Раздел V. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (4 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «География» является усвоение содержание предмета и достижения обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного ОО и ООП основного ОО. Задачами учебного предметами являются: 1. познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; 2. познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; 3. понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.
Программа по курсу «География» для 5-6 классов общеобразовательных организаций подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы ФГОС ООО и представляет развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной содержательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами основного общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Инновационная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Домогацких Е.М. Программа курса «География». Предметная линия учебников системы «Инновационная школа». 5-9 классы. — М.: Русское слово, 2016 2. Рабочая программа к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «География. Введение в географию». 5 класс / Болотникова Н.В., Банников С.В. - М.: Русское слово, 2016 3. Рабочая программа к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «География. Физическая география». 6 класс / Болотникова Н.В., Банников С.В. - М.: Русское слово, 2016 Учебники: 4. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. 5. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016.
Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с учебным планом: по одному часу в неделю в 5-6 классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета «География» в 5-6 классах основной школы должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3) формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 5) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных познавательных задач; 3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 4) смысловое чтение; 5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; 3) формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; 5) овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения; 6) формирование умений использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета
КЛАСС ( 35 часов ) Раздел I . НАУКА ГЕОГРАФИЯ (2 часа ) Тема 1. Что такое география. Когда возникла география как наука? Чем отличается современная география от географии древности (1 час). Тема 2. Методы географических исследований.Какими методами исследования пользуются при изучении Земли? Чем отличаются методы географических исследований друг от друга? Что такое картография? Какие существуют источники знаний? (1 час).
Раздел II . ЗЕМЛЯ И ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ (5 часов) Тема 1. От плоской Земли к земному шару. Какую форму имеет Земля? Почему в древности люди считали, что Земля плоская? Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара? (1 час). Тема 2. Форма, размеры и движения Земли. Кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес? Каковы размеры Земли? Что такое полюс и экватор? О видах движения Земли их географических следствиях. Почему в сутках 24 часа и почему бывает високосный год? (1 час) Тема 3. Глобус и карта. Как называется модель Земли и каковы ее особенности? Чем отличается географическая карта от глобуса? Какие фотографические изображения позволяют исследовать Землю? (1 час) Тема 4. Ориентирование на местности. Что такое ориентирование? Что такое стороны горизонта и какие они бывают? Зачем нужен компас и как с ним работать? (1 час) Обобщение и контроль знаний (1 час)
Раздел III . ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ (14 часов) Тема 1. По следам путешественников каменного века. Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли? Кто такой Тур Хейердал и какое он имеет отношение к древним путешествиям? Как люди расселялись по материкам и островам? (1 час) Тема 2. Путешественники древности. Кто такие финикийцы? Какое путешествие и зачем совершили финикийцы? Кого называют «отцом географии»? Что такое «солнечный камень»? Чего испугался Пифей? (1 час) Тема 3. Путешествия морских народов. Кто такие викинги? Какие географические открытия совершили викинги? Какие особенности природы характерны для Исландии и Гренландии? Почему викингов не считают первооткрывателями Америки? (1 час) Тема 4. Первые европейцы на краю Азии. Кто такой Марко Поло? Зачем европейцы искали путь в Китай? О чем говорится в «Книге Марко Поло»? (1 час) Тема 5. Хождение за три моря. Кто такой Афанасий Никитин? Какие три моря пересек А. Никитин во время своего путешествия? Зачем А. Никитин отправился в Индию? (1 час). Тема 6. Морской путь в Индию. Что такое эпоха Великих географических открытий и когда она началась? Почему важно было найти морской путь в Индию? Кто такие Бартоломеу Диаш и Васко да Гама? Почему португальского принца Генриха прозвали Мореплавателем, хотя он не совершил ни одного плавания? (1 час) Тема 7. Открытие Америки. Кто открыл Америку? Куда плыл и какую ошибку совершил Колумб? Кто такой Америго Веспуччи? Чем индейцы отличаются от индийцев? (1 час) Тема 8. Первое кругосветное плавание. Кто совершил первое кругосветное плавание? Зачем надо было совершать кругосветное плавание? Кто такие Фернан Магеллан и Хуан Себастьян Элькано? Действительно ли Магеллан совершил первое кругосветное плавание? (1 час) Тема 9. Открытие Южного материка. Что такое Неизвестная Южная Земля? Почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей? Кто открыл Австралию? Почему кенгуру так назвали? (1 час) Тема 10. Поиски Южной Земли продолжаются. Что продолжал искать Джеймс Кук? Почему не состоялось открытие Джеймсом Куком Антарктиды? Что искал Дж.Кук в Тихом океане? (1 час) Тема 11. Русские путешественники. Какова роль русских путешественников в исследовании Земли? Какие территории были открыты и исследованы русскими путешественниками? Кто такие Семен Дежнев, Витус Беринг и Алексей Чириков? (1 час) Тема 12. Вокруг света под русским флагом. Кто из российских мореплавателей совершил первое кругосветное плавание? Кто открыл Антарктиду? Почему российским мореплавателям удалось подойти к берегам Антарктиды, а Дж. Куку — нет? (1 час) Обобщение и контроль знаний (1 час) Урок коррекции знаний (1 час)
Раздел IV . ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (10 часов) Тема 1. Мировой океан и его части. Что такое Мировой океан и каковы его размеры? Почему вода в океане соленая? Что заставляет воды Мирового океана двигаться? Из каких частей состоит Мировой океан? Сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга? (1 час). Тема 2. Значение Мирового океана для природы и человека. Кто живет в Мировом океане? Чем отличаются живые организмы, населяющие Мировой океан? Как человек использует Мировой океан? Каково значение Мирового океана? (1 час). Тема 3. Путешествие по Евразии. О размерах и географическом положении материка? Почему природа материка разнообразна? О природных «рекордсменах» материка. (1 час). Тема 4. Путешествие по Африке. Об особенностях природы Африки. О природных «рекордсменах» материка. О закономерностях изменения природы на материке. О том, что такое оазис? О том, как выглядят жители Африки? (1 час). Тема 5. Путешествие по Северной Америке. Об особенностях природы и населения Северной Америки. О положении Северной Америки относительно других материков и океанов. (1 час). Тема 6. Путешествие по Южной Америке. Чем знаменита Южная Америка? По какому климатическому показателю выделяется материк? Где расположен самый высокий в мире водопад? Об уникальных растениях и животных материка. (1 час). Тема 7. Путешествие по Австралии. Где расположена Австралия? Какие месяцы в Австралии холодные, а какие теплые? Почему в крупнейшем озере материка нельзя утонуть? Кто живет в Австралии? (1 час). Тема 8. Путешествие по Антарктиде. Почему в Антарктиде холодно? Когда пингвины высиживают птенцов? Почему снега материка не таят? Кто живет в Южном полюсе? (1 час). Обобщение и контроль знаний (1 час) Урок коррекции знаний (1 час)
Раздел V. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (4 часа) Тема 1. Что такое природа? Что такое «объект природы»? Об отличиях объектов природы от объектов, созданных человеком (1 час). Тема 2. Оболочки Земли. Какие бывают оболочки Земли и чем они отличаются друг от друга? Что такое географическая оболочка? Как взаимодействуют оболочки Земли? ( 1 час). Урок обобщения и контроль знаний по курсу (1 час). Урок коррекции знаний по курсу (1 час).
КЛАСС (35 часов) Раздел I . ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА (5 часов) Тема 1. Земля и Вселенная. Что такое Солнечная система и какие планеты входят в ее состав? Сколько лет Земле? Как Солнце и Луна влияют на жизнь Земли? (1 час) Тема 2. Система географических координат. Что такое координаты и как их определять? Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота (1 час). Тема 3. Времена года. Как распределяются солнечные свет и тепло по поверхности Земли? Как влияет положение земной оси на смену времен года? (1 час). Тема 4. Пояса освещенности. Тропики и полярные круги. Какие бывают пояса освещенности? (1 час). Обобщающий урок по теме «Земля как планета» (1 час).
Раздел II . ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 часов) Тема 1. Географическая карта и масштаб. Что такое масштаб? Виды масштаба. Как использовать масштаб при чтении карты? (1 час). Тема 2. Виды условных знаков. Условные знаки. Легенда карты. Какие существуют способы изображения на географических картах? (1 час). Тема 3. Ориентирование. Компас. Что такое азимут? Как с помощью компаса определить азимут? (1 час). Тема 4. Изображение рельефа на карте. Рельеф. Нивелир. Как изображаются неровности земной поверхности на географической карте? (1 час). Обобщающий урок по теме «Географическая карта» (1 час).
Раздел III . ЛИТОСФЕРА (7 часов) Тема 1. Строение земного шара. О внутреннем строении Земли. Об особенностях внутренних слоев Земли. Из чего состоит литосфера? (1 час) Тема 2. Виды горных пород. Чем отличаются горные породы от минералов? Какие встречаются горные породы и минералы? (1 час) Тема 3. Полезные ископаемые. Какие существуют виды полезных ископаемых? Где залегают полезные ископаемые? (1 час). Тема 4. Движение земной коры. Почему двигаются участки земной коры? Виды движения земной коры. К каким последствиям приводят движения земной коры? (1 час). Тема 5. Выветривание горных пород. Виды выветривания. Что является причинами разрушения горных пород и минералов (1 час). Тема 6. Рельеф суши и дна Мирового океана. Формы рельефа. Как по внешним признакам отличить формы рельефа друг от друга? (1 час). Обобщающий урок по теме «Литосфера» (1 час).
Раздел IV .АТМОСФЕРА (8 часов). Тема 1. Строение атмосферы. Чем мы дышим? Из каких слоев атмосфера? Что такое метеорология? (1 час). Тема 2. Температура воздуха. Как изменяется температура с высотой? Что такое амплитуда? Как определить среднее значение температуры? (1 час). Тема 3. Атмосферное давление. Сколько весит воздух? Атмосферное давление. Какими приборами измеряется атмосферное давление? Как и почему изменяется атмосферное давление? (1 час). Тема 4. Движение воздуха. Что такое ветер? Что такое роза ветров? Как образуется и в каком направлении дует ветер? (1 час) Тема 5. Вода в атмосфере. Водяной пар. Влажность воздуха. Виды влажности воздуха. Облака (1 час). Тема 6. Погода. Что такое погода? О связи воздушных масс и погоды. Как проводят наблюдения за погодой? (1 час). Тема 7. Климат. Чем отличается погода от климата? Факторы формирования климата. Что такое климатическая адаптация? (1 час). Обобщающий урок по теме «Атмосфера» (1 час).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |