Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Т ема 2. Спортивная психология как отрасль психологической науки.



2019-11-13 233 Обсуждений (0)
Т ема 2. Спортивная психология как отрасль психологической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), как «наука о душе» и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

  Психология – это наука о психике и внутреннем мире человека, которая изучает психические явления.

  Психология – это наука о психике и внутреннем мире человека, которая изучает психические явления. Впервые термин «психология» появился в 16 веке. Занималась психология душевными и физическими явлениями. В 19 веке, психология становится самостоятельной и экспериментальной наукой. Предметом изучения психологии стала психика.

В 20 веке психология утратила свой узкий смысл. В 19 веке стали создавать специальные технические приборы и устройства. В 20 веке получили широкое распространение математические модели и расчеты.

  Предмет психологии изучает психику в целом, а точнее психические процессы, состояния, психические особенности личности как отражение в мозгу предметов и явлений действительности.

Предмет психологии изучает психические процессы, состояния, психические особенности личности как отражение в мозгу предметов и явлений действительности.

Задачи психологии:

1. Научится понимать сущность психических явлений;

2. Научится управлять психическими явлениями;

3. Использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

4. Быть теоретической основой практики психологической службы. психика объективна, она имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно – материальна, как материальна кристаллическая решетка – гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация – главное в компьютере. Без программ – это просто набор деталей. В этой аналогии диск – носитель информации, мозг – носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика – к мозгу. Диск и мозг – это субстрат, информация и психика – форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика – нет.

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий.

Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός «душевный,жизненный») — сложное понятие в философии, психологии и медицине, которое в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется следующим образом.

· Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.

· «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию».

· Внутренний мир человека.

ПСИХИКА

Психические процессы Психические состояния Психические особенности
Ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, речь, представления, воображение Эмоции, чувства, воля Темперамент, характер, способности, направленность личности

Отрасли – это отдельные направления общей психологии, которые стали самостоятельными.

1. Возрастная психология – изучает особенности людей в разном возрасте и этапе развития.

2. Педагогическая психология - изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания

3. Социальная психология – изучает человека среди других людей в больших и малых группах.

4. Психология труда – изучает состояния человека в производственных процессах.

5. Военная психология – изучает поведение людей в условиях боевых действий.

6. Сравнительная психология – сравнение человека и животного, поиски чего-то общего.

7. Психология управления – изучает человека в процессе руководства и подчинения.

8. Парапсихология – психология паранормальных явлений (видения, предсказания).

9. Психология спорта - изучает закономерности развития психики человека в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

10. Психология спорта – изучает закономерности развития психики человека в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Методы психологии

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Бывают: основные, вспомогательные и дополнительные методы психологического исследования.

К основным относятся:

  * наблюдение     * эксперимент

Ø НАБЛЮДЕНИЕ - это преднамеренное систематизированное и целенаправленное восприятии внешнего внешнего поведения человека с целью его последующего анализа со стороны наблюдателя.

1. Стандартизированное (проведенное строго в соответствии с намеченной программой)

2. Свободное (неимеющие заранее установленных рамок )

3. Включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение)

4. Невключенное (исследователь наблюдает за деятельностью, которую он изучает)

5. Внешнее (наблюдение за человеком со стороны)

6. Скрытое (примером может служить телепередача «Скрытая камера»)

7. Внутренние (самонаблюдение, наблюдение за своими чувствами и мыслями)

Ø ЭКСПЕРИМЕНТ – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Может быть

1. Лабораторным (когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией)

2. Естественным (когда изучение проходит в естественных условиях)

3. Лонгитюдный эксперимент рассчитан на длительное время. Он проводится таким образом, когда отдельные экспериментальные группы ставятся в условия, отличающиеся от обычных групп. Лонгитюдный эксперимент может рассматриваться как синтез лабораторного и естественного экспериментов.

К вспомогательным:

Метод тестов – система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств, свойств личности.

Анкетирование – вид письменного опроса, при котором идет взаимодействие между исследователем и отвечающим (они общаются с помощью анкеты).

Метод беседы – вид устного опроса, который характеризуется свободой проведения в непринужденной обстановке и возможностью изменять содержание вопросов в ходе беседы.

Интервью – метод получения информации в виде беседы исследователя с лицом или группой лиц.

Анализ результатов деятельности - метод изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Социометрия – это метод психологии, который используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Убеждение – это направленное воздействие на человека посредством аргументов: выставление четких целей задач

Внушение – убеждение спортсмена в необходимости выполнить комплекс каких-либо мероприятий, настроить на ту или иную деятельность.

Тренинг - это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме.

К дополнительным относятся:

Методы, заимствованные из других наук, например физиологии (ЭЭГ, ЭКГ и др.) и математики (математическая обработка данных, статистический анализ), инженерии (компьютерная обработка полученных данных).

 

Т ема 2. Спортивная психология как отрасль психологической науки.

Психология спорта- наука о психологических закономерностях спортивной деятельности, особенностей психических процессов, психических свойств, психических состояний у спортсменов, проблемах личности и коллектива в спорте.

Психология спорта — область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления различных психологических механизмов в спортивной деятельности.

Объектом психологии спорта является человек, занимающий спортивной деятельностью ,-спортсмен.

Предмет психологии спорта- закономерности психики, психологические особенности личности и деятельности спортсменов в различных условиях тренировки, соревнований.

Цель психологии спорта – изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям (Мельников), 1987). Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:



2019-11-13 233 Обсуждений (0)
Т ема 2. Спортивная психология как отрасль психологической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Т ема 2. Спортивная психология как отрасль психологической науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)