Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема №1.2 Стресс. Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса



2019-11-13 1287 Обсуждений (0)
Тема №1.2 Стресс. Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая подготовка

 Учебно-тематический план

№ темы Наименования разделов и тем Всего учебных часов Лекции Практические занятия

I. Психологические основы профессиональной деятельности спасателя

1 Тема №1.1 Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. Психологические фактофакры, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС 2 2  
2 Тема №1.2 Стресс. Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса 4 2 2
3 Тема №1.3 Профессиональное здоровье. Профессионально важные качества. Профессиональная идентификация. Профессиональные деструкции. Дезадаптивные психические состояния 4 4  
4 Тема №1.4 Общение. Компоненты общения. Бесконфликтное общение. Приёмы конструктивного общения. Общение с пострадавшими 2   2
5 Тема №1.5 Методы и приемы саморегуляции 4   4
  Зачет 4   4
  Итого 20 8 12

Тема № 1.1. Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС. Мотивационный компонент психологической готовности специалиста к работе в ЧС. Система психологической подготовки спасателей

Профессиональная деятельность пожарных-спасателей, в отличие от других профессий, связана не только с повышенными психофизиологическими нагрузками, но также может протекать в экстремальных условиях стихийных бедствий и катастроф. Напряженные (экстремальные) ситуации усложняют условия деятельности и их ближайшие последствия нередко проявляются в виде производственно обусловленных негативных психических состояний.

 Так, объявление сигнала «Тревога» оказывает сильное влияние на функциональное состояние пожарных-спасателей. В первые 25-30 с. после подъема по тревоге частота сердечных сокращений повышается в среднем на 47 ударов в мин, а на пути к месту пожара (аварии или катастрофы) может достигать 150-180 уд/мин. Пожарный (спасатель) не может выполнить работу, если при ее выполнении частота сердцебиений через 5 мин. достигает 180 уд. в мин. и более.

Сигнал тревоги всегда внезапный. Он застает сотрудников во время учебных занятий, отдыха, принятия пищи и т.д. Вот эта неожиданность, дефицит времени, информации о возникшей ЧС, вызывают у сотрудников эмоциональное напряжение, которое быстро нарастает. В течение короткого времени может резко меняться вид их деятельности, что, безусловно, отражается на эмоциональном состоянии и двигательной активности пожарных-спасателей. Речь становится отрывистой, движения быстрыми и зачастую несколько хаотичными.

 По прибытии в зону ЧС проводится разведка очага бедствия (аварии или катастрофы) и боевое развертывание. Далее личный состав выполняет свои функции согласно боевому расчету и приказам непосредственных начальников. На этом этапе пожарные-спасатели подвергаются воздействию большого количества стрессовых воздействий.

Основными из них являются:

- угроза для жизни и здоровья, которая может быть вызвана обрушением конструкций зданий и сооружений, взрывами, выбросами пламени, радиационным и химическим воздействием, возможностью поражения электрическим током и др.;

- необходимость быстрого принятия решений в постоянно меняющейся опасной обстановке и высокая ответственность за их правильность. Это обусловлено задачей в кратчайшие сроки спасти людей и материальные ценности, а также осознанием пожарными-спасателями цены ошибки, которая может привести к неоправданным людским потерям;

- экстремальные физические нагрузки, вызванные длительным выполнением трудоемких работ без полноценного отдыха, работой в средствах индивидуальной защиты, задымлением, высокими или низкими температурами воздуха, неблагоприятным шумовым и световым фоном и т.д.;

- эмоциональные стрессы, обусловленные видом погибших и пострадавших людей и животных, разрушением зданий и сооружений, пожарами и др.

Перечисленные стрессовые воздействия могут по-разному восприниматься каждым сотрудником, однако в своей совокупности они могут негативно повлиять на ход выполнения задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Выполняемые пожарными-спасателями задачи по своей сущности являются коллективным видом деятельности, профессиональная деятельность пожарных-спасателей предполагает оказание взаимной помощи, взаимозаменяемость, умение вовремя прийти на помощь. В зависимости от особенностей ЧС практически каждому пожарному-спасателю приходится выполнять всевозможные виды работ по ее ликвидации. Следовательно, любая попытка спрятаться за спинами товарищей здесь не остается незамеченной. Это значительно повышает ответственность человека перед коллективом за результаты своей работы.

Для профессиональной деятельности пожарных-спасателей характерны также аритмичность процесса их службы и неравномерность интенсивности труда. Это объясняется случайностью возникновения ЧС, разнообразием их видов, масштабами последствий. Названные особенности тоже увеличивают эмоциональную напряженность, способствуют ее накоплению. Пожарный-спасатель должен находиться в постоянной боевой готовности, у него нет возможности планировать свою деятельность. Ведь он не может знать, случится ли в определенный период времени ЧС, каковы ее характер и масштабы.

 Существенным неблагоприятным фактором является и периодическое нарушение нормального режима сна-бодрствования, возникающего в связи с дежурствами и в ходе ликвидации ЧС. Разные люди по-разному способны переносить длительное бодрствование, а лишение ночного сна может привести некоторых из них к длительным расстройствам всего цикла «сон-бодрствование», что негативно скажется на психоэмоциональном состоянии.

У специалистов психогенные расстройства выражаются в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, увеличении количества ошибок, в том числе приводящих к авариям, нарушениям профессионального здоровья, снижению профессионального долголетия. Постоянная психоэмоциональная нагрузка на специалистов, имеющая место не только при ликвидации последствий ЧС, но и в ходе повседневной трудовой деятельности, оказывает выраженное влияние на здоровье, и проявляется не только функциональными сдвигами, но и развитием заболеваний, даже при небольшом стаже работы по специальности.

Факторы, оказывающие чаще всего негативное воздействие на спасателей, тоже можно разделить на несколько групп: объективные, социально-психологические и индивидуальные.

Объективные факторы, характеризующие средовые особенности работы спасателей в ЧС:

1. Климатогеографические факторы: характер рельефа местности (значительное возвышение над уровнем моря); неблагоприятный температурный режим в месте проведения работ (очень низкие или высокие температуры), ветра, снега, дожди; смена климатических поясов; смена часовых поясов.

2. Физическая нагрузка, режим труда и отдыха: многодневная интенсивная 16-18 часовая физическая нагрузка; низкие вкусовые и энергетические качества питания во время работ по ликвидации последствий ЧС, частое отсутствие горячей пищи и длительные перерывы между приемом пищи во время спасательных работ; отсутствие полноценного отдыха: недостаток сна; частые подъемы ночью по тревоге для выполнения внезапно возникших задач; размещение в неприспособленных для жилья помещениях; отсутствие элементарных санитарно-гигиенических удобств.

3. Особые условия работы: эвакуация трупов; опасность повторных взрывов; работа в загазованном, задымленном помещениях и т.д.; осознание обстановки как угрожающей здоровью и жизни; внезапность: неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задачи; новизна: наличие ранее неизвестных элементов в условиях выполнения задачи или в самой задаче; увеличение темпа действий и сокращение времени на их выполнение; дефицит времени: условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, а необходимо изменение структуры деятельности; недостатки в информационном обеспечении: отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи; эмоционально насыщенные межличностные контакты; высокая цена ошибки и т.д.

К социально-психологическим факторам, оказывающим влияние на состояние и работоспособность спасателей, относятся следующие: организационно-управленческие недостатки в ходе работы; социально-политические аспекты ситуации работы; освещение работ в СМИ. Нетрудно представить себе, с каким знаком влияет на спасателей негативное освещение в СМИ их работы в сложнейших условиях; напряженная социально-политическая ситуация в регионе; отсутствие координации в работе подразделений; недостаток сил и средств для выполнения поставленной задачи.

Кроме того, значимое влияние оказывают факторы, характеризующее в целом подразделение, в составе которого работает спасатель: уровень профессиональной подготовки специалистов подразделения, их профессиональный опыт; сплоченность подразделения; степень доверия к командованию.

 Группа факторов, характеризующих индивидуальные особенности, включает: сформированность профессионально важных качеств; мотивацию профессиональной деятельности. А также функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в ходе работы. Имеет значение и нагрузка специалиста: количество, спектр и продолжительность аварийно-спасательных работ, в которых принимал участие специалист в последнее время.

 У спасателей при воздействии экстремальных факторов наиболее типичной является форма адекватного ответа. Отличительной чертой адекватного типа ответа считается увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из ситуации.

 Важным аспектом является понимание возможных механизмов адаптации к экстремальной ситуации. Оптимальным вариантом адаптации спасателя к конкретным условиям профессиональной деятельности является такой уровень психической деятельности, который определяет адекватное заданным условиям среды поведение спасателя, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

Независимо от конкретных форм необычных условий существования психическая переадаптация в экстремальных условиях, дезадаптация в них и реадаптация к обычным условиям жизни подчиняются чередованию следующих этапов:

1-й – подготовительный;

2-й – стартового психического напряжения;

3-й – острых психических реакций входа;

4-й – переадаптации;

5-й – завершающего психического напряжения;

6-й – острых психических реакций выхода;

7-й – реадаптации.

Этап переадаптации при определенных обстоятельствах может сменяться этапом глубоких психических изменений. Между 4 и 5 этапами имеется промежуточный – этап неустойчивой психической деятельности.

Модель адаптации к экстремальным ситуациям хорошо прослеживается на примере профессиональной деятельности спасателей.

Так на «подготовительном этапе» собираются сведения, позволяющие составить представление об экстремальных условиях, уясняются задачи, которые предстоит решать в этих условиях, овладевая профессиональными навыками, «вживаясь» в ролевые функции, отрабатываются навыки, обеспечивающие совместную деятельность, и устанавливается система отношений с другими участниками группы.

Содержание этого этапа с точки зрения адаптации носит в основном познавательный характер. Накапливается определенный информационный запас об условиях предстоящей деятельности. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей спасателя, познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер.

Этап стартового психического напряжения можно считать пусковым моментом приведения в действие механизма переадаптации. На этом этапе происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для их предстоящего использования в организации нового уровня психической деятельности в непривычных условиях существования, каковыми являются условия ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, где каждый работник испытывает большие, а порой и предельные нагрузки, наблюдая за всем происходящим и выполняя необходимые профессиональные действия.

Чем ближе по времени человек приближается к барьеру, отделяющему обычные условия жизни от экстремальных («этап стартового психического напряжения»), тем сильнее начинает проявляться психическая напряженность, выражающаяся в тягостных переживаниях, субъективном замедлении течения времени, нарушениях сна и вегетативных изменениях. В числе причин нарастания психической напряженности при приближении к указанным барьерам четко прослеживаются информационная неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении. Исходя из этого, становится ясно, что в ситуации недостаточной востребованности во время несения дежурства, происходит застревание на этапе стартового психического напряжения, что может обуславливать проявление ряда неблагоприятных последствий.

Этап острых психических реакций входа является стадией адаптационного процесса, на которой спасатель непосредственно начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов экстремальных условий: дефицит времени; высокие нагрузки (умственные, эмоциональные, волевые, физические); риск; высокая цена ошибки  и т.п.

Пребывание в состоянии острых психических реакций «входа» может сопровождаться аффективными эмоциональными реакциями, нарушением координации движений (тремор, неконтролируемая дрожь). Эти изменения вызывают сдвиг либо в сторону активации, либо торможения отдельных психических процессов. Влияние особых условий определяется не только объективной сложностью и опасностью рабочей ситуации, но и отношением специалиста к ней – какой смысл она имеет для него, как у него сформировались приемы адаптации к этой ситуации.

Этот этап обуславливает два возможных варианта развития адаптационного процесса:

1. Этап переадаптации, или перехода в состояние устойчивой адаптации к условиям экстремальной ситуации. Критериями данного этапа является устойчивая способность адекватно отражать реальную действительность в экстренной ситуации, вырабатывать механизмы, обеспечивающие реакции на воздействие психогенных факторов. Другой особенностью этого этапа является актуализация необходимых потребностей и выработка защитных механизмов, обеспечивающих реакции на воздействие психогенных факторов.

2. Этап неустойчивой психической деятельности, который в свою очередь может привести к глубоким психическим изменениям. Психическая дезадаптация в экстремальных условиях проявляется в нарушении восприятия пространства и времени, в проявлении необычных психических состояний, и сопровождается выраженными вегетативными реакциями. Иными словами, дезадаптация человека есть дезорганизация его психической деятельности и, как следствие, дезорганизация поведения.

При благоприятном развитии адаптационного процесса наступает этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием этого этапа является своеобразная подготовка психики к возвращению старых форм функционирования и реакций или же перестройки ее к заново моделируемым условиям. В данном случае, это возвращение в домашние условия, к родным и близким. В этот период вновь появляются симптомы напряженности, тревожности.

Этап острых психических реакций выхода по своему функциональному значению в какой-то степени аналогичен этапу реакций входа, так как любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку психических реакций и всей психической деятельности. Под выходом имеется в виду выход из условий, в которых спасатель находился некоторое время. На этом этапе происходит ''ломка'' сложившихся адаптационных механизмов в измененных условиях, и наступает реадаптация к привычным условиям жизни. По своим психофизиологическим механизмам этап реадаптации имеет много общего с этапом переадаптации, восстановления процессов отражения, системы отношений и координации движений, адекватных для обычных условий жизни. И чем длительнее срок пребывания в измененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация к обычным условиям жизни.

Безусловно, объективные факторы являются условиями профессиональной деятельности спасателей, и их стресогенное воздействие нельзя устранить, но можно минимизировать. Именно для этого и создана система психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, в том числе спасателей.

В первую очередь должен проводиться профессиональный психологический отбор с тем, чтобы выявить кандидатов на работу с противопоказаниями к деятельности в экстремальных условиях. То есть тех людей, у которых физиологическая и психологическая «цена» работы спасателем может быть настолько высока, что это нанесет серьезный вред как физическому, так и психологическому здоровью человека, а также может привести к опасным ошибкам и сбоям в работе. Отобранные по состоянию физического и психического здоровья кандидаты проходят первоначальную подготовку, в том числе курс психологической подготовки. В процессе работы со спасателем должны регулярно проводиться и мероприятия по психологической подготовке, и психологический мониторинг, позволяющий выявить признаки стрессорных накоплений. В случае выявления негативных психологических последствий профессионального стресса спасатель может восстановить свое профессиональное здоровье с помощью мероприятий психологической реабилитации.

 

Тема №1.2 Стресс. Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса

Экстремальные ситуации, в которые попадает человек, будь то пострадавший или спасатель, вызывают стрессовую реакцию. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с тяжелой работой, физической нагрузкой, напряжением, утомлением, различными внутрисемейными и другими проблемами. Нередко термин «стресс» применяют весьма вольно при описании конфликта на работе, ссоры с детьми, неудачно сложившегося дня. Как следствие, появилось множество путанных и противоречивых определений этого понятия.

 Так что же такое стресс? Каким он бывает? Всегда ли стресс несет негативные последствия? Когда его последствия могут быть позитивными? Есть ли способы совладания со стрессом? Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии, физиолог Ганс Селье (1907 – 1982 гг.). Для описания совокупности всех неспецифических изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».

Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование. Неспецифическая реакция – одинаковая реакция организма, не зависящая от характера воздействия на него.

 Стресс сформировался у человека как одно из важных и закономерных элементов механизма приспособления. Воздействие любого чрезвычайного фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:

- мобилизацию физиологических систем, обеспечивающих приспособление именно к данному фактору (голоду, холоду, физической нагрузке, недостатку воздуха, токсину). Именно за счет мобилизации люди выпрыгивают из окон во время пожара и не ломают конечности, так же могут неделями жить без пищи и т.д.;

- активацию стандартных, неспецифических реакций, развивающихся при воздействии любого необычного для организма стимула.

 Другими словами, при воздействии стресс-фактора, организм мобилизует все свои внутренние ресурсы, и активирует те процессы, которые требуются для преодоления стресса.

 Эти два взаимосвязанных процесса составляют сущность стресс-реакции. Стресс-реакция является обязательным звеном механизма срочной адаптации организма к воздействию любого непривычного фактора. Стресс предшествует развитию стадии устойчивого приспособления адаптационного процесса.

Стресс возникает при комбинации стрессора и стрессовой реакции. Без этих двух компонентов стресс не существует. Важно помнить, что сам по себе стрессор – лишь повод для начала стресса, а причиной переживания мы делаем его сами.

При стрессе в организме человека происходят изменения, которые можно разделить на три стадии:

1 стадия – Общая реакция тревоги. Традиционно в стадии тревоги выделяют фазы шока и противошока. Как только организм воспринимает значимое изменение условий (физических, информационных, психологических), в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьётся быстрее, кровь от внутренних органов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энергией. Ресурсы организма мобилизуются. Эти, а также другие сложные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функционирование органов «на износ» могут стать опасными для организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются механизмы, снижающие воздействие стресса. Таким образом, биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряжённой готовности – готовности бороться или бежать от опасности.

Физиологические реакции на данной стадии могут быть следующими: учащение сердцебиения; расширение коронарных артерий; сужение брюшных артерий; расширение артерий, проходящих в толще скелетных мышц; расширение зрачков; расширение бронхиальных трубок; увеличение силы скелетных мышц; выработка глюкозы в печени; увеличение продуктивности мыслительной деятельности; ускорение метаболических процессов.

 2 стадия – Повышение общей резистентности (сопротивляемости) организма к стрессовым воздействиям. Эта стадия наступает, если стрессогенный фактор слишком силён или продолжает своё действие достаточно длительный промежуток времени. Задача данной стадии – приспособление к изменяющимся обстоятельствам. По сравнению с первой стадией активность физиологических процессов снижается, все ресурсы расходуются экономичнее – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена. Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.

3 стадия – Истощение. Происходит расстройство механизмов саморегуляции организма. На физиологическом уровне нарушаются обменные процессы, что приводит к снижению общей сопротивляемости организма и его способности к адаптации при неблагоприятных условиях. Это приводит к серьезным нарушениям функционирования организма.

Существует несколько классификаций стресса. Можно выделить два вида стресса: эустресс и дистресс.

Эустресс – это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.

Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма. Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

 Также необходимо учитывать, что стресс может обладать различными временными характеристиками. В связи с этим были выделены категории, основанные на времени возникновения и течения стресс-реакции:

Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию. Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

Отложенный стресс. Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.

 Например: У пожарного погиб близкий друг – коллега, но отреагировать полностью и сразу свои эмоции, связанные с утратой он не смог, т.к. все хлопоты по организации похорон, забота о близких умершего… легли на плечи пожарного. Через 2 недели ему опять пришлось присутствовать на траурных мероприятиях, умер сосед. Отношения с соседом не были особо близкими. Жену нашего спасателя удивило, что на этих похоронах он очень остро переживал, плакал.

Таким образом, эмоциональный всплеск на стресс должен быть отреагирован. Однако не всегда самый простой и очевидный способ отреагирования согласуется с социальными нормами поведения. Предпочтительней заняться спортом, выразить эмоции в творческих формах деятельности, поговорить с близким другом, нежели создавать конфликт с другими людьми, не имеющими никакого отношения к стрессирующей ситуации.

Постоянный накопленный (хронический) стресс. Постоянный стресс – незаметная на первый взгляд суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечнососудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.). Отложенный и постоянный стрессы действуют намного разрушительнее, так как долго не наступает разрядка, а время в этих случаях работает против человека.

Имеют большое значение индивидуальные особенности людей (соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших, личный и профессиональный опыт, индивидуально-психологические особенности, семантика психотравмы – личностный смысл трагического события и др.) при реагировании на стресс. Эти факторы определяют стрессоустойчивость человека.

 Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.

Травматический стресс. Экстремальные ситуации характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств, которые влияют на психику сотрудника, что иногда может приводить к дезадаптации. Специфика деятельности специалистов экстремального профиля увеличивает риск возникновения профессионального стресса. Одним из компонентов профессионального стресса является стрессовое расстройство, возникающее после экстремальных ситуаций.

 Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствия возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

 Существуют психологические механизмы (стратегии) адаптации в стрессовой ситуации, позволяющие совладать со стрессом и сохранить наше психическое здоровье. Механизмы адаптации могут работать сознательно и бессознательно. К осознанным механизмам относят копинг-механизмы (механизмы совладания со стрессом), которые, в свою очередь, могут быть конструктивными и неконструктивными; к неосознанным – защитные механизмы.

Копинг-механизмы представляют собой активные, преимущественно сознательные усилия человека, направленные на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей.

Функция копинг-поведения состоит в том, что человек признаёт неизменность мира и пытается изменить себя. Копинг-поведение является целенаправленным, гибким (то есть меняется в зависимости от условий). Копинг-поведение бывает конструктивным и неконструктивным. К конструктивному относятся различные способы саморегуляции, например, занятия спортом после тяжёлого дня; контрастный душ и т.п., а также занятие хобби. К неконструктивному относятся алкоголизм, наркомания, – все то, что может навредить человеку.

Теперь давайте рассмотрим неосознанные механизмы адаптации, это механизмы защиты. Защитные механизмы – неосознанные действия (противодействия) человека, направленные на защиту от тех опасностей (угроз), которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира (см. таблицу 1).

Основание классификации Копинг-механизмы Защитные механизмы
По целям Преодоление проблемной ситуации. Избегание проблемы.
По произвольности действий Целенаправленные, во многом осознаваемые, и гибкие механизмы. Вынужденные, автоматические и большей частью неосознаваемые человеком механизмы.
По отношению к внешней и внутренней реальности Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации. Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман.
  По характеру отношения к помощи Активный поиск помощи для решения проблемы и принятие этой помощи. Отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, или стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем.
    По результатам Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают человека от регресса – процесса деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами. Частное улучшение (например, ситуативное снижение напряжения, устранение болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса.

Однако стресс может «храниться» годами и оказывать негативное влияние на самочувствие, удовлетворенность жизнью и продуктивность деятельности человека. Накопленное напряжение, работа на пределе возможностей зачастую приводят к негативным отставленным последствиям. Безусловно, у всех они могут проявляться по-разному – психосоматические заболевания, зависимое поведение, суицидальные наклонности. Для специалистов экстремального профиля, с учетом специфики их деятельности, возможным последствием длительной стрессогенной ситуации или острого стресса может быть развитие синдрома профессионального выгорания, посттравматическое стрессовое расстройство или даже развитие личности по посттравматическому типу.

Риск развития негативных последствий профессионального стресса определяется «зоной стабильности». Помимо факторов риска развития профессионального стресса, перечисленных выше, исходную область зоны стабильности определяют следующие факторы:

1. Тип высшей нервной деятельности (темперамент).

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип) обладает оптимально сбалансированным сочетанием эмоционально-волевых и коммуникативных качеств, хорошо развитой адаптивностью. Человек с этим типом высшей нервной деятельности отличается высокой работоспособностью и выносливостью.

 У холерика (сильный, подвижный, неуравновешенный тип) нервная система отличается тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Как правило, такой человек легко поддается эмоциям, отличается несдержанностью. В период увлечения холерик всецело отдает свои силы делу, однако, это заканчивается упадком сил. Холерику трудно осуществлять деятельность, связанную с монотонным трудом и медленным темпом.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) на изменения реагирует спокойно и медленно, внешне малоэмоционален. Отличается устойчивостью к сильным и продолжительным нагрузкам. Однако при длительном неблагоприятном воздействии негативные эмоции накапливаются, и, при достижении критической величины, флегматик способен к неожиданным, сильным и ярким проявлениям эмоций.

Меланхолик (слабый тип) отличается быстрой истощаемостью, невыносливостью к длительным или сильным воздействиям. Как правило, обладает повышенной чувствительностью при выраженной инертности, эмоционален, склонен отдаваться переживаниям. Любые изменения вызывают тревогу и страх.

Безусловно, приведенные описания не могут являться портретами конкретных людей и ни один человек не обладает в полной мере всеми признаками того или иного типа темперамента. Однако особенности темперамента следует учитывать как самому человеку, так и тем, кто с ним взаимодействует. Учет этих особенностей чрезвычайно важен при принятии решения о выборе профессии. Так, среди специалистов экстремального профиля не может быть меланхоликов. При организации мероприятий по профилактике негативных последствий профессионального стресса, при использовании приемов саморегуляции так же важно учитывать особенности темперамента.

 2. Отсутствие врожденной предрасположенности к заболеваниям; физической слабости и болезней родителей, приводящих к инвалидизации; психических заболеваний родителей.

 3. Отсутствие психологических и физических травм в детском возрасте: частые болезни в детстве, лишение дома, насилие в семье - факторы, уменьшающие зону стабильности.

 4. Наличие семейных традиций является еще один фактором, определяющим исходную область зоны стабильности. Так, традиции воспитания молодого поколения в семьях потомственных военных формировали профессионально важные качества и систему ценностей, принятую лучшей частью российского офицерства.

Именно перечисленные факторы определяют исходную зону стабильности. Чем больше негативных факторов отмечается, тем меньше исходная зона стабильности, и тем больше специалист подвержен воздействию факторов риска, способствующих развитию негативных последствий профессионального стресса.

 



2019-11-13 1287 Обсуждений (0)
Тема №1.2 Стресс. Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема №1.2 Стресс. Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)