Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская хоровая музыка



2019-11-13 207 Обсуждений (0)
Русская хоровая музыка 0.00 из 5.00 0 оценок




При киевском князе Владимире Святославовиче (978-1015) существовали профессиональные певчие. "Степенная книга", составленная в XI веке при князе Ярославе, свидетельствует, что "начат быти в Рустей земли ангелоподобное пение". В 1175 году существовал хор владимирского князя Андрея Боголюбского «Луцина чадь». Руководитель этого хора, Лука, был учителем пения и композитором. Киево-Печерская лавра (основана в 1050 году) воспитала многих выдающихся певцов. Известно, что многогранной и плодотворной была музыкальная деятельность царя Ивана Грозного. Сохранились сочиненные им песнопения. По его инициативе Московский собор 1551 года обязал духовенство всех городов организовать у себя на дому детские школы "на учение грамоте, и на учение книжного письма и церковного пения псалтырного". Тот же собор по предложению Грозного ввел "на Москве и во всех московских пределах" многоголосное пение, которое до того времени употреблялось лишь в Новгороде и Пскове. В Александровской слободе Иван Грозный организовал своего рода консерваторию, куда пригласил высококвалифицированных мастеров пения – Федора Христианина (он же Крестьянин) и Ивана Носа. Богатый материал, касающийся русской хоровой культуры, можно встретить на древнерусских иконах. На них изображены разные хоры - псковский, ростово-суздальский, новгородский. Иногда на иконах изображено два хора – левый и правый клиросы, стоящие друг против друга, что указывает на антифонное пение хоров.

Многоголосное пение создавалось на основе практики народной хоровой песни. Церковное пение XVI века - двух и трехголосное. Четырехголосные партитуры встречались крайне редко. Все голоса партитуры были мелодическими. Партитура писалась применительно к составу мужских голосов. Ее диапазон соответствовал полному церковному звукоряду: от соль большой до ре первой октавы включительно. Высокий регистр тенора оставался неиспользованным. Зато басы, обладавшие звуками всей большой октавы и частично контроктавы, пели октавой ниже написанного. Для певчих мальчиков особых партий не писали. Они пели октавой выше написанного. Во всех голосах диапазон мелодии ограничивался объемом сексты или септимы и редко выходил за пределы октавы. Это делало доступным для большинства голосов исполнение любой строки партитуры. Поэтому голоса отдельно не расписывали. Все певцы пели по партитуре.

В русской и украинской церковной музыке XVII – первой половины XVIII века получило распространение партесное пение. Его отличительной особенностью стало многоголосие, преимущественно аккордового склада, с разделением хора на группы голосов, без инструментального сопровождения. Стиль партесного пения получил официальное признание. С введением партесного пения древнерусское крюковое письмо было заменено современной нотацией,  а взамен гласов упрочилась мажоро-минорная система. Первое упоминание о партесном пении относится к 1652 году и связано с прибытием в Москву 11 человек киевских певчих, а затем еще 8-ми. Они составили особую станицу государевых певчих дьяков. Композиторы не удовлетворялись 4-хголосием. Появлялись 6-ти, 8-ми, 12-ти, 24-х, 48-миголосные хоры. Прямые цели сочинения произведений для восьми - двенадцатиголосных хоров не только изменили фактуру партитуры, но лишили партии того значения, которое уделялось им в четырехголосном смешанном хоре. Тенор утратил значение ведущего голоса. Чрезмерная насыщенность вертикали с постоянным перекрещиванием голосов делала невозможным ясное восприятие движения в горизонтали. Партии дискантов излагались преимущественно во второй октаве, альтов - в первой и частично во второй октавах, теноров - преимущественно в первой, а басов - в малой и большой. Освоение партесной музыки началось с гармонизации знаменного и других распевов, которые прежде исполнялись одноголосно мужским хором, а с середины XVII века зазвучали четырехголосным хором мужчин и мальчиков. Тенор ведет главную мелодическую линию знаменного распева, а другие голоса его поддерживают. Бас также выполнет роль мелодической линии. Дискант и альт несли функцию дополнительных голосов. Дискант помогает тенору, дублирует его в октаву, в терцию или в сексту. Альт - голос, дополняющий гармонию, часто дублирует тенор.

Рост хоровой культуры обусловил появление на рубеже XV-XVI веков двух хоров: придворного хора – Государевых певчих  дьяков и патриаршего – Патриарших певчих дьяков, в состав которого входили наиболее одаренные певцы. Хоры певчих дьяков являлись очагами музыкальной культуры, здесь было сосредоточено обучение музыкальной грамоте и певческому мастерству. Хор делился на «станицы», в которые входило по 5-7 человек.

Хор Государевых певчих дьяков участвовал в богослужении, на котором присутствовал царь, а также в различных придворных торжествах. При Иване Грозном в хоре было 35 человек, к концу XVII века число певчих достигло 70 человек. Впоследствии в 1763 году на основе этого хора была организована Придворная певческая капелла. В разное время капеллу возглавляли музыкальные деятели и композиторы - М.Ф.Полторацкий(1763-1795), Д.С.Бортнянский (1796-1825),Ф.П.Львов (1825-1836), Н.И.Бахметев (1861-1883), М,А,Балакирев (1883-1894), А.С.Аренский (1895-1901), С.В.Смоленский (1901-1903) и др. Капельмейстером капеллы в 1837-1839 годах был М.И.Глинка. Глинка вновь поехал на Украину за сбором малолетних певчих. «Концентрический метод» Глинки - развитие голоса от средних нот к нижним и верхним звукам, - новое в вокальной педагогике. В 1918 году капелла была преобразована в Народную хоровую академию, хор которой - Государственная певческая капелла - начал вести активную концертную деятельность. В 1920-х годах хор пополнился женскими голосами. В XX веке капеллой управляли М.Г.Климов (1917-1935), Н.М.Данилин (1936-1937), А.В.Свешников (1937-1941), Г.А..Дмитревский (1943-1945), А.И.Анисимов (1955-1965), Ф.М.Козлов (1967-1972).С 1974 года Государственной академической капеллой руководит В.А.Чернушенко. (С.-Петербург)

Хор Патриарших певчих дьяков возник с установлением патриаршества (1589), на базе хора московского митрополита. В 1721 году был переименован в Синодальный хор и обслуживал московский Успенский собор. Расцвет Синодального хора связан с приходом в 1886 году регента Василия Сергеевича Орлова, его помощника А.Д. Кастальского, а также в 1910 году Ник. Мих. Данилина. В репертуар хора входили произведения Генделя, Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Танеева и др. Синодальный хор первоначально состоял из 44 певцов - мужчин, в 1767 году в хор были введены детские голоса. В 1830 году при хоре было открыто Синодальное училище церковного пения, в котором стали обучаться малолетние певчие, принятые в состав хора. Именно в Синодальном училище был законченный цикл хорового образования. До 1934 года в Московской и Петербургской консерватории не было дирижёрско-хоровых отделений – дирижёров обучали только в Синодальном училище! В Синодальный хор мальчиков принимали в возрасте 9 лет. Условия приёма – чистота интонации, ровность регистров. Грудной регистр как рабочий не рассматривался. Культивировалось фальцетное, «поднебесное» пение. Степан Васильевич Смоленский формировал дирижёрскую школу. В 1896г. Синодальный хор стал победителем в традиционном состязании с Петербургской певческой капеллой. Огромный успех выпал на долю Синодального хора во время гастролей по Европе. Он блестяще выступил в Вене, Дрездене, Риме. Искусство управления хором Николая Михайловича Данилина покорило Европу. К 1890-м годам в составе Синодального хора было 45 мальчиков и 25 мужчин. Синодальный хор существовал до 1919 года. 

В истории русской музыкальной культуры сохранились свидетельства музыкально-просветительской деятельности многих хоровых коллективов и их руководителей. В 50-х годах XVII века возникла знаменитая капелла графа Шереметева, просуществовавшая около 150 лет. Певчими капеллы были крепостные украинских вотчин Шереметевых. Расцвет капеллы пришёлся на период, когда ею руководил выдающийся русский хормейстер Г.Я. Ломакин. В 1880-х годах А.А. Архангельский создал хоровой коллектив, в котором впервые были введены женские голоса вместо мальчиковых. Хор Архангельского просуществовал до 1924 года. Конец XIX- начало XX в. ознаменовался расцветом хоров Большого (У.О. Авранек) и Мариинского (Ф.Ф. Беккер, Г.А. Казаченко) оперных театров. В 1862 М.А. Балакиревым совместно с Г.Я. Ломакиным была организована «Бесплатная музыкальная школа», хор которой достиг высокого мастерства. Многочисленностью составов и высоким качеством исполнения отличались хоры Петербургского и Московского хоровых обществ. В 1902 году была организована Московская симфоническая капелла, хор которой состоял из профессиональных певцов и любителей. Также существовал в Москве с 1900 г. Хор И.И. Юхова. В советское время были созданы профессиональные хоровые коллективы - Государственный академический Русский хор СССР (рук. А.В. Свешников), Большой хор Всесоюзного радио и телевидения (К.Б. Птица), Государственный московский хор (В.Г. Соколов), Республиканская русская хоровая капелла им. Юрлова (С.В. Гусев), Московский камерный хор (В.Н. Минин), Хор мол. и студентов (Б.Г. Тевлин).



2019-11-13 207 Обсуждений (0)
Русская хоровая музыка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская хоровая музыка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)