А. В. Никольского «Голос и слух хорового певца» (1916).
Пособие состоит из введения, трех разделов и заключения. Во введении даны описание звука, его этиология и свойства. Первый раздел книги посвящен анатомии голосового аппарата — строению легких и гортани. Никольский видит преимущество в выработке диафрагматического типа дыхания, считая его «самым глубоким и самым продолжительным, вследствие чего он признается в пении более других отвечающим своей цели». Никольский приходит к выводу о том, что чистых видов дыхания практически не существует, так как они пользуются смешанным типом дыхания. При пении дыхание должно стать актом, в значительной мере сознательным и активно управляемым. Задержка дыхания предшествует выдоху и вместе с атакой звука очень важна для пения, так как позволяет взять верный тон — без «подъездов». В разделе «О дыхании» автор книги дает методически разработанные дыхательные упражнения. Он рекомендует начинать постановку певческого дыхания с упражнений без звука: а) медленно вдохнуть, задержать дыхание (1—4 сек.), сразу выдохнуть, б) быстро вдохнуть, чуть задержать дыхание, медленно выдохнуть; в) медленно вдохнуть, чуть задержать дыхание, медленно выдохнуть.
Полость рта Никольский рассматривает как резонирующую зону, от которой зависит формирование звука и тембр голоса: «В вопросе о сообщении голосу хорошего тембра певец должен под контролем собственного вкуса, чутьем и всевозможными приспособлениями полости ртанаходить наилучшие для звука положения».
Второй раздел книги посвящен развитию музыкальных способностей, в разряд которых Никольский включает: 1) слух и тональное чувство 2) ритмическое чувство 3) гармоническое чувство 4) музыкальную память 5) музыкальный вкус
В третьем разделе книги А. В. Никольский освещает вопросы музыкальной Грамоты.
А. В. Никольского «План практических занятий пением в школе и хоре» (1918) Автор знакомит нас с вопросами вокальной организации хора, комплектования хоровых партий, развития диапазона голосов и типичных тембровых черт звука, дает советы, как научить искусству пения нот с листа, как работать над разучиванием хоровых произведений по партиям, на общей спевке, как сочетать «черновую» и «беловую» работы в коллективе. Эти рекомендации даются автором в опоре на опыт его работы в Синодальном училище. Особо стоит упомянуть раздел, касающийся интонирования интервалов, так как он имеет принципиальное значение потому, что в настоящее время на уроках сольфеджио обучают интонированию интервалов или звука только по собственной высоте, не требуя его исполнения на вокальной основе . Методическое пособие «План практических занятий...» построено по двухступенчатой системе. На первой предусматривается выработка навыков вокального интонирования по с л у х у, на второй — по н о т а м .
Интервалы изучались в следующей последовательности: 1) секунды большой; 2) мажорного тетрахорда (до—фа). Здесь же дается понятие о ступенях и их названии (I — do, II — ре, III — ми и т. д.); 3) тона, полутона и 5-й ступени. Пение песен по руке учителя в двух, четырех и трехдольном размерах; 4) терций; различение терций большой и малой и различение их по тембровой окрашенности (терция большая — бодро, терция малая — мягко, печально); 5) кварты (до—фа, ре—соль), вначале изучаемые на песнях и только потом в сопоставлении с ранее усвоенными интервалами, — подчеркиванием своеобразия каждого интервала и его функциональной особенности; 6) квинты (до—соль) — также на песнях. Здесь обращается внимание на слагаемость квинты из двух терций.
Дальнейшее усвоение интервалов проводится с помощью фортепиано. Для этого педагог играет интервалы вразбивку в разных регистрах и темпах; 7) изучение ноты ля и пентахорда (ре—ля) расширяет у певца понятие о квинте (ре—ля) как об интервале, определяющем минорное трезвучие; 8) сопоставление звукорядов (до—соль, ре—ля) дает понятие мажора и минора по сопоставлению на слух и по тембровому воздействию на восприятие певцов; 9) изучение гамм в целом объеме: до мажор и ля минор-натуральный — пение их в восходящем и нисходящем порядке от каждой ступени: а) секундами, б) тетрахордами; до-ре-ми-фа , соль-ля-си-до в) от каждого звука: до-ре-ми, ре-ми-фа, соль-ля-сии т. д. ... терциями, д) квартами, е) квинтами, с применением разных длительностей и пауз.
Интонирование вырабатывалось на в о к а л ь н о й основе. Для этого Никольский рекомендовал: 1) пропевать сначала два раздельно взятых звука интервала, потом петь их в слиянии, обращая внимание на более высокое интонирование верхнего звука интервала, и далее, в процессе занятий, самим ученикам находить интервал И интонировать на правильно организованном дыхании на гласные: а, о, е; 2) петь интервалы от разных звуков вначале без определенной длительности, потом отбивая рукой метрическую единицу размера; 3) закреплять навыки интонирования интервалов на специально подобранном песенном репертуаре. Песни должны исполняться в разных тональностях, ибо пение в одной тональности притупляет слух и внимание певцов. Важен личный показ педагога, так как обучение певцов на начальном этапе подразумевает подражание живому голосу учителя, а не звуку фортепиано; 4) перед разучиванием произведения нужно прочитать текст громко, отчетливо и выразительно произносить слова. Это развивает дикцию и художественное восприятие песни.
На второй ступени полученные навыки вокального интонирования по слуху совершенствуются в пении по нотам.
А. В. Никольский, будучи талантливым хоровым композитором и зная тембровые возможности человеческих голосов во всей их сущности, поставил перед собой цель обогатить хоровую партитуру своих произведений за счет более тонкого, яркого и красочного звучания. Эти вопросы нашли отражение в статьях: «К вопросу о новых путях в области хоровой композиции» (1924) и «Тембризация хора» (1924). Обе статьи связаны со сложной формой вокальной организации хора, выраженной в регистрово-тембровой системе, автором которой был В. С. Орлов, о нем мы будем говорить ниже.
А. В. Никольский в своих сочинениях наиболее объемно раскрыл тембровые свойства и регистровые границы голосов.
Так, в сопрановую партию он включает: а) сопрано лирические, б) сопрано драматические, в) меццо-сопрано с подразделением на оттенки: первый — с приближением к сопрано, второй — к высоким альтам.
В альтовой партии он различает: а) альты высокие с достаточно свободным верхним регистром хорошим средним, но слабозвучным нижним регистром (M-Cj), б) альты центральные (М-Сп) с достаточно ровным по силе и тембру звучание на всем диапазоне голосов, однако часто тяготеющие в нижнем регистре к контральто, в) контральто, отличающиеся благородным величавым нижним регистром при затрудненном звучании верхнего.
Тенора, как и сопрано, разделяются на: а) лирические, б) драматические, в) вторые тенора, тяготеющие к тенорам баритональным. В басовую партию входят: а) баритоны высокие и высокие басы, б) басы- остинато певучие, полнозвучные на всем протяжении диапазона, в) басы- профундо — грузные, глубокие, г) октависты — мощные в нижнем регистре, часто лишенные не только басовых верхов, но даже и «середины». По желанию дирижера они могут примыкать к той или иной группе басов и исполнять партию в указанных им местах партитуры. Заметим, что при построении хора учитывалась плавность тембровых переходов в партиях. С этой целью, как мы заметили, между сопрано, альтами и тенорами ставились голоса-связующие.
О церковном хоровом исполнительстве Никольский писал: «Для того, чтобы придать хоровому исполнению «церковный» характер, необходимо главным образом вдумчивое, сознательное отношение к тексту с тем, чтобы передать в пении через слово особый оттенок сознательности и даже чувства. Но, сознательность не всегда может соединиться с прочувствованностью смысла священных слов, и одной ее, конечно, не вполне достаточно для целей церковного хора, а для того, чтоб прочувствовать, необходима живая религиозность, соединенная с отсутствием ложного стыда. В этих двух условиях коренится весь секрет истинно церковного исполнения».
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |