Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности злоупотреблений в сфере валютного регулирования и контроля



2019-11-13 191 Обсуждений (0)
Особенности злоупотреблений в сфере валютного регулирования и контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

1. Понятие, содержание и виды валютного регулирования. 4

2. Содержание и особенности валютного контроля. 6

3. Особенности злоупотреблений в сфере валютного регулирования и контроля 12

Заключение. 17

Список литературы.. 19

 


Введение

 

Каждое государство имеет собственную валютную систему, то есть "форму организации валютных отношений, закрепленную национальным законодательством"[1]. Основой национальной валютной системы выступает установленная законом денежная единица страны.

Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлена политика валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

Поэтому нам так необходимо знать правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Их рассмотрение является целью нашей контрольной работы.

Задачи контрольной работы состоят в следующем:

1.изучить понятие, содержание и виды валютного регулирования;

2. охарактеризовать содержание и особенности валютного контроля;

3. проанализировать особенности злоупотреблений в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Использованные в работе нормативные акты РФ, исследования и учебная литература дают возможность решить поставленные перед работой задачи.


1. Понятие, содержание и виды валютного регулирования

 

Валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций[2].

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций[3].

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.


Содержание и особенности валютного контроля

 

Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Под механизмом валютного контроля понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Основными целями валютного контроля являются:

üопределение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

üпроверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; обоснованности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности. Участники валютного обращения обязаны:

üпредставлять вышеуказанным организациям все запрашиваемые ими документы и информацию, касающуюся проводимых и проведенных ими валютных операций;

üв течение пяти лет сохранять всю документацию, касающуюся каждой проведенной валютной операции;

üустранять выявленные нарушения валютного регулирования немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации[4].

Форма валютного контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации[5].

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки передают информацию в соответствии с частью 9 настоящей статьи в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов[6].


Особенности злоупотреблений в сфере валютного регулирования и контроля

 

Процесс либерализации внешнеэкономической деятельности российских предприятий, начавшийся и получивший развитие в условиях нестабильности в сфере экономики и политики, в сочетании с существенными недостатками в нормативной базе привел к интенсивному «бегству» капиталов из страны. Значительные суммы, точный размер которых трудно определить, оказались на счетах в зарубежных банках. Официальные источники называют суммы от 50 до 100 млрд. долл. Происхождение основной доли этих средств носит противоправный характер, а сами доходы представляют собой сокрытую от налогообложения и от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке выручку от внешнеэкономических операций, присвоенную незаконным путем.

Основными причинами укрытия российскими предпринимателями и гражданами валютных средств за границей можно назвать следующие: — нестабильность общей экономической и политической ситуации в стране, падение курса рубля, инфляция, обесценение резервов и капитальных вложений; — несовершенство российской банковской системы; — недостатки в государственном и правовом регулировании валютных операций и валютного контроля в стране[7].

В настоящее время утечка капитала принимает достаточно изощренные формы, трудно поддающиеся контролю. Наиболее распространенными способами оттока капитала из страны являются следующие: — зачисление иностранными плательщиками валютной выручки, причитающейся российским предприятиям и гражданам, на счета в иностранных банках (счета самих предприятий или граждан, счета иностранных частных лиц, счета иностранных фирм-партнеров или специально созданных для такого рода целей); — импорт и экспорт товаров (работ, услуг) через дополнительно введенные в сделку иностранные посреднические фирмы (обычно зарегистрированные в странах с низким налогообложением) с искусственным занижением экспортной цены и завышением импортной цены с целью образования на счетах указанных фирм свободных средств, не отраженных в учете российского предприятия (акции, облигации и т. п.); — уплата российскими предприятиями и гражданами сумм в рублях в пользу или по указанию иностранных фирм или граждан с получением эквивалента в иностранной валюте за границей; — перевод в иностранные банки авансовых платежей с последующим отказом от импорта товаров; — перевод российскими предприятиями и гражданами иностранной валюты за границу в оплату якобы оказанных нематериальных услуг; — неограниченный вывоз (перевод) гражданами иностранной валюты как наличной, так и безналичных платежей; — сокрытие полученных доходов от легальной инвестиционной деятельности за границей в условиях отсутствия системы контроля за доходностью иностранных инвестиций и репатриацией доходов от них; — отказ российских предприятий от получения экспортной выручки с последующей оплатой иностранным партнерам импортных контрактов российского предприятия; — неэквивалентный товарообмен при сделках, объявленных бартерными, с последующим получением разницы в стоимости товаров на счет за границей; — удовлетворение российской стороной фиктивных претензий иностранных фирм и предпринимателей с уплатой за границу штрафов, пени и т. д.; — поставка российскими предприятиями товаров в бывшие республики СССР с оплатой в рублях или национальных валютах и последующим реэкспортом за свободно конвертируемую валюту, зачисляемую на счета в иностранных банках.

Другой причиной серьезных нарушений является долларизация российской экономики. За период с 1993 г. по июнь 1994 г. коммерческими банками было ввезено 16 млрд. долл., и сейчас основная их часть находится на руках у населения и в незарегистрированном коммерческом обороте. По некоторым сведениям, на один легальный пункт обмена валюты приходится два незарегистрированных. Для упорядочения работы обменных пунктов разработан новый образец единой справки о приобретении валюты и разрешении на вывоз, создан специальный кассовый аппарат с нестираемой памятью, в которую будут автоматически заноситься данные о количестве купюр, номинале, курсе покупки-продажи.

Контроль за поступлением в РФ экспортной выручки резидентов возложен в основном на уполномоченные российские банки и осуществляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 12 октября 1993 г. № 19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров».

Экспортер предъявляет контракт или его заверенную в установленном порядке копию в уполномоченный банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком экспортер оформляет паспорт сделки — документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. После подписания паспорта сделки банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту[8].

В целях усиления валютного контроля за поступлением валютной выручки на счета резидентов Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» был установлен порядок, в соответствии с которым расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с названной таможенной территории, осуществляется только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам осуществляются только через уполномоченные банки. На импортеров-резидентов, заключившим сделки по переводу из России иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме, ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения этих предписаний импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров[9].

Бегство капиталов из России влечет негативные экономические и политические последствия. Отток капиталов является одной из причин отказа зарубежных стран предоставить внешние валютные займы России, подрывает возможность государства по обслуживанию более чем 130 млрд. долл. внешней задолженности, а также не позволяет финансовой системе государства аккумулировать достаточные инвестиционные ресурсы для модернизации экономики в целом. Поэтому создание эффективного механизма контроля за репатриацией выручки от экспорта услуг имеет решающее значение. Он должен быть направлен на то, чтобы заработанные валютные средства экономически выгоднее было бы вкладывать в развитие российской экономики. Данную задачу возможно решить только путем комплексных мер экономического и политического характера, необходимы серьезные изменения в законодательстве.

В соответствии с п. 28 Инструкции Центрального банка РФ предприятия несут ответственность за несоблюдение порядка зачисления валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках Российской Федерации. За подобные нарушения предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по текущему курсу Банка России. Под сокрытой выручкой в иностранной валюте следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено Банком России[10]. Данный вид правонарушения является одним из распространенных способов сокрытия доходов от налогообложения.

Присоединение России к Страсбургской конвенции по отмыванию денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем (Страсбург, 8 января 1990г.) позволит качественно улучшить систему оперативного обнаружения преступных капиталов, перемещающихся из России за границу, что, в свою очередь, повысит эффективность расследования преступных группировок на территории самой России. При этом станет возможным заключение соответствующих соглашений между Банком России и соответствующими банками европейских государств об обмене необходимой информацией, связанной с реализацией положений Страсбургской конвенции, а также заключение подобных соглашений между МВД России и соответствующими правоохранительными органами заинтересованных стран.

 


Заключение

 

Валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля выступают: — определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; — проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; — проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; — проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

 Основными причинами укрытия российскими предпринимателями и гражданами валютных средств за границей можно назвать следующие: — нестабильность общей экономической и политической ситуации в стране, падение курса рубля, инфляция, обесценение резервов и капитальных вложений; — несовершенство российской банковской системы; — недостатки в государственном и правовом регулировании валютных операций и валютного контроля в стране.

Другой причиной серьезных нарушений является долларизация российской экономики.

Международная практика борьбы с таким явлением, как отток капиталов, показывает, что он не может быть остановлен только принятием административных мер, а капитал, покинувший страну, почти невозможно вернуть лишь ужесточением валютного контроля. Решение данного вопроса видится в сочетании административных мер, совершенствовании валютного законодательства и создании в России благоприятного инвестиционного климата в условиях экономической и политической стабилизации в целом.

 


Список литературы

 

1. Конституция (1993) [Текст]: принята 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993 – 25 дек. - № 237

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст] от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): [Текст] федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3824.

4. О Центральном Банке РФ (Банке России) [Текст]: федер. закон № 86 – ФЗ от 10 июля 2002 г. // Российская газета, 2002, № 127

5. О валютном регулировании и валютном контроле [Текст]: от 10.12.2003 N 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859

6. Валютный рынок и валютное регулирование [Текст]: Под ред. И.Н. Платоновой. – М.: Статут, 2008.

7. Горбунова, О.Н. Финансовое право: Учебник. [Текст]: О.Н. Горбунова – М.: Юрист, 2008

8. Грачева, Е.Ю. Финансовое право России. Учебное пос. для вузов. [Текст]: Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколов – М.: БЕК, 2008

9. Грачева, Е.Ю. Финансовое право России: Учебник. [Текст]: Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев – М.: БЕК, 2009

10. Крохина, Ю.А. Финансовое право России. Учебник для вузов. [Текст]: Ю.А. Крохина – М.: Спарк, 2007

11. Химичева, Н.И. Финансовое право: Учебник. [Текст]: Н.И. Химичева – М.: Проспект, 2008.

 

 


[1] Валютный рынок и валютное регулирование [Текст]: Под ред И.Н. Платоновой. – М.: Статут, 2008. С. 12.

[2] Крохина, Ю.А. Финансовое право России. Учебник для вузов. [Текст]: Ю.А. Крохина – М.: Спарк, 2007 С. 234

[3] О валютном регулировании и валютном контроле [Текст]: от 10.12.2003 N 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859

[4] Крохина, Ю.А. Финансовое право России. Учебник для вузов. [Текст]: Ю.А. Крохина – М.: Спарк, 2007. С. 215.

[5] О валютном регулировании и валютном контроле [Текст]: от 10.12.2003 N 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859

[6] О валютном регулировании и валютном контроле [Текст]: от 10.12.2003 N 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859

[7] Крохина, Ю.А. Финансовое право России. Учебник для вузов. [Текст]: Ю.А. Крохина – М.: Спарк, 2007. С. 96

[8] Грачева, Е.Ю. Финансовое право России: Учебник. [Текст]: Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев – М.: БЕК, 2009. С. 133

[9] Крохина, Ю.А. Финансовое право России. Учебник для вузов. [Текст]: Ю.А. Крохина – М.: Спарк, 2007. С. 138

[10]Грачева, Е.Ю. Финансовое право России: Учебник. [Текст]: Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев – М.: БЕК, 2009. С. 184



2019-11-13 191 Обсуждений (0)
Особенности злоупотреблений в сфере валютного регулирования и контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности злоупотреблений в сфере валютного регулирования и контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)