Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Т ема 2. Психологические особенности спортивной деятельности.



2019-11-13 239 Обсуждений (0)
Т ема 2. Психологические особенности спортивной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебно-спортивная деятельность – это вид деятельности, направленный на удовлетворение интереса к определенному его виду, на достижение высоких спортивных результатов, получающих признание общества. Занятия спортом направлены на повышение собственного престижа, престижа команды и престижа Родины.

Результатом учебно-спортивной деятельности являются спортивные достижения, выполняемые спортсменами на тренировках и соревнованиях. Учебно-спортивная деятельность одновременно содержит: во-первых, действия, направленные на подготовку организма к физическим и психологическим нагрузкам, развитие и совершенствование технических умений и навыков, развитие и формирование личностных качеств, умений и свойств (тренировочный тип деятельности); во-вторых, действия направленные на достижения целей учебно-спортивной деятельности (соревновательный тип деятельности).

Исходя из вышесказанного, можно представить учебно-спортивную деятельность на следующем рисунке (рис. 1).

 

Рис. 1. Структура учебно-спортивной деятельности.

Учебно-спортивная деятельность как специфический вид деятельности имеет ряд психологических особенностей тренировочной и соревновательной деятельности.

Психологические особенности тренировочной деятельности:

1. обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;

2. совершенствование психологических процессов и свойств личности;

3. адаптация к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам;

4. систематическое повышение ранее достигнутого и ставшего уже привычным уровня физического и психического развития (преодоление самого себя);

5. подчинение строгой дисциплине, режима жизни решаемым задачам;

6. отношение спортсмена к тренировочной деятельности и совершенство его системы мотивации;

7. наличие специфического общения: во-первых, с тренером, который стремится побудить спортсмена к объемной и качественной работе (часто на пределе возможностей); во-вторых, с товарищами, которые часто выступают в роли соперников или конкурентов;

8. наличие психического напряжения, которое при определенных условиях может привести к психическому перенапряжению.

Психологические особенности соревновательной деятельности:

1. соревнование обладает стимулирующим влиянием;

2. во время участия в соревнованиях у спортсмена присутствует стремление к победе или улучшению результативности выступления;

3. соревнования влияют на статус спортсмена в обществе, включаются в оценку жизненных достижений. Они всегда социально значимы, их результаты получают широкую общественную известность и оценку;

4. результаты соревнований лично значимы для спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;

5. соревнования – это специфический фактор, создающий экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают влияние (положительное или отрицательное) на процесс и результат деятельности спортсмена.

Тренировочная и соревновательная деятельность характеризуются значительными по объему и интенсивности нагрузками, напряжением психических и физических функций, которые приводят к тому, что нередко спортсмен оказывается в экстремальных условиях даже во время тренировки. Особенно это характерно для спортивных игр. А.Ф. Вендрих показал, что характер взаимодействий и контрдействий между соперниками и партнерами в тренировочной и соревновательной игре отражается и на динамике психических функций спортсменов: в одних случаях она одинакова в тренировке и соревнованиях, а в других – разнонаправлена (так называемая инверсия значимости), т.е. изменения функций в тренировке не похожи на изменения их в соревновании. Различия объясняются спецификой мотивационной сферы тренирующегося или соревнующегося спортсмена, а также его отношением к тем или иным упражнениям или формам тренировки. «Нелюбимые», но необходимые упражнения вызывают психическую реакцию, резко отличную от той, которая наблюдается в ответ на раздражители соревновательной обстановки. Поэтому для психологического анализа спортивной деятельности существенно выделение двух ее видов: соревновательной и тренировочной.

 



2019-11-13 239 Обсуждений (0)
Т ема 2. Психологические особенности спортивной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Т ема 2. Психологические особенности спортивной деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)