Проблема централизации государства. Политический строй.
После объединения земель в рамках единого государства под властью Москвы необходимо было завершить централизацию. Централизация государства предполагает: 1) наличие единообразной системы управления; 2) безусловное подчинение центру; 3) отсутствие территорий, имеющих внутреннюю независимость; 4) единую армию; 5) единые законы и суд; 6) единую финансовую систему; 7) отсутствие внутренних границ и полный контроль центральной власти над экономической, политической, социальной жизнью всех районов государства. В конце XV–начале XVI века сформировался общегосударственный управленческий аппарат. Боярская дума – совещательный орган при великом князе из представителей высшей аристократии. (В разное время входило от 5 до 12 бояр и до 12 окольничих высших чиновников). Государев двор включал титулованную и нетитулованную знать, различные категории служилых людей. Это князья, находившиеся на московской службе с XIV века, бояре, дети боярские – побочная ветвь тех же боярских родов, местные землевладельцы, хорошо зарекомендовавшие себя на военной и административной службе, а также выходцы из других социальных слоев, получивших за службу князю поместья и вотчины. Они участвовали в определении внутренней и внешней политики; занимали командные должности в армии, возглавляли центральные и местные органы власти. Приказы – центральные распорядительные органы, ведавшие отдельными отраслями управления. Появились в начале XVI века. Дворец – административно-хозяйственный орган, который ведал личными, дворцовыми землями великого князя, позже выполнял судебные функции: рассматривал тяжбы по земельной собственности. Казна – государственная канцелярия, главное государственное хранилище. Там хранились деньги, государственная печать и государственный архив. Казна занималась и вопросами внешней политики. Для управления на местах великим князем назначались наместники и волостели. Страна делилась на уезды (бывшие удельные княжества), которые разделялись на станы и волости. Уездами управляли наместники, станами и волостями – волостели. Они выполняли хозяйственно-административные и судебные функции:заключали земельные сделки, собирали торговые пошлины, осуществляли гражданское и уголовное судопроизводство, надзор за торговлей, охраняли порядок. Наместники и волостели функционировали на основе кормлений. Они и их аппарат обеспечивались «кормами», как натуральными, так и денежными. На «корм» шла часть взимаемых с населения пошлин и повинностей, которая не предназначалась центральным властям. Так сформировалась не система администрации и суда, а система вознаграждения за прежнюю службу. Назначение на должности в Московском государстве проводилось по принципу знатности и родовитости. Такой порядок получил название местничество. В государственном управлении еще не было строгого разграничения функций, характерного для централизованного государства. В 1497 г. был принят Судебник – первый свод права единого государства, в котором устанавливались общие для всей страны нормы судебной процедуры по гражданским и уголовным делам. В судебнике: · введены общий порядок следствия и суда и единая система пошлин за все виды суда великого князя и суда по его поручению; · установлена компетенция должностных лиц; · определены наказания за убийства, кражи, разбои; · установлены нормы выхода крестьян (неделя до Юрьева дня и неделя после). Несмотря на политику централизации, на рубеже XV–XVI вв. сохранялись пережитки удельной системы: · сохранялись внутренние уделы (к концу жизни Василия III осталось два удела – Дмитровский и Старицкий); · наместники и волостели вознаграждались путем кормлений; · отсутствовала система органов местного управления; · сохранялся внутренний суд в боярских вотчинах; · нормы Судебника не применялись повсеместно; · бояре и бывшие удельные князья оказывали влияние на государственное управление; · новое территориальное деление на уезды совпадало со старым удельным, наместники слабо контролировались центральной властью. В правление Елены Глинской были проведены две реформы, направленные на централизацию. В 1534–1538 гг. монетная реформа установила единую для всего государства денежную систему, основанную на объединении двух монетных систем – московской и новгородской. Основной стала серебряная копейка – новгородская деньга, сохранялась московская деньга, которая была вдвое легче «копейки».[4] На рубеже 1530-х–1540-х гг. началась реформа местного управления, которая предполагала введение должностей выборных губных старост, обязанных бороться с «лихими людьми». Они долгое время функционировали наряду с наместниками и волостелями, при нечетком разделении полномочий это порождало конфликты. В городах выбирались земские старосты из зажиточного черносошного и посадского населения.
Внутренняя политика Ивана IV .
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |