Зависимость результативности работы от сплоченности группы
Определение групповой сплоченности говорит о том, что чем выше групповая сплоченность, тем выше эффективность работы. Однако такая закономерность не всегда верна. Психологией доказано, что эта зависимость определяется также теми факторами, насколько нормы поведения, принятые в группе и сформированная корпоративная культура в целом, направлены на получение высоких показателей ее работы. Таким образом, сплоченность коллектива - сложное психосоциальное явление, правильное построение и развитие которого часто требует вмешательства профессионального психолога. Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности: · совпадение целей, ценностей и взглядов членов группы; · примерно одинаковый социальный и возрастной состав группы; · атмосфера доброжелательности · интересная всем совместная деятельность, направленная на достижение общих целей; · Реальный авторитет лидера · Наличие эффекта соревнования (даже неофициального) с другой группой · Непростой путь вхождения в группу · Справедливое распределение денежных средств и бонусов · Успешность группы в достижении поставленных целей Что может служить причинами снижения уровня сплоченности коллектива: · распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой; · близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами; · Ошибки в неправильный стиль управления руководителя группы · отсутствие единой цели, объединяющей всех сотрудников, вялая динамика развития совместной деятельности, организованной ведущим; вялая динамика развития совместной деятельности. Таким образом, для поддержания эффективной командной работы необходимо следующее: определения требований к руководителю коллектива и его поиск на основе этих требований, знание и учет принципов формирования высокоэффективной команды, понимание стадий развития коллектива и учета ограничений командной работы. Учесть все тонкости зачастую бывает невозможно. В любой командной работе присутствуют слабые места, и только у успешной команды эти слабые места компенсируются сильными сторонами. В любом случае, работа в команде – это риск. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского и не достигает высочайших вершин. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение понятию «команда»? 2. Что такое «командная работа»? 3. Какие этапы можно выделить в процессе формирования команды? 4. Какие факторы обеспечивают эффективность командной работы? 5. Какие ошибки снижают эффективность деятельности команды? 6. Какие факторы способствуют развитию и формированию групповой сплоченности? 7. Какие основные роли обеспечивают эффективную работу команды?
Рекомендуемая литература: Основная: [1], [2],. [3],. [5],. [9],. [10]. Дополнительная: [10]. Электронные ресурсы: [2]; [3]; [5] Раздел 2. Социально-психологические технологии решения управленческих проблем Тема 5. Социально-психологические технологии формирования благоприятного СПК в экипаже. 1. Понятие СПК. 2. Значение СПК для эффективного функционирования экипажа. Понятие СПК. О сущности социально-психологического климата, то его можно определить как доминирующий в конкретном коллективе (группе) в отношении устойчивого психического настроя, который формируется на основе психического отражения условий жизни и деятельности в межличностном взаимодействии членов коллектива (группы). Следует отметить, что наряду с понятием «социально-психологический климат», анализируя деятельность организации, используется также понятие «организационный климат». Поддерживая точку зрения авторов, которые недавно начали исследовать эту проблему, можно считать, что социально-психологический климат стоит рассматривать как феномен, присущий небольшой группе, а организационный климат целесообразно определять как феномен, который образуется в больших социальных группах (организациях), ведь здесь мы имеем дело с другими психологическими реальностями, когда качество «непосредственность» отношений переходит в качество «сложного опосредования» этих отношений. То есть в организации, которая имеет подразделения, организационный климат - это качественное новое интегративное социально-психологическое образование. Однако отметим, что далее речь пойдет именно о социально-психологический климат, поскольку изучение содержания и особенностей организационного климата является самостоятельным, еще недостаточно развязанной научным и прикладным задачам. Анализируя влияние социально-психологического климата на эффективность деятельности и поведение менеджеров и персонала в организации, стоит заметить, что все исследователи, которые изучали эту проблему, отмечают важную роль такого климата в обеспечении эффективной деятельности организации, в процессе управления ею, а также в жизнедеятельности каждой личности. Так, утверждается, что социально-психологический климат является «одним из решающих факторов успешной деятельности человека во всех сферах жизни общества», в частности, в контексте реализации функции обратной связи. Отмечается, что от социально-психологического климата зависит степень вхождения каждого индивида в деятельность, характер ее направленности, эффективность. Социально-психологический климат также рассматривают как такой феномен, отражающий уровень комфортности существования в совместной деятельности, в групповом взаимодействии. «Если комфортность связана с индивидуальной оценкой условий существования в группе, то сами условия рассматриваются как групповой «климат», как особое состояние социально-психологических условий, сложившихся в группе». Отметим, что в этом довольно абстрактном общем суждении важным является утверждение о рефлексивный характер опосредования социально-психологических условий, которые порождаются совместной деятельностью, меж личностным взаимодействием. Осознание личностью комфортности существования в конкретной группе, коллективе связано с явлением социальной фасилитации и ингибированию, когда присутствие других людей в первом случае способствует улучшению деятельности личности, а во втором - негативно влияет на поведение и деятельность индивида. По мнению авторов, фасилитация и ингибиция являются теми несознательными компонентами, входящими в социально-психологического климата. Необходимо отметить, что социально-психологический климат влияет не только на эффективность деятельности, поведение, но и на психологическое здоровье личности. Это слишком важно для менеджера любой организации, например, капитана судна, поскольку там социально-психологический климат опосредованно, через соответствующее психологическое состояние ее представителей (помощники капитана, боцман, старший механик и др.), влияет на социально-психологический климат других микрогрупп (электрики, механики), а через них - на матросов, их психическое здоровье. Социально-психологический климат также является важным фактором, который влияет на все составляющие управленческой деятельности: выработки и принятия управленческих решений, организацию их выполнения, учет и контроль. Так, анализируя проблему управленческих решений, некоторые из авторов рассматривает социально-психологический климат как фактор осуществления этого решения. Однако необходимо отметить, что социально-психологический климат влияет и на выработку самого решения прямо (когда оно разрабатывается коллегиально) или опосредованно. На этапе организации деятельности социально-психологический климат имеет значение в следующих основных аспектах: а) коррекционно-регулирующем компоненте, когда руководитель доказывает цель и задачи коллектива и каждого исполнителя; б) коммуникативном компоненте, для налаживания благоприятных с точки зрения цели управления межличностных отношений и общения; в) мотивационном компоненте, когда наличие или отсутствие благоприятного социально-психологического климата может быть источником положительной мотивации к профессиональной деятельности или ее снижения или отсутствия. Социально-психологический климат является также существенным фактором контролирующей и сравнительно-оценочной деятельности менеджера, где выступает как источник социального контроля, социальных санкций, отображение общественного мнения коллектива и др. В целом можно сказать, что социально-психологический климат - это часть социально-психологического пространства организации, психологическое поле (К. Левин), на котором разворачивается деятельность каждого участника процесса труда, «плацдарм жизнедеятельности личности».
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |