Св. Иоанн Златоуст как интерпретатор Священного Писания по вопросам богатства, бедности и милостыни
Касаясь текстов св. Иоанна Златоуста по имущественной проблеме, необходимо указать на некоторые их особенности. Первое, что должно быть отмечено, – это огромное число фрагментов, так или иначе толкующих вопросы собственности, богатства и милостыни. Таких фрагментов можно насчитать несколько тысяч. По объему всё, принадлежащее по этой теме Златоусту, в несколько раз превышает объем текстов, написанных по этому поводу другими святыми отцами II–XII вв. вместе взятыми. В работе [32] отмечается, что «добрая четверть» всех текстов Златоуста касается этой темы. Представляется, что это – преувеличение, но несомненно, что для Златоуста – это тема номер один. Проф. И. В. Попов пишет: «Ни о чем св. Иоанн Златоуст не говорил так много и так часто, как о богатстве и бедности» [31, с. 54]. Всё это говорит о том исключительном значении, которое придавал Златоуст проблеме христианского отношения к собственности и богатству. Второе, что бросается в глаза, – это удивительная разбросанность материала. При почти полном отсутствии произведений, целиком посвященных исследуемому вопросу, чуть ли не в каждом из творений Златоуста можно найти фрагменты по имущественной проблеме. На первый взгляд кажется, что в этом нет никакой системы. Однако это не так. У Златоуста всё подчинено единой цели – донести до своей паствы церковное учение. Этому подчинена и структура его проповедей. Исследователь творчества Златоуста проф. Э. Пюш отмечает, что любая проповедь святителя «состоит из двух неделимых элементов [7, с. 18] – изъяснению писания и нравоучению». На наш взгляд, построение гомилий святителя на Священное Писание более сложно: все они построены по трехчастной схеме. В первой части святитель подробно разъясняет комментируемый текст, входя во все нюансы смысла. Во второй части Златоуст излагает нравственные следствия из только что пройденного текста. При этом, хотя святитель и свободно пользуется цитатами из других книг Писания, тема все же берется из прокомментированного фрагмента. Наконец, в третьей части святитель пускается в свободное плавание, мастерским поворотом переходя к наиболее животрепещущей в этот момент для него теме (темам). И зачастую уже эта последняя тема никак не связана с первоначальным текстом. Такое построение проповеди позволяет Златоусту, при необычайно почтительном, прямо-таки коленопреклоненном отношении к тексту, быть тем не менее не его рабом, а властелином и, отталкиваясь от текста Писания, использовать его для намеченных проповедником нравственных целей. Поясним сказанное примерами. Так, среди 90 гомилий на Евангелие от Матфея 31 из них заканчивается нравственным увещеванием на тему богатства, собственности и милостыни. Заметим, что хотя в Евангелии от Матфея эти темы, безусловно, присутствуют, но нельзя сказать, что они занимают 1/3 евангельского текста. Еще более разительной является ситуация с гомилиями на Евангелие от Иоанна, в котором, как известно, тема богатства практически не поднимается. Однако из этих 88 гомилий в 30 из них всё равно обсуждаются имущественные вопросы. Помимо циклов гомилий на Матфея и Иоанна, очень большое число фрагментов по имущественной проблеме содержится в толкованиях на Деяния Апостольские и на послания апостола Павла: Первое к Коринфянам, Первое к Тимофею и Послание к Евреям. Отметим, что по обсуждаемой теме святитель высказывается и в Антиохии, и в Константинополе. Так, упоминаемые выше гомилии на Матфея и Иоанна сказаны в Антиохии, а гомилии на послания апостола Павла, а также на Деяния Апостольские – в столице. Наконец, третье, и самое существенное для нашего обсуждения – соотнесенность текстов св. Иоанна с Климентовым «Кто из богатых спасется?». Златоуст в своих гомилиях очень часто имеет в виду мысли и образы Климента, то соглашаясь с ним, то неявным образом возражая. Поскольку в текстах самого Златоуста упоминаний имени Климента Александрийского нет, то это – лишь гипотеза, но, думается, достаточно правдоподобная. В ее подтверждение можно привести следующие соображения. Во-первых, творение Климента, написанное за два века до Златоуста, успело стать классикой и имело исключительную популярность, так что, несомненно, св. Иоанн знал это сочинение (хотя данных о круге чтения св. Иоанна Златоуста мы не имеем). Во-вторых, на это предположение наталкивает само содержание текстов Златоуста: великий святитель не раз возвращается к почти всем выше отмеченным мыслям Климента Александрийского, зачастую иллюстрируя их красочными примерами. Однако, соотнося воззрения святителя Иоанна по имущественной проблеме с «Кто из богатых спасется?», можно заметить один парадокс, на истолкование которого и направлена настоящая статья. Несмотря на то, что, казалось бы, Златоуст использует (кроме экзегезы) все соображения Климента, имущественные концепции обоих отцов различны. Причем различия настолько существенны, что можно говорить о двух святоотеческих традициях отношения к богатству, бедности, собственности и милостыни: климентовской и златоустовской. Дело в том, что Златоуст вовсе не ограничивается кругом климентовских идей – для него они по сути дела являются исходными тезисами, отталкиваясь от которых великий святитель идет дальше. В результате, с одной стороны, тезисы Климента у Златоуста обрастают существенными дополнениями, часто изменяющими смысл первоначального тезиса. А с другой – Златоуст высказывает совершенно новые важные положения, отсутствующие в «Кто из богатых спасется?». Поэтому концепцию Златоуста можно скорее рассматривать как «размышления по поводу Климента», чем следование Клименту. Рассмотрим взаимоотношение между воззрениями Климента и Златоуста более подробно.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |