-Здравствуйте, дети. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение.
Проверьте готовность к уроку. (слайд 1)
Приветствие учителя, гостей.. Проверка готовности к уроку.
Улыбаются друг другу
Познавательные:
Выделение существенной информации из слов учителя
Коммуникативные:
Взаимодействие с учителем, слушание учителя
Регулятивные: Умение настраиваться на занятие
Личностные:
Освоение роли ученика.
II . Речевая разминка.
Был вежлив (слайд 2)
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
Спасибо! — говорил.
(С.Я. Маршак)
Задание:
1) Прочитать про себя;
2) Прочитать хором
3) Прочитать быстро.
4) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.
- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)
-Почему? (Он обижал малышей.)
- Как мы его назовем? (Грубым, злым, невоспитанным)
-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? (Нет.)
-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)
Правильно. А кто знает , кого называют невежей, а кого невеждой?
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Невежда - малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему.
Читают, выполняют задания, учителя. Отвечают на вопросы.
Познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
Личностные : ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами
III . Актуализация опорных знаний.
-Как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья)
- Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения?(Два пирожных)
-Кто его автор? (Юрий Ермолаев)
Какое задание вам было на дом?
Чтение по ролям рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных».
-Ребята, а как вы считаете, это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?
-Какая девочка вам больше понравилась? Почему?(Оля, она отзывчивая, добрая..)
Отвечают на вопросы, читают по ролям.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, обобщать, делать выводы.
IV . Определение темы и цели урока.
(задание на карточках у каждого ребенка)
- Прочитайте стихотворение: «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« . . .!» - я кричу.
« . . .!» - кричу я вслед,
Всем идущим на обед.
« . . .!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.
( Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый
вечер»).
- Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите? Как вы думаете зачем они нужны людям?
О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.
- А какой рассказ мы будем читать, вы узнаете, выполнив задание в парах.
-Возьмите карточки и зачеркните английские буквы.
-Кто его автор?- прочитайте на с. 87
-Какая же тема нашего урока? (слайд 3)
Работа в парах.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные: умение определять цели и задачи усвоения новых знаний.
Познавательные: умение обосновывать свои суждения , обобщать.
V . Работа по теме урока.
Знакомство с биографией (презентация).(слайд 4, 5,6,7,8,9,10,11)
Рассказывает ученица.
Словарная работа
- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.(слайд 12)
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.Стряпала - готовила пищу. Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
- Первичное чтение учителем и детьми.
- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?
Дети слушают.
Отвечают на вопросы
Читают
Познавательные:
выделение существенной информации из слов учителя, сверстника,
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,
умение формулировать гипотезу. Слушание учителя и ответы на поставленные вопросы.
Регулятивные:
развитие регуляции учебной деятельности
Личностные :
Мотивация к изучению нового учебного материала.
Самоопределение.
VI . Физкультминутка
VII . Этап первичной проверки понимания изученного.
- Назовите главного героя рассказа.
- Понравился вам мальчик в начале рассказа? Почему?
- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
- Кто помог мальчику?
- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
- Можно ли старика назвать колдуном, чародеем, волшебником? (нет) (просто он был очень мудрым человеком. Он много лет общался с людьми и познал тайну доброго отношения к людям, и в трудный для Павлика момент открыл эту тайну мальчику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь.)
- Как действовала на окружающих волшебное слово мальчика ?(они становились добрее)
- Каким становилось настроение людей, когда они слышали волшебное слово?(настроение становилось хорошим)
- Каким стал мальчик, после общения со стариком?
Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил.
Выборочное чтение. (работа в группах)
1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).
3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
(- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).
Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа: ( слайд13 )
- «Добрый человек добру и учит».
-«За добро, добром платят»
Работа в парах
Восстановите последовательность событий: (слайд 14)
1.Встреча со стариком.
2.Разговор с Леной.
3. Разговор с бабушкой.
4.Беседа за обедом.
5. Возвращение в сквер.
Отвечают на вопросы, делают выводы.
Работают в группах
Познавательные: Поиск и выделение информации.
Умение строить речевое высказывание.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение использовать речь для регулирования своего действия
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Регулятивные:
Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Саморегуляция.
VIII . Рефлексия.
- Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? («Волшебное слово»)
–Кто написал этот рассказ?
- Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «доброй ночи», «доброе утро»)
- Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
- Какая же главная мысль рассказа? Чему нас хотела научить В. Осеева?
Вывод:
Важно не просто знать волшебные слова, но и научиться пользоваться ими , а значит научиться вежливому и культурному общению друг с другом
- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда вы отправитесь далее в путь на зелёном автобусе;
- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то
на жёлтом автобусе;
- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда на красном.
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. оценивают свою работу на уроке.
Познавательные: Анализ работы на уроке и осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Умение делать выводы.
Коммуникативные: понимание на слух ответов других обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Рефлексия способов и условий действий.
Личностные :
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, активности.