В середине 1950-х-первой половине 1960-х годов
Первая половина 50-х годов XX в. была для СССР временем экстремального экономического развития. После огромных человеческих и материальных потерь экономика работала на пределе своих возможностей, всё ещё сохраняя мобилизационный характер. Как и в годы первых советских пятилеток, основной упор делался на развитие отраслей тяжёлой промышленности: топливно- энергетического комплекса, металлургии, тяжелого машиностроения и т.п. Важным событием в истории советского общества 50–х гг., определившим новые векторы общественно-политического и социально-экономического развития страны, стали решения XX съезда КПСС. Именно в контексте этих решений был принят ряд постановлений правительства, во многом определивших экономическое развитие Донбасса на ближайший период. 8 октября 1956 г. было принято постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О неотложных мерах по развитию угольной промышленности Украинской СССР», в котором предусматривалось ускорение работ по техническому перевооружению отрасли, завершение работ по реконструкции ряда шахт, быстрейшее строительство новых предприятий. В 1958 г. были разработаны «Основные технические направления развития угольной промышленности СССР на 1959-1965 годы», которые стали экономической программой на ближайшие семь лет. В ходе реализации данных постановлений скоростными методами началось строительство 35 новых шахт общей мощностью шесть миллионов тонн угля в год. Уже в 1957 году были введены в эксплуатацию шахты: «Мушкетовская», «Заперевальная» и «Глубокая», в 1959 г. – шахта «Ветка-Глубокая» (сейчас шахта имени А.Ф. Засядько). За весь период с 1956 до 1965 гг. были сданы в эксплуатацию шахты «Углегорская-Западная», «Краснолиманская», «Россия», «Холодная Балка» № 3, «Южная», «Чайкино-Глубокая» и ряд других. Мощность угледобычи большинства новых шахт составляла свыше 1 млн. тонн угля в год. В 1959-1960 гг. строится и вступает в строй самая глубокая в СССР шахта «Бутовка- Глубокая». В 1961 г. вступила в строй первая в области гидрошахта «Пионер». Крупнейшей новостройкой этого периода являлась шахта «Украина» треста
и металлургическая промышленность, которая, пережив в первые послевоенные годы сложный период восстановления и перепрофилирования производства, теперь выходила на процесс количественного и качественного роста. Уже в феврале 1953 г. возрожденный металлургический гигант «Азовсталь» произвел свой первый собственный агломерат.
В 1958 г. на базе машиностроительных цехов завода создается Ждановский завод тяжелого машиностроения (ЖЗТМ), который активно участвует в оборонных и космических программах Советского Союза.
В 50-60-х гг. одна из ведущих позиций в экономике Донбасса принадлежала энергетике. В октябре 1962 г. была введена в действие одна из первых в СССР линия электропередачи постоянного тока «Волгоград-Донбасс» мощностью 800 кВт, связавшая энергетическую систему Донбасса с Волжской, Ростовской и Центральной энергосистемами. Славянская ГРЭС имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции В ноябре 1967 г. начинает вырабатывать ток крупнейший в Европе 800- тысячный блок Славянской ГРЭС. Вскоре рядом с ним был построен еще один блок такой же мощности, превративший станцию в одну из крупнейших на территории УССР. Во второй половине 1950-х-первой половине 1960-х гг. крупные капиталовложения были направлены на развитие химической промышленности, что дало возможность ввести в эксплуатацию на Горловском азотно-туковом заводе первый в стране комплекс по изготовлению полистирола, цех поропластов, установку по получению диэтилбензола, цеха по производству аммиака, серной кислоты, мочевины. Вступает в строй самый большой в стране цех Славянского масложирового комбината по производству синтетических моющих средств. Общая сумма капиталовложений в народное хозяйство Донбасса в 1965 г. составила 383 млн. руб. Ввод новых мощностей, усовершенствование технологического оснащения предприятий способствовали количественному росту выпускаемой продукции. В 1965 г. в Донбассе было произведено продукции на 9 млрд. рублей, что составляло около 4% всей валовой продукции промышленности СССР; было выплавлено 16,8 млн. т чугуна (больше, чем во всей Франции в том же году), 18,7 млн. тонн стали (больше, чем в Италии); произведено 15,8 млн. т проката, добыто 172,5 млн. т угля, почти столько же, сколько его было добыто в Англии. В течение семилетки (1959-1965 гг.) было введено в строй 91 новое промышленное предприятие, около 200 новых цехов и производств на действующих заводах. Промышленными предприятиями Донецкой области было освоено около 100 важнейших видов продукции, разработано и изготовлено 197 новых видов машин и механизмов. По своему техническому уровню и характеристикам 42 типа машин превышали уровень лучших мировых образцов. В целом производство промышленной продукции в области выросло на 59 процентов, а производительность труда – на 45 процентов. Однако, несмотря на достигнутые успехи, экономика региона, как и в общем в стране, испытывала определенные трудности. Наблюдалось снижение темпов развития в промышленности в целом: в 1957-60 гг. – 8,9%, в 1961-64 гг. – 6,4%. Положение осложнялось неурожаем 1963 г., трудностями с хлебом и повышением розничных цен на продукты питания. Это было связано с тем, что реформы, проводимые Н.С. Хрущевым, были половинчатыми и не носили комплексного характера.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |