Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего у него больше — «хочу» или «надо»? А может быть, уже есть баланс?
Шаг 2. Развитие воли ребенка Вам знакомы такие фразы: «Не сидит спокойно, не доделывает задание до конца, выкрикивает с места, разговаривает с соседом и т.д.? Иногда они прямо утверждают, что у ребенка не сформировано волевое поведение. Так что же это такое? Данные фразы говорят о несформированности волевого поведения. Сразу оговоримся, что речь идет только об абсолютно здоровых детях. Дело в том, что нередко физиологические особенности ребенка, обычно называемые гиперактивностью, имеют проявления, схожие с волевым поведением. Не будем их рассматривать, т. к. гиперактивность имеет не только психологические причины. Это важно учитывать, поскольку в младшем школьном возрасте воля ребенка бурно развивается. С одной стороны, для этого появляются физиологические предпосылки — увеличивается сила нервной системы и инертность нервных процессов, необходимых для волевого поведения. С другой — это диктуется необходимостью школьного обучения. Конечно, истоки волевого поведения лежат в более раннем детстве. Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание. Оно заключается в отказе от чего-либо приятного, а также в решимости сделать нечто неприятное, если необходимо. Это первое самостоятельное проявление ребенком силы воли. С 4 лет развивается контроль своих действий. На 4-5-м году жизни у детей проявляется послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и чувством вины перед взрослым, если ребенок не выполнил то, что от него требовалось. В старшем дошкольном возрасте ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Настоящий рывок в волевом развитии приходится на младший школьный возраст. При каких условиях он возможен и что могут сделать родители в этом направлении? Компоненты воли Воля — многогранное понятие. Обычно в ней выделяют два компонента: 1) умение сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, т. е. сознательное управление своими действиями; 2) умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца. 1. Сознательное управление своими действиями Если говорить о первокласснике, то уже в начале учебы перед ним встает громадная «корзина» школьных правил, которые необходимо усвоить, причем достаточно быстро. Как поднимать руку, когда хочешь ответить? Как проситься в туалет на уроке? Что делать, когда звенит звонок? Сколько клеточек в тетради отступать после домашней работы, а сколько — между примерами? Мы пробовали подсчитать количество правил, которые ребенок должен сначала просто запомнить, а потом и научиться выполнять, — нам это не удалось. Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются дети, особенно активные, — невозможность высказаться на уроке всегда, когда хочется. Действительно, когда ребенок знает ответ, он тянет руку, но в классе много учеников, и приходится ждать, когда до него дойдет очередь. Активиста начинают ругать за выкрики: «Ты не один в классе», — и есть вероятность того, что он перенаправит свою энергию от учебы на что-либо другое, например, щипание за бок своего соседа. Необходимо развивать не абстрактную «силу воли», а конкретные компоненты воли, причем делать это поэтапно. Ни в коем случае нельзя пропустить зачатки мотивации ребенка к проявлению волевого поведения. Взрослые часто забывают о том, что малышу делать это трудно, неинтересно и не нужно. В некоторой степени это напоминает ситуацию с приучением к опрятности, когда требуемое поведение необходимо скорее взрослому, чем ребенку. Поэтому важно, чтобы он сам захотел иметь сильную волю и узнал, в каких конкретных действиях она проявляется, например, не выкрикивать на уроках, а ждать, пока спросят, и т. п. Начальный этап развития воли — тренировочный: ребенку дают игровые задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение. Главное — помочь первокласснику поверить, что он способен их выполнить. И только после этого можно переходить к стимулированию ребенка проявлять данный аспект волевого поведения в реальной жизни. Когда оно автоматизируется, можно «запускать» следующий аспект по той же схеме — постановка цели, мотивирование, тренировка, подведение итогов, т. е. поощрение ребенка, постоянная фиксация его маленьких побед. Конечно, не стоит ожидать быстрых результатов. Контроль взрослых за проявлением волевого поведения от 1-го к 4-му классу должен снижаться, но не исчезать полностью.
Важно помнить, что если взрослый говорит «нельзя», но ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, а после слов «надо делать уроки» он убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, — нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается. Следует учитывать, что ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-либо, чем указанию делать что-то другое. Поэтому взрослым целесообразнее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме: «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать». Также важно, что групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный. Поэтому если в семье несколько детей, можно придумать игровые соревновательные формы развития воли. 2. Умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца. Не менее чем способность управлять своим поведением, важен второй компонент воли — умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца. Действительно, в школе ребенок встретится с разными учебными заданиями. Одни ему будут интересны, он легко их выполнит и получит похвалу взрослых. Другие окажутся не только менее интересными, но явно скучными и сложными, например, написание одного и того же крючочка на целую строчку — напрягается и затекает рука, ведь нужно выдержать наклон, размер и форму крючков. Некоторые не будут получаться, и захочется их бросить. И как раз умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учебе, начинает формироваться с помощью взрослых именно в первом классе. Обычно данный процесс происходит непросто. Одна из причин — отсутствие у детей психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать трудности. В связи с этим полезно прочитать с ребенком и обсудить сказку «Котенок Маша» С возрастом сложность предъявляемых ребенку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что с его увеличившимися потребностями считаются, т. е. признают его самого уже «большим». Однако при этом надо учитывать и меру трудностей, которые придется преодолеть ребенку, и не превращать развитие его волевой сферы в самоцель, в скучное и нудное занятие. В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность. Первая заключается в том, что ребенка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия. Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата, — совершенно необходима в жизни, но она не дается сама собой, к ней нужно приучать. Когда дело совершенно непривычное, оно кажется непосильным, и лишь привычка облегчает его выполнение. Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоемкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создается привычка бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило — доводить дело до конца.
Предлагаю прочитать ребенку сказку и провести беседу по ней.
Котенок Маша Жил-был на белом свете котенок Маша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурзиками, но нашего котенка звали именно Маша. И был он самый обычный котенок: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. Как и все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут и куда солнышко спать ложится. И тогда решила Маша уйти из своего теплого уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание. Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься, и хочется все бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажется, что никогда ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно — смелей и старайся сильней», шепотом ее проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору, научишься справляться с трудностями и подойдешь ко второй горе.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (137)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |