Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура учебного материала уроков по восприятию искусства (основная тематика)



2019-11-13 192 Обсуждений (0)
Структура учебного материала уроков по восприятию искусства (основная тематика) 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

по методике преподавания изобразительного искусства предполагает подготовку студентом развёрнутого плана-конспекта урока или воспитательного материала с обязательным изготовлением к нему качественных наглядных пособий. Рисунки, поясняющие алгоритм работы над заданием, таблицы, репродукции с картин художников помещаются в текст конспекта. Конспект заканчивается списком использованной литературы, оформленной согласно инструкции ВАК Беларуси.

 

Учебно-воспитательная цель (обучающий компонент, развивающий, воспитывающий)

Обучающий (чему учим) формулируем исходя из основных групп учебных задач: композиция; форма, пропорции, конструкция, свет(освещение); пространство; объём.

Развивающий (что развиваем) формулируем, руководствуясь Таблицей 1.

Воспитывающий (какие качества воспитываем) формулируем исходя из содержания Приложение 1 (какие ценности прививаем).

Учебная задача (что необходимо выполнить на уроке: рисунок, лепку, повести беседу, провести экскурсию и т.п.).

 

Таблица 1. Методика профессиональной подготовки преподавателя изобразительного искусства к развитию у учащихся познавательных, эмоциональных, оценочных, волевых, поведенческих, рефлексионных процессов (диагностическая готовности строится на самооценке студентов)

 

Процессы Содержание подготовки Учебно-воспитательные задачи и формирующие методы (для учащихся)
Познавательные: а)ощущение б) восприятие в) мышление г) память д) речь е)воображение а) усвоение студентами способов развития у учащихся зрительных слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Методика подготовки строится на непосредственных контактах студентов с природой, представлениях о необычных природных явлениях – туман, закат солнца и т. п.; представлениях о тёплых, холодных, гладких, шершавых поверхностях объектов природы; шуме ветра, дождя, шороха под ногами опавших осенних листьев и т. п.; представлениях о запахах цветущих трав, прелых листьев в осеннем лесу и т.п.; представлениях о вкусовых качествах ягод, плодов и т. п.. б) усвоение способов умения воспринимать учащимися объект (явление) целостно, осмысленно, избирательно, заострять внимание учащихся на эстетически привлекательных объектах и явлениях природы, высокохудожественных и доступных пониманию учащихся произведений искусства, использовать в процессе восприятия накопленный обучающимися ранее опыт общения с прекрасным в природе и искусстве. в) усвоение способов, направленных на развитие у учащихся осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию в ходе изобразительной деятельности. Развитию мышления способствует умение преподавателя алгоритмизировать свои действия: создание у учащихся представлений о предмете изображения, его эстетической выразительности - форме, пропорциях, окраске и т. п.; создание представлений об изображении, материальное воплощение изобразительных задач в конкретную художественную форму; постановка в начале урока учебных задач и критериев оценивания продуктов художественного творчества обучаемых.  г) усвоения способов развития у учащихся зрительной памяти и ассоциаций по результатам наблюдений за объектами, явлениями действительности, в том числе и природы,  (ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту, сложные ассоциации).     д) усвоение способов развития устной (диалогической и монологической) речи, графической речи (письменной), внутренней - «рисование про себя» в процессе обдумывания хода выполнения рисунка, в ходе проектирование алгоритма работы над заданием.   е) подготовка студентов к развитию воображения учащихся строится на умении проектировать содержание урока, вызывающее интерес у учащихся, посильные практические задания, способствующие появлению успеха в работе, на умении провести интересно беседу по теме урока, анализ произведений искусства, объектов (явлений) действительности, собственных продуктов художественно-творческой деятельности, на владении преподавателем педагогическим рисунком.     а) развитие органов внешних чувств учащихся как проводников эстетических впечатлений происходит в процессе специальным образом организованных наблюдений за объектами и явлениями реальной действительности, непосредственных контактах с природой. Для закрепления изученного материала предполагается выполнение рисунков на передачу тёпло-холодности (свет тёплый, тени холодные), шероховатости предметов природы, влажности и т. п. б) развитие восприятия происходит в процессе  специальным образом организованном наблюдении, в процессе анализа формы, цветовой окраски объектов действительности, положения в пространстве, в развитии умения выделять главное, существенное; связывать предметы и явления по смыслу. в) развитие у учащихся мыслительные процессов должно быть направлено на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющих между ними закономерных связей. Сюда входит проведение игр- упражнений «Что ближе, дальше?», «Что теплее, холоднее?», «Что темней, светлей?» и т. д., сколько предметов в постановке натюрморта, как они расположены в пространстве, какие они по форме и т. д.)     г) развитие у учащихся зрительной памяти, умений использовать накопленные знания и зрительные впечатления в художественной и повседневной деятельности. Рисование по памяти объектов и явлений действительности, проведение игр типа: «Какие оттенки цвета имеет крона осеннего дерева?». Учащиеся вначале рассматривают объект, затем повернувшись к нему спиной, называют его оттенки. д) развитие умений общаться по поводу искусства, эстетического многообразия окружающего мира, в том числе и природы; анализ и корректировка устных ответов учащихся, выполнение словесных рисунков, анализ и оценивание учащимися собственных продуктов художественного творчества и рисунков одноклассников. е) развитию воображения способствует выполнение учащимися рисунков в связи с прослушиванием (чтением) литературных, музыкальных произведений, выполнение рисунков на передачу эмоционального состояния (весёлый, грустный, добрый, злой и т. п.), выполнение рисунков-импровизаций по картинам художников (после посещения выставок, после восприятия произведений искусства).  
Эмоциональные: а) чувства б )эмоции а) подготовка студентов к развитию у учащихся нравственных (моральные), интеллектуальных, эстетических чувств предполагает усвоение студентами методов эстетического анализа объектов природы, произведений искусства и литературного народного творчества, проектирования учебного материала, умения создавать в учебном процессе положительный эмоциональный фон (доброжелательность, ответственность за свои дела и поступки, уважительное отношение к учащимся и т.д.), наличие собственной позиции, основанной на положительных духовных ценностях белорусского общества.  б) подготовка студентов к развитию у учащихся активных (стенических – радостные переживания), пассивных (астенических – неприятные переживания) предполагает формирование доброжелательного тона преподавателя, умения применять на уроке музыкальный, литературный и наглядный материал, быстрый и качественный показ процесса создания рисунка и т. п.     а) широкие возможности для развития у учащихся моральных чувств имеют занятия по восприятию эстетического в действительности, когда преподаватель обращает внимание учащихся на не продуманную хозяйственную и иную деятельность человека, которая наносит вред природе, её растительному и животному миру. В процессе восприятия искусства – любовь к родной природе, любовь к Родине, уважительное отношение к героическому прошлому народа и т. д. В процессе выполнения иллюстраций к сказкам – уважительное отношение к старшим людям, родителям, трудолюбие и т. д.). б) посильные учебные задания, комфортная эмоциональная обстановка в классе, учебной группе.
Оценочные Подготовка студентов к развитию у учащихся оценочных процессов строится на знаниях и умениях будущих преподавателей в области истории искусств, художественной деятельности, личной позиции, основанной на духовных ценностях белорусского общества, на умении отличать подлинное искусство от «китча», понимании культурологической, дидактической и воспитательной функции искусства.  Анализ учащимися эстетического многообразия окружающего мира, поведения и поступков сказочных героев в процессе выполнения иллюстраций к сказкам, хозяйственной и иной деятельности человека в природе.
Волевые. Подготовка студентов связана с усвоением методов, направленных на формирование у учащихся целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, решительности, выдержки, самообладания. Формирование подобных качеств способствует использование для преодоления учащимися трудностей в учении зрительного диктанта, создание ситуации успеха в практической художественной деятельности; умение «зажечь» учащихся на выполнение учебного задания, не отчаиваться в случае временной неудачи, поверить в свои силы, доводить начатую работу до конца и т. д.   Развитию у учащихся способности сознательно регулировать свои действия, направленные на умение преодолевать трудности при достижении цели способствуют: интересная беседа, личный пример преподавателя, поощрение, посильные задания, подготовка к выставке и т.п.
Поведенческие Подготовка преподавателя к развитию у учащихся поведенческих процессов связана с его личной позицией, сформированной ценностными знаниями: эстетическими, художественными, нравственными, экологическими, этническими, патриотическими, идеологическими. Развитию у учащихся умений налаживать отношения в природе способствуют проведение игр-упражнений «Если б я был волшебником», задания на перевоплощение (выполнение рисунков от лица того или иного объекта природы», выполнение рисунков, осуждающих такие человеческие качества, как черствость, равнодушие и т. п., беседы, поощряющие добродетель.  
Рефлексивные   Подготовке студентов к развитию у учащихся рефлексивных процессов способствует анализ в учебном процессе собственных учебных работ и работ сокурсников, опора на знания психолого-педагогических, гуманитарных, спецдисциплин, выполнение заданий по композиции, которые показывают, какие проблемы волнуют автора, привлечение студентов к художественно-творческой и выставочной деятельности.  Прививать учащимся привычку осознавать свою причастность к происходящим событиям в обществе, природе, государстве, нести ответственность за свои поступки способствуют беседы по теме урока, выполнение учащимися рисунков, вовлечение учащихся на уроке в художественный совет по оценке рисунков, высказывание ими своего отношения к сказочным героям, событиям, изображённым ими на своих рисунках и т.д.

 

 

Приложение 1. Главная задача эстетического воспитания – учить видеть эстетическое многообразие мира, жить и преобразовывать окружающий мир по законам красоты. Нам представляется, что с педагогической точки зрения важно, какие ценности культивируются в процессе эстетического воспитания.

В эстетические ценности входит собственно эстетическое, прекрасное, гармония, возвышенное, катарсис, трагическое, комическое, изящное и др.

В нашем подходе в ценности эстетические мы включаем выразительность природы, обозначаемую как величественное, грациозное, такие, например, определения выразительности, как «берёза кудрявая», «небо бездонное» и т. п.[моногр ].

Считается, что перечислить все эстетические ценности невозможно (как невозможно перечислить все ценности вообще), поэтому в условиях учебных занятий мы рассматриваем характерные особенности основных, используемых в учебно-воспитательном процессе, ценностей. Согласно нашей позиции, важно не только развивать у учащихся умение видеть, понимать, ценить прекрасное в природе, искусстве, труде, в быту, но и применять на практике полученные ценностные знания в качестве ориентиров для общения и повседневной деятельности.

Художественное воспитание, должно реализовывать следующие цели: 1) воспитание умений понимать искусство, то есть воспринимать его художественный образ, отличать подлинное искусство от «китча»; 2) воспитание искусством – привитие тех позитивных ценностей, которые заложены в произведении искусства; 3) приобщение учащихся к творчеству. 

Принято считать,что художественные ценности включают в себя набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающих на его универсальную социокультурную значимость в области искусства. Это совокупная сила эмоций, положительных или отрицательных, которые произведение искусства вызывает у зрителя. Свойства художественной ценности – это всё, что в картине, скульптуре, инсталляции и т.п., что нельзя взвесить, пощупать, измерить. Уточняя разрозненные представления понятия «художественная ценность», заметим, что художественную ценность произведения искусства определяют его форма и содержание, сила эмоционального воздействия на зрителя пластического языка и идей, воплощённых в той или иной художественной форме. С педагогической точки зрения представляет интерес содержание духовных ценностей, заложенных в сюжете произведения, какие знания оно может дать учащемуся, какой опыт он может освоить для себя, какие личностные качества оно может у него формировать.

Главное в процессе подготовки студентов к осуществлению руководства восприятием учащихся произведений искусства – воспитание у них умения сопереживать и ощущать ответственность за настоящее и будущее своей Родины.

Осмысливая сущность нравственного воспитания Принято считать нравственным такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как осознанные и привычные формы поведения.

Этика гуманизма предлагает следующий каталог общих нравственных ценностейчестность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, не причинение зла другим людям, не причинение ущерба частной или общественной форме собственности, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.

Экологическое воспитание на занятиях по изобразительному искусству нами рассматривается как педагогический процесс, направленный на:

- понимание учащимися экологических ценностей (природа – первоисточник красоты; природа – источник эстетически ценных, жизненно-необходимых объектов и явлений, нуждающихся в защите и сбережении для настоящих и будущих поколений и т. п.),

- развития у подрастающего поколения способности строить взаимоотношение с природой гармонично, на основе эстетической восприимчивости, руководствуясь (элементарно) социально принятыми мотивами охраны природы: эстетическими, гуманистическими, гигиеническими, научно-познавательными и экономическими[моногр.]. .

Практика показывает, что в нынешних условиях молодое поколение остро нуждается в ориентирах, опирающихся на этнические ценности: толерантность, терпимость, любовь к Родине, справедливость, трудолюбие, умение сообща решать все вопросы, миролюбие.

Задачу патриотического воспитания в условиях занятий изобразительным искусством мы видим в культивировании в молодёжной среде таких ценностей, как, прежде всего, любовь к Родине, уважительное отношение к её истории, трудовым и ратным подвигам её народа.

Надо сказать, упоминание об идеологии нередко вызывает в преподавательском корпусе неоднозначную реакцию. Это и настороженность и ассоциации с тоталитарными режимами. Непонимание того, что они сами, как члены общества, носители его традиций, культуры, духовного склада нации играют основную роль в формировании идеологии, выражающейся в законах, нормативных актах, программах государства, лозунгах и т. п. Государственные институты лишь уточняют и закрепляют в законах то, что принято и признанно обществом.

Структура учебного материала уроков по восприятию искусства (основная тематика)

Красота родного края. Учебная задача ориентирует подготовку преподавателя изобразительного искусства к педагогической деятельности, направленной на развитие у учащихся умений воспринимать художественный образ произведений искусства, раскрывающий красоту родного края, на формирование личностной позиции отношения к искусству и красоте окружающей действительности, на приобщение учащихся к позитивным общечеловеческим духовным ценностям.

В процессе решения данной задачи, будущие педагоги подготавливают информацию о художниках, их творчестве, раскрывающим красоту родного края. Анализ эстетического многообразия действительности строим, ориентируясь на задания по эстетическому освоению природы, о которых говорилось выше.

Школьная программа по изобразительному искусству предлагает для восприятия широкий список произведений изобразительного искусства. Наш опыт показывает, эффективность освоения учащимися учебных задач связана с продуманностью порядка знакомства учащихся и с трудом художников, и их произведениями. Полезно осваивать в первую очередь произведения искусства, в которых запечатлена красота того региона, где проживают учащиеся. Важно научить их осознавать красоту Отечество через осознание красоты малой Родины, красоту мира – через красоту страны.

Восприятие произведений искусства на тему труда. Учебная задача направлена на усвоение способов формирования у учащихся умений видеть красоту труда, осознавать труд как необходимое условие не только повышения благосостояния человек, но и преобразующего окружающую действительность по законам красоты, уважительного отношение к людям труда.

Вподготовку студентов к организации восприятия учащимися произведений на тему труда входят беседы, содержание которых раскрывает трудовые будни страны, города, района, села и т. п. В содержание уроков входят произведения белорусских художников разных жанров. Например, И. Т. Тихонов «Доярка» (портрет). В беседе по теме урока, используя фотоматериалы, необходимо познакомить учащихся с трудом труженицы села, подчеркнуть важность такой профессии в жизни страны. В ходе анализа художественных особенностей произведения, обращаем внимание на композицию, цветовые и тоновые отношения картины, изображение формы, психологические особенности портрета (открытость характера человека труда, доброта взгляда, озабоченность и т. п.).

В процессе восприятия пейзажа-картины С. П. Каткова «Хутор Альбуть» знакомимся с трудом пчеловода, И. Н. Стасевича «Шахтёры Солигорска» - обращаем внимание на мужественные лица шахтёров, подчёркиваем важность их труда для страны. Осуществляя принцип обучения связи с жизнью, произведения искусства отбираем с учётом происходящих в стане событий. Дополнением сообщений могут быть фотоматериалы трудовых будней страны, оперативно реагирующие на происходящие события. Например, ввод в городе либо селе объектов социального предназначения, культуры и спорта, традиционно проходящий праздник хлеборобов Республике Беларусь «Дожинки» и т. п.

Анализ произведений строим с учётом учебных задач по восприятию и практической художественной деятельности, определённых школьной программой по изобразительному искусству.

Тема материнства на уроках изобразительного искусства. Учебная задача направлена на усвоение способов приобщения учащихся к семейным ценностям, формирование у них послушания, чувства ответственности за свои поступки перед родителями, уважительного отношения к родителям, осознания необходимости посильно заботиться о них.

Тема материнста должна проходить на протяжении всего периода обучения изобразительному искусству. Содержание бесед, глубина затрагиваемой темы зависит от возрастной группы учащихся. В первом класссе мы рекомендуем знакомить с таким картинами, как Г. Ващенко “Материнские крылья”, М. Савицкий “Партизанская мадоннна, «Портрет В. И. Ершовой с дочерью» кисти В. Тропинина и др. В более старших возрастных группах можно познакомить учащихся с картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна». В процессе анализа картины поясняем, что слово «мадонна» означает Богородица и что картина «Сикстинская мадонна» названа по имени монастыря, для которого была написана. Это самая знаменитая картина Рафаэля. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Слава её ничем не подчёркнута, ноги босы.

Она идёт к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе. [ с. 228. Любимов Л. Искусство Западной Европы: Сред. Века. Возрождение в Италии. Кн. для чтения. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1982. – 320с. ].

Произведения искусства должны быть хорошо понятны учащимся, доступны их возрастным особенностям. По мере накопления знаний в области изобразительного искусства и других учебных предметов, по мере накопления жизненного опыта учащихся, содержание бесед усложняется.

Рассматривая подобные картины, необходимо обращать внимание на психологические особенности образов. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что каждая мать всегда тревожится за судьбу своего ребёнка. Необходимо всегда об этом помнить и не совершать поступков, которые её могут огорчать и расстраивать.

Историческая тема на уроках изобразительного искусства. Учебная задача связана с интеграцией знаний предмета “История Беларуси”, “История искусств” и направлена на развитие у студентов умений приобщать учащихся в процессе восприятия произведений искусства к историческому прошлому Беларуси, знакомить с выдающимися личностями белорусской земли, прославивших её трудовыми делами и ратными подвигами.

В подготовку преподавателя изобразительного искусства к приобщению учащихся к историческому прошлому Беларуси входит накопление литературного и иллюстративного материала. И. Давидович “Первопечатник Франциск (Георгий) Скорина, М. Купава “Кастусь Калиновский”, М. Савицкий “Сеятели” и др.

Героико-патриотическая тема на уроках изобразительного искусства. Учебная задача направлена на подготовку будущих педагогов к воспитанию учащихся мужественными и смелыми людьми, преданными Родине, готовыми защищать её свободу и независимость; на формирование у них чувства гордости за героические прошлое страны, уажительного отношение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.

Успех героико-патриотического воспитания во многом зависит от позиции преподавателя, его знаний в области истории Беларуси и истории искусства, целенаправленном подборе произведений с учётом возрастных особенностей учащихся, продуманном использовании уроке межпредметных связей методов и приёмов восприятия произведений. Так, на первых порах мы рекомендуем использовать произведения в большей степени как иллюстративный материал к беседам по теме, анализу, в первую очередь сюжета картины, высказыванию учащимися своего отношения к происходящему в картине. По мере накопления ими знаний в области изобразительного искусства в анализ произведений необходимо включатиь вопросы композиции, формы, цветового строя, идеи произведения и т. п. Эффективно на занятиях по восприятию сказывается применение на уроке литературного и музыкального материала.

Героико-патриотическая тема достаточно объёмно разработана белорусскими художниками. Выпущено белорусскими издательствами много альбомов, репродуцирующих упомянутую тематику. В этой связи у педагога имеется широкий выбор иллюстративного материала для проведения уроков во восприятию произведений искусства. Это репродукции картин И. Охремчика “Защитники Брестской крепости”, В. Волкова “Минск. 3 июля 1944 года”, М. Савицкого “Поле” и др.

 



2019-11-13 192 Обсуждений (0)
Структура учебного материала уроков по восприятию искусства (основная тематика) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура учебного материала уроков по восприятию искусства (основная тематика)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)