточноевропейским. Перемещаясь на запад, стрелку часов следует переводить на 1 час назад, если перемещаетесь на восток – на 1 час вперед.

Новые сутки начинаются в 12-м часовом поясе (через который проходит меридиан 180° – линия перемены дат). К западу от линии перемены дат начинается новый день (по календарю). Поэтому в бортовом журнале корабля, который плывет с запада на восток, должны дважды считать один день, а корабль, движущийся с востока на запад, как бы «пропускает» один день, после 31 декабря сразу попадает во 2 января.

  Проанализируйте кругосветное путешествие Ф. Магеллана, какую ошибку допустили его моряки?
Местоположение         Донецкой области относительно часовых поясов определяется по координатам (долготе) крайних западной (36004’ в. д.) и восточной (39004’ в. д.) точек.  Эти

координаты указывают на то, что Донецкая область расположена в двух часовых поясах, так как восточная граница второго часового пояса  проходит


 

по долготе 37030’ в. д. Из этого видно, что меньшая часть области находится во втором часовом поясе (37030’ –36033’=57’), а большая – в третьем (39004’– 37030’=1034’). Рассмотрим местоположение Донецка относительно часовых поясов, и узнаем – по времени какого часового пояса целесообразнее жить и работать жителям Донецкой области.

 

Долгота Донецка 37050’в. д. Поясное время второго часового пояса определяется по местному времени 300 в. д. Разница во времени составляет


31 мин. 20 сек. (37030’– 300 = 7050’ × 4 мин). Поясное время третьего часового пояса определяется по местному времени 450 в. д. Разница во времени составляет 28 мин 40 сек (450 – 37050’= 7010 × 4 мин = 28 мин 40 сек)

Все страны Центральной и большинство стран Западной Европы используют среднеевропейское время (первый пояс), а Великобритания, Ирландия, Исландия и Португалия – западноевропейский (нулевой пояс). Беларусь, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Молдова, Румыния, Турция живут по времени второго пояса.

ПРЕДЛАГАЕМ ПОВТОРИТЬ
Время, свойственное одному меридиану (меридиан, можно провести через любую точку на Земле) в данный момент, называют местным, или солнечным



2019-11-13 532 Обсуждений (0)
И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)