Тема 1. Единство гидросферы. Что такое гидросфера? Состав гидросферы. О единстве гидросферы (1 час).
Тема 2. Воды суши: реки и озера. Чем озеро от реки? Какие бывают озера? (1 час).
Тема 3. Воды суши: подземные воды и природные льды. Как образуются подземные воды? Какие воды называют артезианскими? Ледники (1 час).
Обобщающий урок по теме «Гидросфера» (1 час).
Тема 1. Царства живой природы. О разнообразии жизни на Земле. В чем особенность каждого из царств живой природы? (1 час).
Тема 2. Биосфера и охрана природы. О зарождении жизни на Земле. О роли биосферы в жизни планеты (1 час).
Тема 1. Почва. Как формируется почва? Плодородие. Из чего и как образуется гумус? (1 час).
Тема 2. Природный комплекс. Компоненты природного комплекса. Что такое географическая оболочка? (1 час)
Тема 3. Природные зоны. Географическая зональность. Особенности природных зон. (1 час)
Обобщающее повторение по курсу (1 час).
№
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности (формы контроля)
|
| план
| факт
|
|
|
|
|
|
1
|
|
| Что такое география?
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Введение в курс предмета география, ознакомление
| Устный опрос, рефлексия
|
2
|
|
| Методы географических исследований
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Знакомство методами географии, обобщение и контроль знаний по разделу
| Работа в парах, тест
|
3
|
|
| От плоской Земли к земному шару
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Раскрытие, почему люди раньше считали землю плоской.
| Устный опрос, рефлексия
|
4
|
|
| Форма, размеры и движения Земли.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Знакомство с Исааком Ньютоном, о форме и размерах Земли.
| Работа в парах, устный опрос
|
5
|
|
| Глобус и карта.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективный способ обучения
| Раскрытие понятий, что такое глобус и карта
| Работа в парах, устный опрос
|
6
|
|
| Ориентирование на местности.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Раскрытие сторон горизонта и знакомство с компасом
| Работа в парах, устный опрос
|
7
|
|
| Обобщение и контроль по теме
| Урок развивающего контроля
| Индивидуальная работа
| Проверка знаний и рефлексия
| Индивидуальные задания, тест
|
8
|
|
| По следам путешественников каменного века.
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Раскрытие, как люди в древности путешествовали.
| Устный опрос, рефлексия
|
9
|
|
| Путешественники древности.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Древние путешественники
| Работа в парах, устный опрос
|
10
|
|
| Путешествия морских народов.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| О путешествиях морских народов
| Работа в парах, устный опрос
|
11
|
|
| Первые европейцы на краю Азии.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Знакомство с Марко Поло
| Работа в парах, устный опрос
|
12
|
|
| Хождение за три моря.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Знакомство с Афанасием Никитиным
| Работа в парах, устный опрос
|
13
|
|
| Морской путь в Индию.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Знакомство с Васко да Гама
| Работа в парах, устный опрос
|
14
|
|
| Открытие Америки.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Знакомство с Христофором Колумбом
| Работа в парах, устный опрос
|
15
|
|
| Первое кругосветное плавание.
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Знакомство с Фернаном Магелланом
| Письменные ответы на вопросы
|
16
|
|
| Открытие южного материка.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Знакомство с Джеймсом Кука
| Работа в парах, устный опрос
|
17
|
|
| Поиски Южной земли продолжаются.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Самостоятельная работа о дальнейших путешествиях Дж.Кука
| Работа в парах, устный опрос
|
18
|
|
| Русские путешественники.
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Знакомство с Фернаном Магелланом
| Письменные ответы на вопросы
|
19
|
|
| Вокруг света под русским флагом.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Знакомство с Беллинсгаузеном и Лазаревым
| Работа в парах, устный опрос
|
20
|
|
| Повторение и обобщение. Контроль знаний.
| Урок развивающего контроля
| Индивидуальная работа
| Проверка знаний и рефлексия
| Индивидуальные задания, тест
|
21
|
|
| Урок коррекции знаний
| Урок рефлексии
| Коллективная работа
| Коррекция знаний по разделу
| Работа над ошибками, рефлексия
|
22
|
|
| Мировой океан и его части.
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Знакомство с Мировым океаном
| Письменные ответы на вопросы
|
23
|
|
| Значение мирового океана для природы и человека.
| Урок общеметодологической направленности
| Проектное обучение
| Самостоятельная работа о значении мирового океана в жизни человека
| проектная работа в парах или индивидуально, устный опрос
|
24
|
|
| Путешествие по Евразии.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Особенности природы и населения Евразии
| Работа в парах, устный опрос
|
25
|
|
| Путешествие по Африке.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Особенности природы и населения Африке
| Работа в парах, устный опрос
|
26
|
|
| Путешествие по Северной Америке
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Особенности природы и населения С.Америке
| Работа в парах, устный опрос
|
27
|
|
| Путешествие по Южной Америке
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Особенности природы и населения Ю.Америке
| Работа в парах, устный опрос
|
28
|
|
| Путешествие по Австралии.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Особенности природы и населения Австралии
| Работа в парах, устный опрос
|
29
|
|
| Путешествие по Антарктиде
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Особенности природы и населения Антарктиде
| Работа в парах, устный опрос
|
30
|
|
| Повторение и обобщение. Контроль знаний.
| Урок развивающего контроля
| Индивидуальная работа
| Проверка знаний и рефлексия
| Индивидуальные задания, тест
|
31
|
|
| Урок коррекции знаний
| Урок рефлексии
| Коллективная работа
| Коррекция знаний по разделу
| Работа над ошибками, рефлексия
|
32
|
|
| Что такое природа.
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Раскрытие детьми понятия природа
| Письменные ответы на вопросы
|
33
|
|
| Оболочки Земли.
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Групповая работа по оболочкам Земли
| Работа в парах, устный опрос
|
34
|
|
| Урок итогового контроля по курсу.
| Урок развивающего контроля
| Индивидуальная работа
| Проверка знаний и рефлексия
| Индивидуальные задания, тест
|
35
|
|
| Урок коррекции знаний по курсу.
| Урок рефлексии
| Коллективная работа
| Коррекция знаний по разделу
| Работа над ошибками, рефлексия
|
|
|
| Итого
| 35 часов
|
|
|
|
№
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности (формы контроля)
|
| план
| факт
|
|
|
|
|
|
1
|
|
| Земля и Вселенная
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Формирование представлений о Солнечной системе, планетах, входящий в её состав, влиянии космоса на Землю и жизнь людей
| Устный опрос, рефлексия
|
2
|
|
| Система географических координат
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о градусной сети, ее назначении, о географической широте и долготе
| Практическая работа, тест
|
3
|
|
| Времена года
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о годовой вращении Земли вокруг Солнца, его главных следствиях; о днях равноденствий и солнцестояний; о тропиках и полярных кругах
| Устный опрос, рефлексия
|
4
|
|
| Пояса освещенности
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о неравномерности распределения солнечного тепла и света на Земли, о поясах освещенности
| Работа в парах, устный опрос
|
5
|
|
| Обобщающий урок по теме «Земля как планета»
| Урок развивающего контроля
| Коллективный способ обучения
| Обобщить полученные знаний по курсу «Земля как планета»
| Индивидуальные задания, тест
|
6
|
|
| Географическая карта и ее масштаб
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Формирование представлений о способах изображение местности, масштабе
| устный опрос
|
7
|
|
| Виды условных знаков
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений об условных знаках и условных знаках топографической карты и плана местности
| Работа в парах, устный опрос
|
8
|
|
| Ориентирование
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Формирование представлений об ориентировании на местности, определении направлений, азимуте
| Устный опрос, рефлексия
|
9
|
|
| Изображение рельефа на карте
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирования первичных знаний об изображении рельефа на карте, навыков и умений определения абсолютной и относительной высоты
| Работа в парах, устный опрос
|
10
|
|
| Обобщение по теме «Географическая карта».
| Урок развивающего контроля
| Коллективный способ обучения
| Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами
| Индивидуальные задания, тест
|
11
|
|
| Строение земного шара
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения недр
| Работа в парах, устный опрос
|
12
|
|
| Виды горных пород
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их многообразии, вариативности происхождения и залегания
| Работа в парах, устный опрос
|
13
|
|
| Полезные ископаемые
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о полезных ископаемых, основных принципах их размещения
| Работа в парах, устный опрос
|
14
|
|
| Движение земной коры
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о медленных вертикальных и быстрых горизонтальных движениях земной коры, их роли в изменении поверхности Земли, о землетрясениях и вулканизме
| Работа в парах, устный опрос
|
15
|
|
| Выветривание горных пород
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Формирование представлений о внешних силах, изменяющих рельеф
| Письменные ответы на вопросы
|
16
|
|
| Рельеф суши и дна океана
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений об основных формах рельефа суши и дна Мирового океана
| Работа в парах, устный опрос
|
17
|
|
| Обобщение по теме «Литосфера»
| Урок развивающего контроля
| Индивидуальная работа
| Формирование навыков и умений обобщения материала по теме «Литосфера»
| Индивидуальные задания, тест
|
18
|
|
| Строение атмосферы
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Формирование представлений об атмосфере: её составе, строении и значении
| Письменные ответы на вопросы
|
19
|
|
| Температура воздуха
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о нагревании земной поверхности и атмосферного воздуха, его температуре
| Работа в парах, устный опрос
|
20
|
|
| Атмосферное давление
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений об атмосферном давлении
| Работа в парах, устный опрос
|
21
|
|
| Движение воздуха
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о причинах и механизмах образования ветра, его направлении и видах
| Работа в парах, устный опрос
|
22
|
|
| Вода в атмосфере
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Формирование представлений о влажности воздуха, тумане, облаках, атмосферных осадках
| Письменные ответы на вопросы
|
23
|
|
| Погода
| Урок общеметодологической направленности
| Проектное обучение
| Формирование представлений о погоде. Причинах ей изменения, о предсказаниях погоды
| проектная работа в парах или индивидуально, устный опрос
|
24
|
|
| Климат
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах, адаптации человека к климатическим условиям
| Работа в парах, устный опрос
|
25
|
|
| Обобщающий урок по теме «Атмосфера»
| Урок развивающего контроля
| Индивидуальная работа
| Обобщение и повторение раздела «Атмосфера»
| Индивидуальные задания, тест
|
26
|
|
| Единство гидросферы
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о гидросфере
| Работа в парах, устный опрос
|
27
|
|
| Воды суши: реки и озера
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о внутренний водах: реках и озерах
| Работа в парах, устный опрос
|
28
|
|
| .Воды суши: подземные воды и природные льды
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о водах суши: подземных водах и природных льдах
| Работа в парах, устный опрос
|
29
|
|
| Обобщение по теме «Гидросфера»
| Урок развивающего контроля
| Индивидуальная работа
| Обобщение материала по теме «Гидросфера
| Индивидуальные задания, тест
|
30
|
|
| Царства живой природы
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Формирование представлений о царствах живой природы
| Письменные ответы на вопросы
|
31
|
|
| Биосфера и охрана природы
| Урок открытия нового знания
| Дифференцированное обучение
| Формирование представлений о биосфере и о мерах по охране природы
| Письменные ответы на вопросы
|
32
|
|
| Почва
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о почве – особом природном образовании, возникающем в результате взаимодействия всех природных оболочек
| Работа в парах, устный опрос
|
33
|
|
| Природный комплекс
| Урок общеметодологической направленности
| Коллективное творческое обучение
| Формирование представлений о природных зонах Землиприродном комплексе
| Работа в парах, устный опрос
|
34
|
|
| Обобщающее повторение по курсу
| Урок развивающего контроля
| Коллективное творческое обучение
| Обобщение и повторение пройденного. Ликвидация учебных пробелов
| Тест, рефлексия
|
|
|
| Итого
| 34 часа (1 час резерв)
|
|
|
|