Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение обучения и развития в аспекте успешности учебной деятельности



2019-11-22 316 Обсуждений (0)
Соотношение обучения и развития в аспекте успешности учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




ПСИХОДИАГНОСТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс "Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление" впервые был включен в систему подготовки практических психологов в Московском государственном открытом педагогическом университете в 1993 г. Он входит в число основных учебных дисциплин на факультете психологии. Изучение этого курса является важнейшим элементом профессиональной подготовки будущих практических психологов.

Основная задача курса состоит в формировании систематизированных знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о психологических причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких результатах успеваемости школьников, о возможных способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях психопрофилактики школьной неуспеваемости.

.

Методологической основой курса является генетический подход к рассмотрению школьных трудностей; раскрытие причинно-следственных отношений между внутренними, психологическими факторами, приводящими к разного рода трудностям в обучении, и внешними проявлениями этих трудностей; признание важной роли целенаправленных коррекционно-формирующих воздействий в устранении психологических причин, вызывающих школьную неуспеваемость.

ВВЕДЕНИЕ.

РОЛЬ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

В ПРЕОДОЛЕНИИ ШКОЛЬНОЙ

НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Психологические причины школьной неуспеваемости и способы их устранения как предмет курса. Изучение внутренних и внешних факторов, обусловливающих возникновение разного рода трудностей в обучении, и формирование сплава психологических знаний и умения их практического использования - две взаимосвязанные задачи курса.

Специфика психодиагностики в школьной психологической службе. Изучение психологических особенностей учащихся с целью своевременного предупреждения трудностей в обучении. Контроль за эффективностью учебно-воспитательного процесса. Диагностика и психокоррекция трудностей в обучении как одна из главных задач школьного психолога.

Психодиагностика трудностей в обучении как научно-практическая деятельность школьного психолога. Роль фундаментальных теоретико-психологических знаний в обеспечении эффективности работы практического психолога. Семиотический, технический и каузально-логический компоненты психодиагностической деятельности по выявлению психологических причин школьной неуспеваемости.

Психодиагностическая функция учителя. Оперативная и долговременная "учительская" психодиагностика. Ненадежность интуитивно-эмпирического понимания учителем психологических причин трудностей в обучении школьников. О многозначности соотношения внешних проявлений трудностей в обучении и психологических причин, их вызывающих. Основные этапы психодиагностического исследования.

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ

ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Соотношение обучения и развития в аспекте успешности учебной деятельности

Соотношение обучения и психического развития - фундаментальный фактор, определяющий успешность учения школьников. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Внутренняя логика, сензитивные периоды развития и их связь с эффективностью школьного обучения. Возможности психического развития школьников в условиях традиционного и развивающего обучения.

Представление о конечной цели школьного обучения - ключ к решению проблемы школьной неуспеваемости. Преодоление на современном этапе понимания задач школьного обучения как накопление знаний, умений и навыков и выдвижение новых задач школьного образования, связанных с формированием личности учащихся как высокоразвитой и открытой системы, способной к саморазвитию, саморегуляции и самоопределению. Усвоение системы знаний как средство развития личности учащихся.

Совершенствование практики обучения на основе принципа системной дифференциации. Формирование целостной психологической основы обучения как необходимое условие его успешности.

Я. А. Коменский об основах метафизического знания в первые 6 лет жизни в материнской школе. П. П. Блонский о конечной задаче школы как о воспитании нравственно автономной личности, способной к самоопределению.

Современные психологи об основах личностного развития в процессе обучения: представления П. Я. Гальперина (рефлексивное знание как основа общих способов мышления и деятельности), Н. А. Менчинской (формирование диалектико-материалистического мировоззрения), Н. Г. Алексеева, В. Д. Шадрикова (развитие общих мыслительных, коммуникативных и деятельностных способностей учащихся) и др. Формирование эмоционально-эстетического, нравственного и логико-философского отношения к действительности у учащихся как психологической основы для саморазвития личности.



2019-11-22 316 Обсуждений (0)
Соотношение обучения и развития в аспекте успешности учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение обучения и развития в аспекте успешности учебной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)