Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из истории хорового исполнительства



2019-11-13 394 Обсуждений (0)
Из истории хорового исполнительства 0.00 из 5.00 0 оценок




Самые первые упоминания о хоровом исполнительстве относятся к 2000-м годам до н.э. в связи с поэтическими текстами хоровых гимнов-заклинаний из "Самаведы" (Индия).Имеются многочисленные свидетельства об участии хоров в религиозных действах(страстях-мистериях) Вавилона, Палестрины. Хоровое искусство Египта уже в эпоху Древнего царства (2800-2250 до н.э.) обладало сложившимися формами антифонного культового пения. Антифон-песнопение, исполнявшееся поочередно двумя хорами или солистом и хором. В период Нового царства (1580-1070 до н.э.) увеличивается число хоровых капелл не только египетских, но и сирийских. Древнегреческий философ Платон определял сущность музыки как искусство управления хором. В искусстве Древней Греции возникли хоровые песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церковной музыке - пеан, тренос. Высокие образцы хоровой лирики связаны с именами Терпандра, Сапфо, а также Пиндара(VI век до н.э.) - автора многочисленных хоровых гимнов и од. В античном театре установилась дифференциация на певческие голоса разной высоты: netoide (высокие), mesoide (средние), iratoide (низкие). Хор в античном театре - совместно поющая, танцующая, декламирующая группа исполнителей-хоревтов. Он обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворявший собой голос народа и нередко выступавший как самостоятельное действующее лицо. Традиция пения a cappella возникла в религиозной среде. В раннем средневековье (около IV века) профессиональный хор (клирос), выделившись из церковной общины, еще не был дифференцированным. Для европейской хоровой культуры (до IX ) характерно унисонное или октавное хоровое пение без разделения хора на партии. Формой григорианских песнопений (по имени римского папы Григория Великого) являлась псалмодия - певучая речитация латинского текста в узком диапазоне мелодического движения. Песнопения исполнялись мужским хором в унисон. Высокого уровня достигло хоровое искусство Византии. Выдающимися гимнотворцами были Роман Сладкопевец-автор многочисленных кондаков, Андрей Критский и Иоанн Дамаскин - создатели канонов. Дамаскин систематизировал и окончательно установил структуру осьмогласия. Осьмогласие - система из восьми ладов, лежащих в основе православных церковных песнопений. В составы хоров, которые достигали 150 и свыше исполнителей, входили кроме рядовых певчих доместики (учителя пения), магистры (сочинители), протопсалты (руководители правого и левого клиросов), ламподарии (корифеи).В X-XIII веках начинается первичная дифференциация голосов по регистрам. С XIV-XV веков, с развитием многоголосия устанавливается понятие хоровой партии, каждая из которых могла исполняться унисонно или разделяться на несколько голосов. Главным методическим голом был tenor,остальные голоса-motet, triplum (триплюм), quadruplum (квадруплюм) - выполняли вспомогательную роль. Для XIV – XV веков характерны 3-х, 4-хголосные хоры. В эпоху Возрождения число голосов увеличивается до 6-8 и более. Создавались певческие школы и капеллы.

Старейшая римская певческая школа «Schola cantorum» возникла еще в VI веке. В XIV веке было положено начало папской капелле, которая, как и школа, стала именоваться Авиньонской. В 1473 году (XV век) по указанию папы Сикста IV на основе Авиньонской школы был создан образцовый хор для обслуживания церкви ватиканского дворца - римская Cappella Palatina, впоследствии названная Сикстинской капеллой. Для участия в капелле отбирались лучшие музыканты из многих стран. Численность Сикстинской капеллы была различной - от 24 до 30 человек. Одновременно с Сикстинской капеллой была сформирована капелла для собора св.Петра, позже получившая название Юлианской капеллы. В свое время в деятельности капелл принимали участие композиторы Г. Дюфаи (ок. 1400 - 1474), Жоскен Депре (ок. 1440 - 1521), Палестрина (ок. 1525 - 1594).В XV веке во Франции ведущим жанром был шансон – многоголосная песня. В Италии, Англии, Польше большой популярностью в образованных кругах общества пользовался лирически-утонченный и трудный для пения хроматический мадригал. В XVI веке, в первую очередь в католическом пении, в котором запрещалось участие женщин, стали использовать певцов – кастратов. Диапазон хора расширился до ля второй октавы. В Венеции в эпоху Возрождения утвердился стиль полихорального (многохорного) пения . В 1212 году в Лейпциге при монастыре св. Фомы (Томаскирхе) одновременно со школой (Томасшуле) был основан хор, получивший в дальнейшем известность как Томанерхор. С 1723 по 1750 (27 лет!) хором руководил И.С. Бах (1685-1750). Большинство произведений, написанных для хора Бахом, было исполнено Томанерхором. В XIX веке во многих странах Европы возникают массовые хоровые объединения. В середине 30-х годов во Франции образовалось певческое объединение "Орфеон",охватившие впоследствии 1500 певческих обществ с количеством участников до 60 000 человек. В Германии возникали мужские хоровые общества – лидертафели, которые преследовали культурно-просветительские цели. В репертуаре хоров были произведения Шуберта, Мендельсона, Вебера и др. австрийских и немецких композиторов. Позже в Германии образуются рабочие певческие союзы - ферейны, главной задачей которых была пропаганда боевой пролетарской песни. В 1912 году число участников достигло 165 000 человек. В то же время активно работали профессиональные хоры: Берлинская певческая академия исполняла произведения Шютца, Баха, Генделя, Гайдна, Мендельсона. Хор Берлинской филармонии исполнял произведения Бетховена, композиторов-романтиков и др.



2019-11-13 394 Обсуждений (0)
Из истории хорового исполнительства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из истории хорового исполнительства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)