Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 2



2019-11-13 394 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 2 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: «Сравнение процессов митоза и мейоза».

Цель: сравнить процессы митоза и мейоза

Оборудование: материал лекций, таблицы «Митоз. Мейоз»

 

Ход работы

1. Повторите материал лекций по теме 10

2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.

     

Признаки для сравнения   Митоз Мейоз
1.Процессы в интерфазе 2. Число делений 3. Фазы деления 4. Кроссинговер 5. Число дочерних клеток 6. Хромосомный набор дочерних клеток 7. Количество ДНК в дочерних клетках 8. Для каких клеток организма характерно деление 9. Распространенность среди организмов    

3. Зарисуйте клетки, находящиеся в интерфазе и в различных фазах митоза.

4. Сделайте вывод.

Практическое занятие №3

 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного

Скрещивания

Цель: применить теоретические знания закономерностей наследования, продолжить формирование умений записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.

 

Теория

В генетических задачах используются такие условные обозначения:

Р - родители;

F - потомки, гибриды;

F1 и F2 - цифровые индексы, обозначающие номер гибридного поколения;

(зеркало Венеры) - материнская особь, женщина;

(копье Марса) - отцовская особь, мужчина;

х - скрещивание;

А - доминантный ген;

а - рецессивный ген;

Аа -гетерозигота;

АА - доминантная гомозигота;

аа - рецессивная гомозигота;

А,а -аллельные гены;

А, В - неаллельные гены.

 

Условия задачи записывают в виде таблички, где в принятых условных обозначениях указываются гены и контролируемые ими признаки; кроме этого, можно записывать и схемы скрещиваний, в которых приведены или генотипы (если это возможно), или фенотипы всех особей, о которых идет речь в задаче.

При составлении схемы скрещивания на одной строке записывают условное обозначение родителей (Р), затем знак матери () и ее генотип, знак скрещивания (х), знак отца {) и его генотип. Если весь генотип родителей или потомков определить сразу невозможно, то в этом случае генотип записывают в виде генотипического радикала А-В- или А?В?, где прочерки или вопросы обозначают неизвестные гены. Ниже записывают типы гамет, которые образуются в родительских организмах, и обводят их в кружок. Под ними записывают генотипы потомков, их фенотипы. После решения задачи записывают ответ.

 

 

      Наследование признаков, сцепленных с полом, характеризуется следующим: Х- и У-хромосомы имеют общие участки, поэтому признаки, контролируемые генами, находящимися в общих участках, проявляются одинаково у обоих полов; половые хромосомы имеют также негомологичные участки, отвечающие за формирование определенных признаков, поэтому эти признаки проявляются только у особей определенного пола. Если ген локализован в негомологичном участке Х-хромосомы, то он передается только от отца к дочери, а от матери - сыновьям и дочерям в равной пропорции. Рецессивные признаки, сцепленные с Х-хромосомой, чаще проявляются у особей мужского пола, а у особей женского пола - только в гомозиготном состоянии. Следует помнить, что у человека, дрозофилы, млекопитающих, рыб, некоторых двукрылых насекомых гетерогеметным является мужской пол, а у птиц, пресмыкающихся, бабочек гетерогаметен женский пол. При решении задач указывают, в какой половой хромосоме находится ген; например, рецессивный ген гемофилии, локализованный в Х-хромосоме - Xh. Ген нормального свертывания крови обозначают Хн.

 

Пример решения типовых задач

 

Задача.

У крупного рогатого скота ген безрогости доминирует над геном рогатости. Безрогая корова после скрещивания с рогатым быком родила близнецов: одна телочка безрогая, а вторая - рогатая. Определите генотипы родителей и потомков.

Дано:

А – ген безрогости

а - ген рогатости

 - аа, рогатый

- А?, безрогая

 Р = ? Fi = ?

 

Решение

По условию задачи рогатый бык может быть только гомозиготным - аа, а безрогая корова - как гомозиготой АА, так и гетерозиготой Аа. Для определения генотипа коровы проанализируем фенотипы потомков.

Одна из телочек рогатая, т.е. является рецессивной гомозиготой - аа, причем один рецессивный ген она получила от отца, а второй - от матери. Следовательно, генотип безрогой коровы будет Аа. Такой же генотип (Аа) будет и у безрогой телочки.

 

 

         

 

 

     Запишем схему скрещивания:

 

Р ♀ Аа х аа

 

                         Гаметы       / \             / \

                                                 А   а а а

безрогая     рогатая

 


                                F 1           _Аа_               _ аа_

     

    Чтобы ответить на второй вопрос задачи, необходимо записать следующую схему скрещивания:

 

                         Р   АА х аа

 

                        Гаметы         /  \   / \

                                               А А а а

                                 F 1                  Aa

                Безрогие

Из этой схемы видно, что все потомки будут безрогими.

Ответ: генотипы родителей: - Aa; - аа; генотипы телочек: Аа и аа; все потомки от скрещивания рогатого быка с гомозиготными коровами будут безрогими.

 

Моногибридное скрещивание

Задача 1.

У иранской собаки ген нормального зрения доминирует над геном слепоты. После скрещивания самки и самца с нормальным зрением в помете из четырех щенков, один оказался слепым. Определите генотипы родителей и потомков.

Дигибридное скрещивание

Задача 2

У человека кареглазость доминирует над голубоглазостью, а праворукость –

над леворукостью. Кареглазый левша женился на голубоглазой женщине-

правше. У них родился голубоглазый ребенок-левша. Определите генотипы родителей и детей.

Задача 3

У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной (а), а подбородок с треугольной ямкой (В) - над гладким подбородком (в). У мужчины - несвободная мочка уха и подбородок с треугольной ямкой, а у женщины - свободная мочка уха и гладкий подбородок. У них родился сын с несвободной мочкой уха и гладким подбородком. Решить задачу с помощью решетки Пеннета.

A) Сколько типов гамет образуется у мужчины?

Б) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?

B) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

Г) Какова вероятность рождения ребенка со свободной мочкой уха и   гладким подбородком?

Д) Какова  вероятность рождения ребенка с треугольной ямкой на подбородке?

Е) Какова вероятность того, что в этой семье два раза подряд родятся рецессивные гомозиготы?

Ж) Какова вероятность того, что в этой семье четыре раза подряд родятся рецессивные гомозиготы?

Наследование, сцепленное с полом

Задача 4

У фенотипически здоровых родителей две дочери здоровы, а сын болен гемофилией. Ген гемофилии локализован в Х-хромосоме. Каковы генотипы родителей и детей?

Контрольные вопросы

 

1. Что изучает генетика?

2. Кто является основоположником генетики?

3. В чем сущность закона единообразия гибридов первого поколения?

4. Какие гены называют аллельными?

5. Какие гены называются неаллельными?

6. В чем сущность закона расщепления ?

7. Что такое альтернативные признаки?

8. В чем сущность закона независимого наследования признаков?

9. В чем состоит смысл выражения «признак сцеплен с полом»?

 

Практическое занятие №4

 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цель:научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

 Приспособленность организмов и её относительность

Таблица 1 *

Название вида Среда обитания Черты приспособленности к среде обитания В чём выражается относительность приспособленности
       
       
       

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

Контрольные вопросы

 

 

1. Какое значение имеет приспособленность организмов к среде обитания?

2. Каковы механизмы возникновения приспособительной окраски у животных?

3. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных?

4. Как объяснить относительный характер приспособленности?

5. В чем сущность мимикрии?

6. Каким образом обитатели пустынь приспосабливаются к отсутствию воды?

Практическое занятие № 5

 

«Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида».

 

Цель работы:

 

- усвоить понятие морфологического критерия вида, продолжить формирование умения составлять описание объекта, определить, можно ли по морфологическим критериям судить о принадлежности какого либо организма (растительного или животного) к определенному виду;

- усвоить понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.        

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов. раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экземплярам каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

3. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают раз­личия между особями одного и того же вида?

4. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной измен­чивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

 

 



2019-11-13 394 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)