Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внутренний мир главных героев в литературе



2019-11-22 692 Обсуждений (0)
Внутренний мир главных героев в литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




Внутренний мир – это вся сознательная духовная жизнь человека. Представления и мысленные объекты, которые формируются во внутреннем мире, противостоят человеку, хотя и особенным образом, как вещи от него независимые, и могут быть отнесены им к объектам его размышлений. С другой стороны, чувства, настроения, симпатии, голод и жажду нельзя представить иначе, как приходящими извне (чувство «лишает меня обладания, одолевает меня»). [№8].

Одной из важных особенностей русской литературы признается пристальное внимание к человеческой душе. Многие писатели уделяли внимание личности человека во всем многообразии ее граней, а в дальнейшем реализовывали образы в своих произведениях. Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека небывалых вершин достигли такие русские писатели-реалисты, как: Чехов, Толстой, Островский, Достоевский, Тургенев и Маяковский в том числе. Они смогли открыть в душе человека другие измерения, правдиво описать его сокровенные мысли. Именно благодаря искреннему интересу к внутреннему миру героя, произведения таких писателей совершенно справедливо именуют психологическими.
Писатели-классики создали столь непохожие друг на друга художественные образы, что поневоле задумаешься, как многогранна и многообразна судьба людей.
Особенностью отражения внутреннего мира персонажей русской художественной литературы можно определенно назвать свойственные для интеллигенции того времени неуверенность, беспомощность, колебания, а также тщеславие и спесь. Впрочем, все эти качества не потеряли своей актуальности и сегодня. [№9].

В. Маяковский в своём творчестве рисует своеобразный внутренний мир лирического героя, проецируя его на себя самого и в то же время, поднимаясь над самим собою. Это и завораживает, когда читаешь его тексты. Одним из множества средств, которые использует поэт, решая такую задачу, и являются окказионализмы. В практической части я попыталась проанализировать некоторые окказионализмы поэмы «Флейта-позвоночник».

Практическая часть

2.1. Поэма о любви 1915 года
   
Флейта-позвоночник – поэма Владимира Владимировича Маяковского, написанная им осенью 1915 года. Известно, что не позже ноября того же года она была завершена.

Изначально она называлась «Стихи ей». Автор посвятил поэму Лиле Юрьевне Брик. В первой части произведения, напечатанной в альманахе «Взял», царской цензурой были изъяты некоторые части. Отдельным изданием поэма вышла в феврале 1916 года в издательстве «Взял» с ещё большим числом цензурных изъятий.

Изъятый материал был восстановлен только в двухтомном сборнике «Все сочиненное Владимиром Маяковским», изданном в 1919 году, где поэма была напечатана под названием «Флейта-позвоночника».

Отдельное издание поэмы было также осуществлено автором. Эта уникальная рукописная книга, датированная 21 ноября 1919 года, иллюстрирована самим Владимиром Маяковским (обложка и четыре акварели). Текст титульного листа написан кистью поэтом: «Флейта-позвоночника. Соч. Маяковского. Посвящается Л.Ю. Брик. Переписала Л.Ю. Брик. Разрисовал Маяковский». Вверху титульного листа он оставил автограф: «Написал эту книгу я. Вл. Маяковский. 21. XI. 19 г.». [№10].

Знакомство с Лилей Брик полностью изменило жизнь Маяковского. Внешне он оставался все тем же дерзким молодым человеком, который писал резкие стихи и с иронией читал их любопытной публике. Однако сердце поэта разрывалось от неразделенного чувства к женщине, которая принадлежала другому.

В итоге родилась поэма «Флейта-позвоночник», в которой поэт буквально выворачивает свою душу перед читателями, так как мысленно готовится к самоубийству. Об этом свидетельствует и это лирическое произведение, в котором автор спрашивает сам себя: «Не поставить ли точку пули в своем конце». Посчитав, что это он всегда успеет сделать, Маяковский создает поэму, которая является одним из наиболее ярких лирических произведений этого автора, которое он именует «прощальным концертом» и предупреждает публику: «Сегодня я буду играть на флейте. На собственном позвоночнике».

Поэт признается, что он стал другим, и это вызывает у него весьма странные ощущения. Если раньше Маяковский считал себя человеком-праздником, который привык дарить людям радость, то теперь он признается, что теперь ему «самому на праздник выйти не с кем». Это означает, что поэт по-прежнему одинок, хотя его роман с Лилей Брик в самом разгаре. Однако автор понимает, что подобные взаимоотношения его не устраивают, он хочет всегда быть с любимым человеком, но изменить что-то не в его силах. Стоит также отметить, что в поэме «Флейта-позвоночник» Маяковский впервые затрагивает тему своего отношения к Богу. Мир катится в пропасть, и поэт находится в первых рядах тех, кто отвергает абсолютно любые догмы, тем самым, отказываясь от религиозных мировоззрений, которые формировались в русском обществе веками. При этом поэт считает, что именно дьяволу, а не Богу, пришла идея дать Лиле Брик мужа. И безумное чувство ревности, которое испытывает Маяковский. Однако у поэта нет сил и желания уповать на Божью милость. «Я знаю, я скоро сдохну!», – заявляет поэт. Он готов к этому и рад предстать перед судом Всевышнего, моля его лишь об одном: «Убери проклятую ту, которую сделал моей любимой!». [№11].

2.2. Словообразовательный анализ окказионализмов поэмы «Флейта-позвоночник»

Я выделила для анализа несколько окказионализмов, встретившихся в поэме Владимира Маяковского «Флейта-позвоночник»:

1 часть: Стеганье одеялово, издымится, вымчи, выхмурясь;

2 часть: Вызарю, вцелую, выщетинившиеся, вызарилась;

3 часть: Лавь, вымолоди, вызнакомь, выгромил, вызарила, вымечтал, выник, вызолачивайтесь, весеньтесь.

Каждый окказионализм имеет свой тип и свое словообразовательное происхождение. На основе данных окказионализмов из поэмы «Флейта-позвоночник» из трех частей, исследую способ образования каждого окказионализма.

1 часть поэмы.

Стеганье одеялово.
Слово стеганье образовалось от глагола стегать при помощи суффикса -ань-, суффиксальным способом. Стегать-стеганье. Стеганье – отглагольное существительное среднего рода, единственного числа. Способ образования суффиксальный.

Слово одеялово образовалось от существительного одеяло при помощи суффикса -ов-, суффиксальным способом. Одеяло-одеялово. Одеялово – прилагательное среднего рода, единственного числа. Способ образования суффиксальный.

Издымится .
Слово издымится образовалось от глагола дымиться при помощи приставки -из-, приставочным способом. Дымиться-издымится. Издымится глагол 3 лица, настоящего времени, единственного числа. Способ образования приставочный.

Вымчи.
Глагол повелительного наклонения вымчи образовался от глагола вымчаться при помощи суффикса -и-, суффиксальным способом.А глагол вымчаться образовался от глагола мчаться при помощи приставки -вы-, приставочным способом. Получается словообразовательная цепочка: мчаться-вымчаться-вымчи. Способ образования суффиксальный.

Выхмурясь .
Слово выхмурясь образовалось от деепричастия хмурясь при помощи приставки -вы-, приставочным способом. Хмурясь-выхмурясь. Способ образования приставочный.

2 и 3 части поэмы.

Вызарю , вызарила, вызарилась.
Слова вызарю , вызарила, вызарилась можно отнести к одной группе образования. Слово вызарить образовалось от глагола озарить при помощи смены приставки -о- на
-вы-, приставочным способом. От глагола вызарить начались образовываться другие слова разных форм. Слово вызарю образовалось от глагола вызарить как форма 1 лица, единственного числа, глагола будущего времени, бессуффиксным способом. Слово вызарила образовалось от глагола вызарить при помощи суффикса прошедшего времени -л-, суффиксальным способом.
Возвратный глагол вызарилась образовался от глагола вызарила при помощи постфикса
-сь-, суффиксальным способом. Получается словообразовательное гнездо:
озарить-вызарить-вызарю; вызарить-вызарила-вызарилась.
 

Вцелую .
Слово вцелую образовалось от глагола целую при помощи приставки -в-, приставочным способом. Целую-вцелую. Вцелую глагол 1 лица, настоящего времени, единственного числа. Способ образования приставочный.

Выщетинившиеся .
Слово выщетинившиеся образовалось от прилагательного ощетинившиеся при помощи смены приставки -о-на -вы-, приставочным способом. Ощетинившиеся- выщетинившиеся. Способ образования приставочный.

Лавь .
Глагол повелительного наклонения лавь образовался от глагола лавить бессуффиксным способом. Лавить-лавь.

Вымолоди .
Глагол повелительного наклонения вымолоди образовался от глагола вымолодить при помощи суффикса -и-, суффиксальным способом. А глагол вымолодить образовался от глагола молодить при помощи приставки -вы-, приставочным способом. Получается словообразовательная цепочка: молодить-вымолодить-вымолоди.

Вызнакомь .
Глагол повелительного наклонения вызнакомь образовался от глагола вызнакомить бессуффиксным способом. А глагол вызнакомить образовался от глагола знакомить при помощи приставки -вы-, приставочным способом. Получается словообразовательная цепочка: знакомить-вызнакомить-вызнакомь.

Выгромил .
Слово выгромил образовалось от глагола громил при помощи приставки -вы-, приставочным способом. Громил-выгромил.

Вымечтал .
Слово вымечтал образовалось от глагола мечтал при помощи приставки -вы-, приставочным способом. Мечтал-вымечтал.

Выник .
Отглагольное существительное мужского рода, единственного числа, выник образовалось от глагола вынуть при помощи суффикса -ник-, суффиксальным способом. Вынуть-выник.

Вызолачивайтесь.
Глагол повелительного наклонения вызолачивайтесь образовался от глагола вызолачивать при помощи суффикса -й-,суффиксальным способом. Вызолачивать-вызолачивайтесь.

Весеньтесь .
Глагол повелительного наклонения весеньтесь образовался от глагола весениться бессуффиксным способом. А глагол весениться образовался от существительного весна при помощи суффикса -и-, суффиксальным способом. Получается словообразовательная цепочка: весна-весениться-весеньтесь. (См. приложение №1).

 2.3. Внутренний мир главного героя, передающийся через окказионализмы в поэме «Флейта-позвоночник»

В поэме В. Маяковского «Флейта-позвоночник» лирическим героем является человек, страдающий от безответной любви к женщине, которую несмотря ни на что не может разлюбить. Можно сказать, что лирическим героем этой поэмы является сам Маяковский. Это герой сильный, немного дерзкий и грубоватый и при этом яростно любящий. Ярость у него в душе от огромной силы любви и неразделённости. От этого он чувствует нестерпимую боль и страдания. Воспалённый мозг поэта ищет подходящие слова, с помощью которых он может передать это состояние. Среди массы художественных средств возникают и окказионализмы. Я попытаюсь проанализировать контексты с окказионализмами и выделить их значение для раскрытия внутреннего мира лирического героя.

Если вдруг подкрасться к двери спа̀ленной,
перекрестить над вами стеганье одеялово,
знаю –
запахнет шерстью па̀ленной,
и серой издымится мясо дьявола.

Окказионализм стеганье одеялово в представлении лирического героя олицетворяет жизнь возлюбленной не с ним, а с другим мужчиной. Для него неприемлемо делить свою любовь с кем-то, а значит, женщина, которая любит двух мужчин одновременно, от дьявола. Поэтому и «серой издымится мясо дьявола». Все, что связано с отношениями возлюбленной героя и другого мужчины, для самого лирического героя – это ад с серой и пеплом. (См. приложение №2).

… Привяжи меня к кометам, как к хвостам лошадиным,
и вымчи,
рвя о звездные зубья.

Окказионализм вымчи переносит читателя и самого лирического героя в космос. Герой просит Бога помочь выйти из адских страданий. Глагол «вымчи» используется поэтом в виде просьбы испытать физическую изможденность, сильные мучения в надежде на то, что потом наступит опустошение и станет легче в душе лирического героя.

… Или вот что:
когда душа моя выселится,
выйдет на суд твой,
выхмурясь тупенько,
ты,
Млечный Путь перекинув виселицей,
возьми и вздерни меня, преступника.

Окказионализм выхмурясь в данном контексте тесно связан со значением слова «тупенько», которое придаёт всему словосочетанию ироничный смысл. Улыбка, но с большой долей грусти. Хмурая душа – душа угрюмая и мрачная от переживаний. Значение слова «выхмурясь» – отдать всю мрачность своей души на суде Божьем и больше не страдать.

… И небо,
в дымах забывшее, что голубо́,
и тучи, ободранные беженцы точно,
вызарю в мою последнюю любовь,
яркую, как румянец у чахоточного.

… Вызарилась румянцем чахоточного.

Окказионализмы вызарю, вызарилась в данном контексте несут на себе несколько смыслов. С одной стороны, герой стремится окрасить свою последнюю любовь, придать ей цвет зари и тем самым дать понять читателю, что он видит в этом чувстве хоть какой-то цвет, не серость и черноту, потому что любовь – это всё равно прекрасное чувство; с другой стороны, на значение данных слов накладывают свой отпечаток сравнения «тучи, ободранные беженцы точно» и «как румянец у чахоточного». И читатель понимает, что эта любовь исковерканная и болезненная.

… Будешь за̀ море отдана,
спрячешься у ночи в норе, –
я в тебя вцелую сквозь туманы Лондона
огненные губы фонарей.

Вторая часть поэмы несёт другое настроение. Лирический герой воспевает свою возлюбленную. Он предполагает, что в этом мире, где происходят войны, могут остаться только он и любимая. Окказионализм вцелую в данном контексте говорит о великой силе любви главного героя. Когда читаешь эти строки, кажется, что герой уверен в могучей силе своей любви, и уже не чувствуется его обречённости. Эта обречённость исчезает именно благодаря слову «вцелую». (См. приложение №3).

… Слушайте ж, забывшие, что небо голубо̀,
выщетинившиеся,
звери точно!

Окказионализм выщетинившиеся относится к людям бездушным, непонимающим чувства лирического героя и осуждающим его за эту связь с замужней женщиной. Приставка -вы- придаёт образу некую агрессию, читатель чётко видит звериный оскал, чувствует презрение лирического героя к таким людям.


… Послушай,

Всё равно не спрячешь трупа.

Страшное слово на голову лавь!

Когда читаешь данный контекст, представляешь льющуюся огненную лаву. Откуда это? Очень ёмкое слово «лавь» имеет значение: поток страшных для героя слов возлюбленной об их разрыве и безысходности. В воображении рисуется такая картина: огненная лава накрывает лирического героя и поглощает его полностью. А он ждёт этого и не пытается спастись!

Далее в поэме поэт использует множество окказионализмов с приставкой -вы-: вымолоди , вызнакомь, выгромил, вызарила, вымечтал, выник, вызолачивайтесь. Неслучайно так часто употребляется Маяковским данная приставка в основном в глаголах. Она вносит в слова значения законченности действия. Мы можем сделать вывод о том, что лирический герой настолько перестрадал свою любовь, испытал множество чувств, потрясающих его душу и тело.

Вымолоди себя в моей душе.

… Празднику тела сердце вызнакомь.
… Как слоны стопудовыми играми
завершали победу Пиррову,
я поступью гения мозг твой выгромил .
… И видением вставал унесенный от тебя лик,
глазами вызарила ты на ковре его…

… Будто вымечтал какой-то новый Бялик
ослепительную царицу Сиона евреева.
… В муке
перед той, которую отдал,
коленопреклоненный выник .


Очень интересно значение окказионализма выник. Само слово необычно. Вынуть всю душу – значит опустошить человека, сделать его равнодушным к жизни. Именно это и значит: сделаться выником.

… Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы!
Весеньтесь жизни всех стихий!

Я хочу одной отравы –

Пить и пить стихи.


Заключительная третья часть поэмы написана с другим настроением. Это настроение подчёркивают окказионализмы: вызолачивайтесь, весеньтесь.

Окказионализмы вызолачивайтесь, весеньтесь очень яркие. Оживание природы бодрит лирического героя. В нём чувствуется прилив жизненных сил. И читатель понимает, что эти силы поэт будет черпать в своём творчестве. Именно поэзия спасает лирического героя от жизненных страданий и даёт ему силы жить дальше. (См. приложение №4).


В праздник красьте сегодняшнее число.

Творись,

Распятью равная магия.

Видите – гвоздями слов

Прибит к бумаге я.


Увеличение окказионализмов с каждой частью поэмы «Флейта-позвоночник» не случайно. Это не просто попытка автора украсить свой текст, но и выразиться нешаблонно, оригинально и свежо, расширить границы отклонения от речевой нормы. С помощью окказионализмов Маяковский более выразительно и образно помогает читателям понять и представить, что он описывает в данном произведении: передает свою грусть, горечь и боль от безнадежной любви, создает образ разрушающей ревности. (См. приложение №1).
                

 

 

 


 


Заключение

Окказионализмы оказывают влияние на развитие словарного запаса языка. В настоящее время в связи с бурным развитием Интернета, новых технологий и культуры язык стал многостилевым, открытым ко всему новому. Окказионализмы – слова, созданные из языкового материала, но в языке не укрепляющиеся. Они принадлежат речи, а не языку. Много лет после своего возникновения окказионализмы не теряют своей новизны, и продолжают отражать идиостиль автора. Создание художественных окказионализмов – активный творческий процесс. Они создаются конкретным автором с целью привлечения внимания к их содержанию и звуковому выражению в произведении. Кроме этого окказионализмы могут быть «визитной карточкой» писателя или поэта, они помогают создать образный поэтический мир.

В своей работе я сделала попытку раскрыть роль окказионализмов в раскрытии внутреннего мира лирического героя поэмы В.В. Маяковского «Флейта-позвоночник». Я изучила понятие «окказионализмы», рассмотрела способы их образования, попыталась проанализировать некоторые контексты с окказионализмами, а также три из них изобразила в виде рисунков. Работа очень объёмная. Поэтому я планирую её продолжать дальше. В дальнейшем я попытаюсь создать словарь окказионализмов поэмы В.В. Маяковского «Флейта-позвоночник». Это и будет итогом моей работы.

 

 


Список литературы:

1. Фельдман Н. И. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. 1957. № 4. С. 64-73;
2. Винокур Г.О. Маяковский – новатор языка // О языке художественной литературы: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост. Винокур Т.Г.; Предисл. В.П. Григорьева. –  М.: Высш. шк., 1991. –  448 c.;
3. «Флейта-позвоночник» поэма, Владимир Владимирович Маяковский.

Ресурсы интернета:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Окказионализм_(филология);

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Неологизм;

3. http://www.bibliotekar.ru/arh/7-3-filologiya/66.htm;

4.https://studbooks.net/733114/zhurnalistika/opredelenie_termina_okkazionalizm_osobennosti_okkazionalizmov;
5. https://studbooks.net/836387/literatura/tipy_okkazionalnyh_novoobrazovaniy;
6. http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/okkazionalnyie-slova-72190.html;
7. https://www.academia.edu/2494739/Окказионализмы_как_средство_ выразительности;
8.https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1960/ВНУТРЕННИЙ;
9. http://resoch.ru/osobennost-izobrazheniya-vnutrennego-mira-geroev-russkoj-literatury-19-veka/;
10. http://wiki-org.ru/wiki/Флейта-позвоночник;
11. http://pishi-stihi.ru/flejta-pozvonochnik-mayakovskij.html.

 

 

Приложение


Приложения № 1


  Окказионализмы, входящие в тематическую группу «поэма о любви» и их анализ

Окказионализм Способ образования окказионализма Лексическое значение окказионализмов в поэме
Стеганье одеялово Стегать-стеганье; одеяло-одеялово (суффиксальный)

Отношение возлюбленной героя и другого мужчины, для самого лирического героя – это ад.

Издымится Дымиться-издымится (приставочный)
Вымчи Мчаться-вымчаться-вымчи (суффиксальный) Испытание физической изможденности, в надежде на облегчение души лирического героя.
Выхмурясь Хмурясь-выхмурясь (приставочный) Отдать всю мрачность своей души на суде Божьем и больше не страдать.
Вызарю Озарить-вызарить-вызарю (бессуффиксный) Стремление окрасить свою последнюю любовь, придать ей яркий и живой цвет.
Вцелую Целую-вцелую (приставочный) Великая сила любви главного героя.
Выщетинившиеся Ощетинившиеся- выщетинившиеся (приставочный) Люди бездушные, непонимающие чувства лирического героя и осуждающие его за связь с замужней женщиной.
Вызарилась Вызарить-вызарила-вызарилась (суффиксальный) Стремление окрасить свою последнюю любовь, придать ей яркий и живой цвет.
Лавь Лавить-лавь (бессуфиксный) Поток страшных слов возлюбленной лирического героя.
Вымолоди Молодить-вымолодить-вымолоди (суффиксальный)

Значение законченности действия означает, что лирический герой настолько перестрадал свою любовь, испытал множество чувств, потрясающих его душу и тело.

Вызнакомь Знакомить-вызнакомить-вызнакомь (бессуфиксный)
Выгромил Громил-выгромил (приставочный)
Вызарила вызарить-вызарила (суффиксальный)
Вымечтал Мечтал-вымечтал (приставочный)
Выник Вынуть-выник (суффиксальный) Вынуть всю душу – опустошиться, сделаться равнодушным к жизни.
Вызолачивайтесь Вызолачивать-вызолачивайтесь (суффиксальный)

Оживание природы бодрит лирического героя. В нём чувствуется прилив жизненных сил. Поэтому поэзия спасает лирического героя от жизненных страданий и даёт ему силы жить дальше.

 

Весеньтесь Весна-весениться-весеньтесь. (бессуффиксный)

 

Приложения № 2


                       Изображение в виде рисунков некоторых окказионализмов

Окказионализмы: Стеганье одеялово, издымится.

 

Приложения № 3

Окказионализм: Вцелую .


                          
                                                                                                                    

                                                                                                                         Приложения № 4
Окказионализмы: Вызолачивайтесь, весеньтесь.



2019-11-22 692 Обсуждений (0)
Внутренний мир главных героев в литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внутренний мир главных героев в литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (692)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)