Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


по предупреждению трудностей в обучении



2019-11-22 448 Обсуждений (0)
по предупреждению трудностей в обучении 0.00 из 5.00 0 оценок




Классно-урочная система обучения как первопричина "вечной" проблемы школьной неуспеваемости в педагогике и психологии. Необходимость предупреждения школьной неуспеваемости.

Показатели общих трудностей в учении: увеличение числа ошибок, большая затрата времени на выполнение уроков, невыполнение отдельных заданий, частые обращения за помощью, снижение интереса к предмету.

Виды школьной неуспеваемости. Эпизодическая неуспеваемость, устойчивая неуспеваемость по одному предмету, устойчивая неуспеваемость по ряду предметов.

Условия предупреждения нежелания учиться у школьников разного возраста.

Факторы учебного процесса, влияющие на школьную успеваемость (организация, формы и методы процесса обучения, недостатки в деятельности учителей).

Основные направления психопрофилактики школьной неуспеваемости. Роль активизации мыслительной деятельности школьников на уроке, психолого-педагогического изучения учащихся с целью своевременного обнаружения и устранения причин трудностей в обучении, организации групп развития в предупреждении школьной неуспеваемости.

Оставление на второй год как нерезультативный способ преодоления школьной неуспеваемости. Три случая, когда это может оказаться полезным (школьник-малолетка, большие пробелы в знаниях из-за болезни, плохие бытовые условия, но которые теперь улучшились).

Совершенствование системы обучения как основной путь профилактики школьной неуспеваемости. Индивидуальный подход к слабоуспевающим ученикам.

Развитие познавательных процессов учащихся для предупреждения ряда трудностей в обучении. Уроки психологического развития как эффективный способ профилактики и психокоррекции школьных трудностей.

 

 

Основная литература

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов: Пособие для учителей и школьных психологов. Обнинск: Принтер, 1993.

2. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Библ. "Гувернер" (пособие № 2). М.: Айсберг, 1991.

4. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? Библ. "Поможем детям лучше учиться". М.: Новая школа, 1993.

5. Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // Блонский П. П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.

6. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959.

7. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся VI-VIII классов: Пособие для учителей и школьных психологов, Обнинск: ОГПФЦ "Детство", 1993.

8. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 2. Л.: Изд-во МГУ, 1976.

9. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. (Для школьных психологов). Библ. развивающего обучения. Вып. 12. Томск: Пеленг, 1993.

10. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопр. психол. 1969. № 1. С. 15-25.

11. Выготский Л. С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

12. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: МГОПУ, 1995.

13. Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. Сер. "Педагогика и психология". № 4.

14. Гильбух Ю. З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 80-88.

15. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Библ. развивающего обучения. Вып. 11. Томск: Пеленг, 1992.

16. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985. Сер. "Педагогика и психология". № 4.

17. Гуткина Н. И. Группы и классы развития // Психол. наука и образование. 1996. № 3.

18. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971.

19. Диагностика готовности детей к обучению в школе - анализ поведения: Метод. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений / Под ред. В. М. Астапова. М.: Об-во "Знание" России, 1993.

20. Диков М. Н. Рефлексия внешних действий как интегративный показатель психологической готовности детей к обучению в школе: Автореф. канд. дис. М., 1994.

21. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.

22. Зак А. З. Различия в мышлении детей: Учебно-метод. пособие. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.

23. Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. № 1. С. 28-34.

24. Занков Л. В. К вопросу о соотношении обучения и развития // Содружество ученого и учителя: Книга для учителя / Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. М.: Просвещение, 1991.

25. Зинченко С. Н. Почему детям бывает трудно учиться. Киев: Рад. школа, 1990.

26. Коменский Я. А. Материнская школа // Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.

27. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: Метод. разработки. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.

28. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.

29. Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988.

30. Лидерс А. Г., Колесников В. Г. Тест школьной зрелости. Обнинск: Принтер, 1992.

31. Локалова Н. П. Психологические механизмы влияния физвоспитания на успешность учебной деятельности младших школьников // Психологические проблемы физического воспитания школьников: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Б. Б. Коссов. М.: АПН СССР, 1989.

32. Локалова Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. 1992. № 12. С. 59-61, 69.

33. Локалова Н. П. Виды анализа учебного материала и психологические трудности при их несформированности // Начальная школа. 1994. № 5. С. 54-59.

34. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е, перераб., доп. М.: Ось-89, 1997.

35. Лурия А. Р. Материалы к генезису письма у ребенка // Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1992.

36. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

37. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.

38. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС-6-7): Методич. руководство / Аверина И. С., Щебланова Е. И., Задорина Е. Н. Обнинск: Принтер, 1994.

39. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека / Акимова М. К., Данилов В. А., Козлова В. Т. Методич. банк школьного психолога. Вып. № 2. М., 1992.

40. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.

41. Научно-практические проблемы школьной психологической службы / Ред. кол.: Ю. К. Бабанский, А. А. Бодалев, И. В. Дубровина. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. Т. 1.

42. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ "Сфера", 1996.

43. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988.

44. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988.

45. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. М.: Ин-т гигиены детей и подростков; Ленингр. педиатр. мед. ин-т, 1973.

46. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986.

47. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учебн. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ "Сфера", 1997.

48. Практические занятия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1972.

49. Практикум по психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1972.

50. Прихожан А. М., Юферева Т. И. Об аффекте неадекватности у учащихся III и V классов // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии: Сб. научн. тр. / Под ред. В. Н. Пушкина. М.: АПН СССР, 1975.

51. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. Сер. "Педагогика и психология". № 5.

52. Психические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. Й. Ломпшера. М.: Педагогика, 1984.

53. Психологическая коррекция умственного развития учащихся: Пособие для школьных психологов / Отв. ред. К. М. Гуревич, И. В. Дубровина. М.: Олимпик, 1990.

54. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971.

55. Психологическая служба в школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.

56. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

57. Разумова Г. В. Картина мира и психологическая готовность к школьному обучению: Автореф. канд. дис. М., 1996.

58. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск: Принтер, 1993.

59. Славина Л. С. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании // Вопр. психол. 1975. № 3. С. 156-161.

60. Соколова И. М. Психологические особенности "среднего" ученика: Автореф. канд. дис. М., 1994.

61. Солдатов Д. В. Определение сформированности мотивационного компонента психологической готовности к школе // Новые исследования в психологии. 1993. № 1 (7). С. 41-47.

62. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.

63. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР): Руководство по работе с тестом / Гуревич К. М. и соавт. М.: Международн. Образовательный и Психол. Колледж, 1995.

64. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий: Книга для учителей дифференцированных классов / Под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев: Випол, 1993. Сер. "Учитель и психодиагностика". № 13.

65. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.

66. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.

67. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.

68. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Барс, 1997.

69. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: Столетие, 1995.

70. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995.

71. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989.

Дополнительная литература

1. Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопр. психол. 1984. № 6. С. 71-78.

2. Акимова М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. Сер. "Педагогика и психология". № 3.

3. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: Альфа, 1992.

4. Безруких М. М., Ефимова С. В. Как помочь детям с трудностями обучения? // Начальная школа. 1990. № 10. С. 11-16.

5. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М.: Народн. ун-т, пед. ф-т, 1987. № 3.

6. Войтко В. И., Гильбух Ю. З. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы // Знание. УССР. 1980. № 4. Сер. VII "Педагогическая".

7. Гильбух Ю. З. Темперамент и познавательные способности школьника. Психология, диагностика, педагогика. Сер. «Учитель и психодиагностика». № 1. Киев: Ин-т психологии АПН Украины, 1993.

8. Гуревич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. Сер. «Педагогика и психология». № 1. М.: Знание, 1992.

9. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973.

10. Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. Сер. «Педагогика и психология». № 3. М.: Знание, 1982.

11. Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Луч, 1995.

12. Марютина Т. М., Мешкова Т. А., Гавриш Н. В. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся II классов // Вопр. психол. 1988. № 3. С. 36—43.

13. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

14. Методы обследования нарушений речи у детей / Под ред. Т. А. Власовой. М.: АПН СССР, 1982.

15. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1990.

16. Орлова Л. В. Интеллектуальная пассивность учащихся // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 45—51.

17. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.

18. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.

19. Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.

20. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966.

21. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. М.: АПН РСФСР, 1958.

22. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

23. Чуприкова Н. И. Система обучения Л. В. Занкова и современная психология // Педагогика. 1993. № 2. С. 16—19.

24. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997.

 



2019-11-22 448 Обсуждений (0)
по предупреждению трудностей в обучении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: по предупреждению трудностей в обучении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)