Структура учебного материала уроков по восприятию искусства (основная тематика)
Контрольная работа по методике преподавания изобразительного искусства предполагает подготовку студентом развёрнутого плана-конспекта урока или воспитательного материала с обязательным изготовлением к нему качественных наглядных пособий. Рисунки, поясняющие алгоритм работы над заданием, таблицы, репродукции с картин художников помещаются в текст конспекта. Конспект заканчивается списком использованной литературы, оформленной согласно инструкции ВАК Беларуси.
Учебно-воспитательная цель (обучающий компонент, развивающий, воспитывающий) Обучающий (чему учим) формулируем исходя из основных групп учебных задач: композиция; форма, пропорции, конструкция, свет(освещение); пространство; объём. Развивающий (что развиваем) формулируем, руководствуясь Таблицей 1. Воспитывающий (какие качества воспитываем) формулируем исходя из содержания Приложение 1 (какие ценности прививаем). Учебная задача (что необходимо выполнить на уроке: рисунок, лепку, повести беседу, провести экскурсию и т.п.).
Таблица 1. Методика профессиональной подготовки преподавателя изобразительного искусства к развитию у учащихся познавательных, эмоциональных, оценочных, волевых, поведенческих, рефлексионных процессов (диагностическая готовности строится на самооценке студентов)
Приложение 1. Главная задача эстетического воспитания – учить видеть эстетическое многообразие мира, жить и преобразовывать окружающий мир по законам красоты. Нам представляется, что с педагогической точки зрения важно, какие ценности культивируются в процессе эстетического воспитания. В эстетические ценности входит собственно эстетическое, прекрасное, гармония, возвышенное, катарсис, трагическое, комическое, изящное и др. В нашем подходе в ценности эстетические мы включаем выразительность природы, обозначаемую как величественное, грациозное, такие, например, определения выразительности, как «берёза кудрявая», «небо бездонное» и т. п.[моногр ]. Считается, что перечислить все эстетические ценности невозможно (как невозможно перечислить все ценности вообще), поэтому в условиях учебных занятий мы рассматриваем характерные особенности основных, используемых в учебно-воспитательном процессе, ценностей. Согласно нашей позиции, важно не только развивать у учащихся умение видеть, понимать, ценить прекрасное в природе, искусстве, труде, в быту, но и применять на практике полученные ценностные знания в качестве ориентиров для общения и повседневной деятельности. Художественное воспитание, должно реализовывать следующие цели: 1) воспитание умений понимать искусство, то есть воспринимать его художественный образ, отличать подлинное искусство от «китча»; 2) воспитание искусством – привитие тех позитивных ценностей, которые заложены в произведении искусства; 3) приобщение учащихся к творчеству. Принято считать,что художественные ценности включают в себя набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающих на его универсальную социокультурную значимость в области искусства. Это совокупная сила эмоций, положительных или отрицательных, которые произведение искусства вызывает у зрителя. Свойства художественной ценности – это всё, что в картине, скульптуре, инсталляции и т.п., что нельзя взвесить, пощупать, измерить. Уточняя разрозненные представления понятия «художественная ценность», заметим, что художественную ценность произведения искусства определяют его форма и содержание, сила эмоционального воздействия на зрителя пластического языка и идей, воплощённых в той или иной художественной форме. С педагогической точки зрения представляет интерес содержание духовных ценностей, заложенных в сюжете произведения, какие знания оно может дать учащемуся, какой опыт он может освоить для себя, какие личностные качества оно может у него формировать. Главное в процессе подготовки студентов к осуществлению руководства восприятием учащихся произведений искусства – воспитание у них умения сопереживать и ощущать ответственность за настоящее и будущее своей Родины. Осмысливая сущность нравственного воспитания Принято считать нравственным такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как осознанные и привычные формы поведения. Этика гуманизма предлагает следующий каталог общих нравственных ценностей – честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, не причинение зла другим людям, не причинение ущерба частной или общественной форме собственности, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество. Экологическое воспитание на занятиях по изобразительному искусству нами рассматривается как педагогический процесс, направленный на: - понимание учащимися экологических ценностей (природа – первоисточник красоты; природа – источник эстетически ценных, жизненно-необходимых объектов и явлений, нуждающихся в защите и сбережении для настоящих и будущих поколений и т. п.), - развития у подрастающего поколения способности строить взаимоотношение с природой гармонично, на основе эстетической восприимчивости, руководствуясь (элементарно) социально принятыми мотивами охраны природы: эстетическими, гуманистическими, гигиеническими, научно-познавательными и экономическими[моногр.]. . Практика показывает, что в нынешних условиях молодое поколение остро нуждается в ориентирах, опирающихся на этнические ценности: толерантность, терпимость, любовь к Родине, справедливость, трудолюбие, умение сообща решать все вопросы, миролюбие. Задачу патриотического воспитания в условиях занятий изобразительным искусством мы видим в культивировании в молодёжной среде таких ценностей, как, прежде всего, любовь к Родине, уважительное отношение к её истории, трудовым и ратным подвигам её народа. Надо сказать, упоминание об идеологии нередко вызывает в преподавательском корпусе неоднозначную реакцию. Это и настороженность и ассоциации с тоталитарными режимами. Непонимание того, что они сами, как члены общества, носители его традиций, культуры, духовного склада нации играют основную роль в формировании идеологии, выражающейся в законах, нормативных актах, программах государства, лозунгах и т. п. Государственные институты лишь уточняют и закрепляют в законах то, что принято и признанно обществом. Структура учебного материала уроков по восприятию искусства (основная тематика) Красота родного края. Учебная задача ориентирует подготовку преподавателя изобразительного искусства к педагогической деятельности, направленной на развитие у учащихся умений воспринимать художественный образ произведений искусства, раскрывающий красоту родного края, на формирование личностной позиции отношения к искусству и красоте окружающей действительности, на приобщение учащихся к позитивным общечеловеческим духовным ценностям. В процессе решения данной задачи, будущие педагоги подготавливают информацию о художниках, их творчестве, раскрывающим красоту родного края. Анализ эстетического многообразия действительности строим, ориентируясь на задания по эстетическому освоению природы, о которых говорилось выше. Школьная программа по изобразительному искусству предлагает для восприятия широкий список произведений изобразительного искусства. Наш опыт показывает, эффективность освоения учащимися учебных задач связана с продуманностью порядка знакомства учащихся и с трудом художников, и их произведениями. Полезно осваивать в первую очередь произведения искусства, в которых запечатлена красота того региона, где проживают учащиеся. Важно научить их осознавать красоту Отечество через осознание красоты малой Родины, красоту мира – через красоту страны. Восприятие произведений искусства на тему труда. Учебная задача направлена на усвоение способов формирования у учащихся умений видеть красоту труда, осознавать труд как необходимое условие не только повышения благосостояния человек, но и преобразующего окружающую действительность по законам красоты, уважительного отношение к людям труда. Вподготовку студентов к организации восприятия учащимися произведений на тему труда входят беседы, содержание которых раскрывает трудовые будни страны, города, района, села и т. п. В содержание уроков входят произведения белорусских художников разных жанров. Например, И. Т. Тихонов «Доярка» (портрет). В беседе по теме урока, используя фотоматериалы, необходимо познакомить учащихся с трудом труженицы села, подчеркнуть важность такой профессии в жизни страны. В ходе анализа художественных особенностей произведения, обращаем внимание на композицию, цветовые и тоновые отношения картины, изображение формы, психологические особенности портрета (открытость характера человека труда, доброта взгляда, озабоченность и т. п.). В процессе восприятия пейзажа-картины С. П. Каткова «Хутор Альбуть» знакомимся с трудом пчеловода, И. Н. Стасевича «Шахтёры Солигорска» - обращаем внимание на мужественные лица шахтёров, подчёркиваем важность их труда для страны. Осуществляя принцип обучения связи с жизнью, произведения искусства отбираем с учётом происходящих в стане событий. Дополнением сообщений могут быть фотоматериалы трудовых будней страны, оперативно реагирующие на происходящие события. Например, ввод в городе либо селе объектов социального предназначения, культуры и спорта, традиционно проходящий праздник хлеборобов Республике Беларусь «Дожинки» и т. п. Анализ произведений строим с учётом учебных задач по восприятию и практической художественной деятельности, определённых школьной программой по изобразительному искусству. Тема материнства на уроках изобразительного искусства. Учебная задача направлена на усвоение способов приобщения учащихся к семейным ценностям, формирование у них послушания, чувства ответственности за свои поступки перед родителями, уважительного отношения к родителям, осознания необходимости посильно заботиться о них. Тема материнста должна проходить на протяжении всего периода обучения изобразительному искусству. Содержание бесед, глубина затрагиваемой темы зависит от возрастной группы учащихся. В первом класссе мы рекомендуем знакомить с таким картинами, как Г. Ващенко “Материнские крылья”, М. Савицкий “Партизанская мадоннна, «Портрет В. И. Ершовой с дочерью» кисти В. Тропинина и др. В более старших возрастных группах можно познакомить учащихся с картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна». В процессе анализа картины поясняем, что слово «мадонна» означает Богородица и что картина «Сикстинская мадонна» названа по имени монастыря, для которого была написана. Это самая знаменитая картина Рафаэля. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Слава её ничем не подчёркнута, ноги босы. Она идёт к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе. [ с. 228. Любимов Л. Искусство Западной Европы: Сред. Века. Возрождение в Италии. Кн. для чтения. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1982. – 320с. ]. Произведения искусства должны быть хорошо понятны учащимся, доступны их возрастным особенностям. По мере накопления знаний в области изобразительного искусства и других учебных предметов, по мере накопления жизненного опыта учащихся, содержание бесед усложняется. Рассматривая подобные картины, необходимо обращать внимание на психологические особенности образов. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что каждая мать всегда тревожится за судьбу своего ребёнка. Необходимо всегда об этом помнить и не совершать поступков, которые её могут огорчать и расстраивать. Историческая тема на уроках изобразительного искусства. Учебная задача связана с интеграцией знаний предмета “История Беларуси”, “История искусств” и направлена на развитие у студентов умений приобщать учащихся в процессе восприятия произведений искусства к историческому прошлому Беларуси, знакомить с выдающимися личностями белорусской земли, прославивших её трудовыми делами и ратными подвигами. В подготовку преподавателя изобразительного искусства к приобщению учащихся к историческому прошлому Беларуси входит накопление литературного и иллюстративного материала. И. Давидович “Первопечатник Франциск (Георгий) Скорина, М. Купава “Кастусь Калиновский”, М. Савицкий “Сеятели” и др. Героико-патриотическая тема на уроках изобразительного искусства. Учебная задача направлена на подготовку будущих педагогов к воспитанию учащихся мужественными и смелыми людьми, преданными Родине, готовыми защищать её свободу и независимость; на формирование у них чувства гордости за героические прошлое страны, уажительного отношение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны. Успех героико-патриотического воспитания во многом зависит от позиции преподавателя, его знаний в области истории Беларуси и истории искусства, целенаправленном подборе произведений с учётом возрастных особенностей учащихся, продуманном использовании уроке межпредметных связей методов и приёмов восприятия произведений. Так, на первых порах мы рекомендуем использовать произведения в большей степени как иллюстративный материал к беседам по теме, анализу, в первую очередь сюжета картины, высказыванию учащимися своего отношения к происходящему в картине. По мере накопления ими знаний в области изобразительного искусства в анализ произведений необходимо включатиь вопросы композиции, формы, цветового строя, идеи произведения и т. п. Эффективно на занятиях по восприятию сказывается применение на уроке литературного и музыкального материала. Героико-патриотическая тема достаточно объёмно разработана белорусскими художниками. Выпущено белорусскими издательствами много альбомов, репродуцирующих упомянутую тематику. В этой связи у педагога имеется широкий выбор иллюстративного материала для проведения уроков во восприятию произведений искусства. Это репродукции картин И. Охремчика “Защитники Брестской крепости”, В. Волкова “Минск. 3 июля 1944 года”, М. Савицкого “Поле” и др.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |