Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


THE REALIZATION OF THE IDEAS OF THE EURASIAN PROJECT IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE USCO



2019-11-22 193 Обсуждений (0)
THE REALIZATION OF THE IDEAS OF THE EURASIAN PROJECT IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE USCO 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УШОС

THE REALIZATION OF THE IDEAS OF THE EURASIAN PROJECT IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE USCO

З.И. Исламова, Л.Р. Саитова, Г.Е. Семенова

Z.I. Islamova, L.R. Saitova, G. E. Semenova

 

Ключевые слова: евразийство, евразийский проект, евразийское образовательное пространство, Университет Шанхайской организации сотрудничества.

Keywords: Eurasianism, the Eurasian project, the Eurasian educational space, University of the Shanghai cooperation organization.

Аннотация: В статье рассмотрены основные идеи классического евразийства, возможности их реализации в современном социокультурном и социально-образовательном пространстве Евразии. Авторы рассматривают университет Шанхайской организации сотрудничества как условие формирования евразийского образовательного пространства. Статья посвящена основным направлениям деятельности Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы в рамках направления «Педагогика» Университета Шанхайской организации сотрудничества.

Annotation: the article considers the basic ideas of classical Eurasianism, the possibility of their realization in modern socio-cultural and socio-educational space of Eurasia. The authors consider USCO as a condition of formation of the Eurasian educational space. The article is devoted to the main directions of the activity of the BSPU named after M. Akmulla in the direction of "Pedagogy" of the USCO.

 

Поиск эффективных путей трансформации и модернизации мировых общественных отношений приводит к разработке различных концепций развития общества от парадигм в контексте национализма до идей в русле глобализма. С позиций националистического видения этого процесса критерием успешности цивилизационного развития общества выступает благополучие и расцвет национальных государств. С позиций глобалистического видения успешность развития цивилизации зависит от степени сформированности единого общемирового финансово-экономического, политического и культурного пространства на основе транснационализации и регионализации.

Одним из наиболее компромиссных вариантов, позволяющих уйти от полярности диаметрально противоположных концептуальных позиций, выступает Евразийский проект развития цивилизации. Ведущие философы евразийского толкования развития цивилизации исходят из того, что интеграция славяно-тюркских элементов традиционно следует в нескольких направлениях: по пути экуменизации (объединения людей независимо от религии, что на современном этапе цивилизационного развития человечества весьма затруднено); в русле секуляризации (отстранения от религиозных контекстов, перехода к светскому сознанию, что в эпоху национально-религиозного возрождения этносов практически невозможно); и, наконец, по пути сублимации (перехода к особому гуманитарному «метаязыку», в котором энергетика религиозных, национально-религиозных импульсов не подавлялась бы, а сублимировалась, трансформировалась в специфические цивилизационные формы). Последнее направление, действительно, как отмечают многие философы-евразийцы, позволяет создавать межнациональные, межрелигиозные союзы на основе нового способа отношений [3].

Генезис евразийского проекта позволяет выделить два периода развития: эпоху становления классического евразийства в начале ХХ века и период формирования неоевразийства со второй половины 80-х годов по настоящее время.

Ретроанализ показывает, что классическое Евразийское движение зародилось в среде русской эмиграции в Европе. В число его основателей входили видные представители интеллигенции: Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Г. В. Флоровский, Г. В. Вернадский, Н.Н. Алексеев, В. Н. Ильин, Д. Святополк-Мирский, Эренжен Хара-Даван. Классические евразийцы противопоставили себя одновременно тоталитарному коллективизму большевиков и фашистов, и либеральному индивидуализму демократических стран Запада. Являясь представителями различных сфер деятельности, «евразийцы-классики» стремились осуществить переустройство и улучшение во всех областях: в культуре, во внешней политике, в экономике, в административном устройстве, в политической и правовой системах, в социальной, в религиозной и духовной сферах. Позволим себя еще раз подчеркнуть, сутью идеологии классического евразийства являлось нахождение «золотой середины» между такими противоборствующими понятиями как: либерализм – консерватизм, социализм – капитализм, интересы личности – общества – государства, интересы больших – малых народов, традиции – прогресс и пр. Основополагающие положения евразийского проекта отражены в трудах Л.Н.Гумилева, который более полувека выступал самым ярким последователем идей Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского, Г. В. Вернадского.

В настоящее время термин «неоевразийство» все чаще звучит в общественно-гуманитарном пространстве, актуализируя евразийскую традицию с учетом принципиально иной исторической обстановки, совершенно иных тенденций развития, навеянных современностью. Сегодня евразийство представляет собой планетарную стратегию, которая признает объективность глобализации и, соответственно, конец эпохи «национальных государств», но вместе с тем предлагает качественно иной оригинальный сценарий глобализации. Не однополярный мир и не единое мировое государство с единым мировым правительством, а несколько глобальных зон – полюсов [6].

Актуальность евразийского проекта еще более усугубилась в связи с глубинными изменениями после развала СССР, что поставило Россию и другие постсоветские республики перед сложной и ответственной задачей – выжить, перестроить свои экономики и найти достойное место в мировом цивилизационном процессе. Эволюция международных отношений в начале XXI века обострила необходимость переосмыслить приоритеты внешних политик с учетом возросшей роли стран в международных делах, повышения их ответственности за происходящие в мире события. На повестку дня встал вопрос об укреплении отношений добрососедства, взаимного доверия, дружбы и сотрудничества между пятью соседними евразийского пространства – Китаем, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Кыргызстаном. В 1996 и 1997 годах, главы пяти государств на встречах в Шанхае и Москве подписали "Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах" и "Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах", что стало важным историческим этапом, приведшим к запуску механизма под названием "Шанхайская пятерка". Взаимодействие между странами осуществлялось в формате ежегодных встреч. Их содержание постепенно расширялось от обсуждения вопросов укрепления доверия в приграничных районах до развития всестороннего взаимовыгодного сотрудничества в сферах политики, безопасности, дипломатии, а также торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях.

В такой обстановке стали актуальными и востребованными альтернативные подходы к осмыслению истории и современности. Поэтому совсем не случайно в интеллектуальном сообществе таких стран, как Россия и Казахстан, занимающих срединное положение в Евразии произошло закономерное возрождение евразийских идей. В силу географического местоположения и исторических особенностей развития, Евразия была и остается своеобразной геополитической площадкой, где сосуществуют люди разных национальностей, культур и конфессий. Мы согласны с последователями евразийства, что историко-генетическим предназначением ей предопределено включиться в реализацию евразийского проекта и продолжить социальный эксперимент по созданию своеобразной Ойкумены, – организации, где объединены страны независимо от религиозных и национально-культурных особенностей.

В настоящее время мы становимся свидетелями, как стремительные темпы развития науки и техники, продолжающаяся экономическая глобализация, приводят к тому, что все страны мира ускоряют шаги в сторону регионального сотрудничества, чтобы эффективно воспользоваться историческим шансом мира и развития, добиться снижения различных рисков и вызовов. В то же время нельзя не согласиться с тем, что деятельность террористических, сепаратистских и экстремистских сил в Центральноазиатском регионе нарастает день ото дня, серьезно угрожая безопасности и стабильности государств, что отражается на мире и развитии региона. Китай, Россия и государства Центральной Азии несут важную миссию обеспечения региональной безопасности и стабильности, защиты мира на земле, не умаляя при этом приоритета развития собственных экономик, осуществления национального возрождения. Мирное сосуществование и стабильное развитие стали веянием эпохи. Это обусловило возрождение идеи евразийства о создании интеллектуального и идейного поля для совместного определения государственных приоритетов и выбора международной программы развития на основе углубления взаимоотношений добрососедства, дружбы и сотрудничества в целях реализации национальных интересов, благополучия и процветания. В связи с этим, в июне 2001 года главы государств-членов "Шанхайской пятерки" и президент Республики Узбекистан на встрече в Шанхае подписали Декларацию о создании новой региональной организации – Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Дух евразийства и опора на его основополагающие идеи предопределили ведущие принципами взаимодействия стран-партнеров Шанхайской организации сотрудничества:

‒  принцип взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;

‒ принцип равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;

‒ принцип поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса;

‒ принцип мирного разрешения разногласий между государствами-членами;

‒ принцип ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций;

‒ принцип недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;

‒ принцип добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из Хартии и других документов, принятых в рамках ШОС [5].

Важно отметить, что Шанхайская Организация Сотрудничества реализует не только интеграционный аспект современного евразийства, но и осуществляет цивилизационный подход к решению многих общечеловеческих проблем. К числу подобных проблем можно отнести вопросы, связанные с эдукологией в евразийском пространстве, модернизацией систем высшего образования, повышением конкурентоспособности национальных систем образования. В этом плане мы исходим из того, что образование играет фундаментальную интегрирующую роль не только в социально-культурологическом аспекте, в рамках которого воспроизводится кадровый потенциал для евразийской образовательной среды, но и в социально-экономическом, где оно в конечном итоге формирует современную политику и новую экономику (экономику знаний) в геополитическом пространстве евразийских государств.

Безусловно, единое образовательное пространство в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества призвано способствовать формированию благоприятной среды социализации и гармонизации человека, народов и цивилизаций интегрируемого сообщества, стать эффективным средством защиты от негативных процессов глобализации. ШОС как пространство активного многостороннего взаимодействия, пространство поиска совместных решений и инновационных форм сотрудничества нуждается в первую очередь в подготовке высококвалифицированных кадров. Для достижения приоритетных целей в областях экономического, научно-образовательного, технического и культурного сотрудничества государств в 2007 году был сформирован на базе головных и базовых вузов стран-участниц Университет ШОС. Надо признать, что создание Университета ШОС стало одним из самых масштабных образовательных проектов не только в регионе ШОС, но и в мире, поскольку он призван объединить научные и образовательные школы на огромном мировом пространстве [4].

В настоящее время Университет ШОС расширился до 82 вузов-партнеров, которые ориентированы на реализацию приоритетных направлений экономического и социально-культурного развития евразийского ареала: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии, нанотехнологии. Реалии показывают, что для формирования инновационного технополиса, способного генерировать и внедрять новшества в высокотехнологичные и конкурентные области экономики, производства и бизнеса, необходим высокий уровень подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров. В связи с этим на заседании совета ректоров головных (базовых) вузов Университета ШОС в мае 2013 года было принято решение об открытии еще двух важных направлений: «Экономика» и «Педагогика». В социально-образовательном контексте последнее направление приобретает особую значимость, так как свидетельствует о том, что Университет ШОС в своем поступательном развитии вышел на более высокий уровень – уровень психолого-педагогического сопровождения приоритетных направлений УШОС.

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы (БГПУ им. М.Акмуллы) является одним из тех эффективных педагогических университетов России, которые смогли стать участниками программы по направлению «Педагогика». Университет, ясно осознавая всю ответственность за подготовку молодого поколения в мировом масштабе, видит свою миссию в развитии направления «Педагогика» как системообразующего звена сетевого взаимодействия образовательных организаций стран-участниц ШОС.

В этих целях менеджеры в области академической мобильности ведущих казахских и башкирских вузов (Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы и др.) организовали серию встреч и совещаний по разработке и согласованию нормативных документов, обеспечивающих многостороннее и конструктивное взаимодействие в русле усиления толерантности и содружества евразийских стран. Этому способствовал также ряд таких инициаций и мероприятий, как организация круглого стола ученых и координаторов вузов по направлению «Педагогика» УШОС в рамках секции международных Акмуллинских чтений, проведение седьмой недели образования государств-членов ШОС на базе БГПУ им. М.Акмуллы.

12 декабря 2013 года в БГПУ им. М.Акмуллы, в рамках Международных дней М. Акмуллы, прошел круглый стол «Формирование единого образовательного пространства в условиях глобализации: проблемы и перспективы». В нем приняли участие представители девяти вузов стран ШОС. Были рассмотрены современные тренды международного сотрудничества в образовании и информационно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия в рамках УШОС. Среди современных трендов модернизации высшего образования особое внимание было уделено таким направлениям, как развитие интернационализации вузов, усиление сетевого научно-образовательного взаимодействия и создание информационно-методического сопровождения УШОС.

Одним из мероприятий, направленном на решение стоящих перед УШОС задач, стала организация в Уфе Недели образования государств-членов ШОС «Образование без границ» в формате Международного научно-образовательного форума 21-22 мая 2014 года. VII неделя образования проводилась в рамках председательства России в ШОС и внесла достойный вклад в дело углубления интеграционных процессов в сфере образования в рамках евразийского пространства.

С позиций ценностно-целевых оснований проведения VII недели образования были выделены следующие задачи развития УШОС:

‒ развитие межгосударственного сотрудничества в сфере образования и науки в рамках направления «Педагогика»;

‒ развитие системы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров УШОС, обеспечивающих формирование евразийского образовательного пространства;

‒ содействие качественной подготовке педагогических работников для многоуровневой модели образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, послевузовское профессиональное образование);

‒ реализация совместных научно-исследовательских программ и проектов.

С целью дальнейшего развития концептуально-содержательных оснований направления «Педагогика» УШОС в рамках проведения данного мероприятия при участии кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ им. М.Акмуллы был организован круглый стол «Модернизация процесса подготовки педагогических кадров в системе высшего образования евразийского пространства».

В программно-методическом формате развития УШОС в рамках направления «Педагогика» большую ценность представляет согласование представителями и координаторами вузов-партнеров перечня магистерских программ. Здесь не лишним будет добавить, что БГПУ им. М.Акмуллы более двух лет сотрудничает с ЕНУ им. Л.Н. Гумилева – вузом-координатором по направлению «Педагогика». Ими была проведена большая работа по согласованию магистерских программ и аннотированию магистерских курсов, по разработке единых требований к количеству академических часов и образовательных кредитов, формированию рабочих учебных планов, перечня материалов учебно-методического комплекта дисциплин, выбору тем магистерских диссертаций, разработке УМК по приоритетным рекомендуемым курсам. С вузом-партнером подписано соглашение о совместной подготовке квалифицированных кадров в рамках согласованных образовательных программ подготовки магистрантов по направлению «Педагогика и психология» УШОС.

Не менее значимым направлением сотрудничества является научно-сетевое взаимодействие ученых и педагогов вузов-партнеров в области исследования аксиологических основ формирования евразийской культуры. Мы исходим из того, что под евразийской культурой понимается система ценностей, формируемых всилу единства интересов различных этнических групп региона, признания традиций, обычаев и особенностей национальной психологии различных этнических общностей, и присвоения лучшего в социальном опыте всех этносов данного региона. Здесь уместно подчеркнуть, что евразийская культура является основой формирования социально-этических норм поведения человека с высокой культурой межнационального общения и межнациональных отношений.

Процесс формирования евразийской культуры строится с учетом философской триады «общее – особенное – индивидуальное». Данная объективная закономерность позволяет педагогу конструировать процесс формирования евразийской культуры в следующей последовательности: от индивидуально-этнической, через национально-региональную к евразийской культуре.

Одним из условий успешности данного процесса является высокий уровень сформированности педагогической культуры преподавателя УШОС. Ему отведена благородная миссия приобщать будущее поколение к культурным ценностям евразийского региона, быть носителем собственной этнической культуры и вдохновителем формирования этнического самосознания каждого обучающегося.

Педагогическая культура, на наш взгляд, представляет собой необходимый уровень сформированности у педагога современных общекультурных и профессиональных способностей, позволяющих организовать педагогическую деятельность в соответствии с этническими особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических групп и общностей евразийского региона [3].

Педагогическая культура представляется в двойном выражении: как средство формировании личности педагога УШОС (этническое самосознание, способность к самоопределению в культуре, стремление к самообразованию и т.д.); как условие, позволяющее педагогически целесообразно организовать образовательный процесс в евразийской среде.

Технологический аспект формирования ценностного мира в системе педагогического образования включает прежде всего восхождение студентов к универсальным ценностям, таким как Истина, Добро, Красота, Познание. Далее содержательный аспект аксиологического образования студентов предполагает признание доминирующих ценностей евразийской культуры, таких как Человек, Жизнь, Отечество, Труд, Толерантность. И, наконец, с позиций особенного, общего и специфического усваивается еще одна группа ценностей – профессионально значимые ценности.

На операционально-технологическом уровне формирование евразийской культуры предполагает следующие этапы: осознание студентами универсальных ценностей, ценностей евразийской культуры и приоритетных ценностей педагогической деятельности; следующими этапами являются признание и присвоение этой системы ценностей; затем преобразование себя на основе приобретенной системы ценностей; и, наконец, овладение технологией формирования ценностей в образовательном процессе вуза-партнера УШОС [2].

Формирование педагога с развитыми универсальными и евразийскими способностями – одна из важных задач реализации евразийского проекта в системе высшего педагогического образования. В образовательном процессе вузов-партнеров УШОС студенту должна предоставляться возможность погружаться в пространство родной культуры, чтобы затем выйти в российское и евразийское культурное пространство. В результате такой постановки образования может происходить идентификация личности будущего педагога на общероссийском, евразийском и мировом уровнях.

Мы убеждены, что только при таком подходе возможно создание своеобразных научно-сетевых «ойкумен» или сообществ, наполненных этико-нравственным потенциалом китайского мыслителя Конфуция, евразийским духом русского философа Л.Н.Гумилева, аксиологическими смыслами народного педагога-мыслителя М.Акмуллы и др.[4]. Именно в рамках направления «Педагогика» УШОС возможно дальнейшее развитие мировых педагогических идей в евразийском контексте, модернизация процесса подготовки профессиональных кадров для многоуровневой модели педагогического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, дополнительное образование), реализация модели полифункционального преподавателя вуза нового типа, способного обеспечивать условия для научно-сетевого проектного взаимодействия субъектов образовательного процесса вузов-партнеров евразийского пространства.

 

Литература

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.

2. Исламова З.И. Интернационализация высшего образования в контексте Университета ШОС по направлению «Педагогика» / З.И. Исламова, Л.Р. Саитова, Г.Е. Семенова, Р.Р. Ихсанова – Педагогика №8, 2014 – 68-77 с.

3. Исламова З.И. Реализация идей евразийского проекта в образовательном пространстве вуза //Евразийское сознание: формирование мировоззренческой парадигмы в образовательном пространстве современной России / Материалы круглого стола: В 2 ч. – Уфа: БГПУ, 2002. –Ч. 2. – 210 с. – С.85-89.

4. Исламова З.И. Ценностно-целевые и организационно-содержательные основания развития УШОС в рамках направления «Педагогика» / З.И. Исламова, Г.Е. Семенова // Культура и образование [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции – Уфа, Издательство БГПУ, 2014. – С. 71-75.

5. Хартия Шанхайской организации сотрудничества [Текст]. – Санкт-Петербург, 2002.

6. Центральный интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=11935 Дата обращения: 17.05.2014



2019-11-22 193 Обсуждений (0)
THE REALIZATION OF THE IDEAS OF THE EURASIAN PROJECT IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE USCO 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: THE REALIZATION OF THE IDEAS OF THE EURASIAN PROJECT IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE USCO

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)