ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел 1 Одним из важнейших вопросов, интересующих всех участников педагогического процесса, является вопрос о том, что в большей степени влияет на психическое и поведенческое развитие детей — анатомо-физиологическое состояние и созревание организма или влияние внешней среды. С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, от анатомо-физиологического устройства человеческого мозга. Пока достаточно не созреет мозг ребенка, у него невозможно сформировать должный уровень функционирования многих психических процессов, в частности вербальную речь и связанные с ней способности. Таким образом, аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате вредоносного воздействия на мозг, сказываются на психическом развитии, задерживая его. С другой стороны, психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды. Доказанным фактом является то, что вне социальной среды ребенок не может развиваться и стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Дети, лишенные человеческого общения в начале своей жизни, потом не смогли быстро и эффективно развиваться в благоприятных условиях. Ребенок, безусловно, является носителем задатков и способностей, доставшихся ему в наследство. Однако задатки гениального музыканта никогда не будут реализованы, если ребенок, обладающий такими задатками, никогда не возьмет в руки музыкальный инструмент. Поэтому вопрос, от чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка — от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания, 13 остается открытым. Из сказанного можно сделать вывод: для формирования ребенка одинаково важны оба фактора — и уровень задатков и способностей, и средовые условия развития. Однако точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе находится в зависимости от органических и социальных факторов, ученым пока не представляется возможным. При любых условиях ребенок от своего ближайшего социального окружения получает хотя бы минимум необходимых ему знаний, умений, навыков, общения. С раннего детства ребенок стремится к совместной деятельности со взрослым. На начальных этапах развития это общение заключается в прикосновениях мамы, ласковых словах, простейших манипуляциях с игрушками. Ребенок растет, формы общения и виды ведущей деятельности меняются. При переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние формы общения и деятельности, характерные для него, не исчезают, просто на смену им приходят совершенно новые. Это означает, что к уже сформировавшимся ранее видам деятельности, общения добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого из них. Кроме того, с возрастом на первый план выходят одни, а на второй план отодвигаются другие виды общения и деятельности, таким образом меняется их иерархия1. Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства ребенка есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно осуществлять его обучение и воспитание2. Взрослые должны учитывать, что легче всего ребенок что-то усвоит в конкретном возрасте: этические представления и нормы — в дошкольном, основы наук — в младшем школьном и т. д. Важно не пропустить этот период наибольшего восприятия и дать ребенку то, что нужно для его развития в это время. 1 Понятие «ведущая деятельность» раскрыл А. Н. Леонтьев. Это деятельность, в рамках которой формируются все основные психологические новообразования возраста. Ведущая деятельность данного возраста может не совпадать с основной деятельностью. Так, для подростков основная деятельность— учебная, а ведущая— межличностное общение со сверстниками. 2Понятие «сенситивный период» предложил Л. С. Выготский. Это период наибольшей чувствительности к воздействию извне, наиболее благоприятный период для развития той или иной психической функции. 14 Ребенок развивается под влиянием как стихийных, так и организованных воздействий среды3. Под стихийным обучением и воспитанием понимается обучение и воспитание, осуществляемые без сознательно поставленных целей и продуманных методов под влиянием пребывания ребенка в обществе среди людей. Организованным называется такое обучение, которое целенаправленно осуществляется в рамках образовательной системы. В этом случае четко определены цели развития, программы и методы обучения и воспитания детей. Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности. В процессе развития очень важна также и собственная активность ребенка. Некоторые исследователи считают активность личности третьим фактором психического развития помимо средового фактора и биологической наследственности . Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами: орудиями труда, преобразующими природу, и знаками (главным образом, словом, а также цифрами и др.)> перестраивающими его психику. Овладеть знаками и, следовательно, опытом предшествующих поколений ребенок может только в процессе обучения. Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка. Не проявляя собственной активности, не включаясь в соответствующую деятельность, дети ничему не могут научиться, сколько бы сил ни тратили взрослые на объяснения. Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. Полноценное общение со взрослым жизненно важно для ребенка. Недостаточное или несоответствующее потребностям ребенка общение отрицательно сказывается на развитии. Каждый возраст, принося ребенку новые возможности и новые потребности, предполагает особые формы общения. Ребенок и взрослый (последний выступает как организатор и помощник) вместе манипулируют предметами, выполняют все 3 Вопрос о том, какое из этих воздействий оказывает большее влияние на формирование поведения и уровня развития психических функций ребенка, долгое время оставался открытым. В свете решения этой проблемы, Л. С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. 15 более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными предметами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их свойства, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение строится в ситуации совместной деятельности. Помимо этого, главным источником информации для ребенка становится все тот же взрослый человек. В старшем дошкольном возрасте взрослый для ребенка — высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению. Таким образом, процесс обучения, тем более организованый процесс обучения, является основополагающим в формировании характера и уровня развития психических функций ребенка. Организация учебного процесса позволяет сделать его управляемым, предсказуемым, а значит, и более успешным, чем стихийный процесс обучения и воспитания. Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка. Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал Д.Б. Эльконин. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения с родителями. Эти отношения существуют параллельно, они связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, что благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии. В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок — взрослый» дифференцируется следующим образом:
Система «ребенок — учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И.С. Славина показали это экспериментально. Хорошее, «пятерочное», поведение и хорошие отметки — 16 это то, что определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребенка: «Как ты учишься?» Дети предпочитают дружить с тем, кого хвалит учитель. Система «ребенок — учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Впервые отношения «ребенок — учитель» становятся отношениями «ребенок — общество»4. В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду ребенок выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система эталонов, одинаковых мер для оценки. Школа — это особое учреждение, это общественное учреждение, где, по словам Гегеля, дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Это преобразование души и есть в собственном смысле слова воспитание. В школе с самого начала должна быть построена система четко определенных отношений, основанных на принятых правилах. В школе один для всех закон. Д. Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям: если ребенок замечает, что у учителя есть «любимчики», то ореол учителя тускнеет. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Появляются «ябеды». Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. Эта социальная ситуация развития ребенка требует осрбой деятельности, которая называется учебной деятельностью. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний науки и культуры, накопленных человечеством. Эти предметы не даны как кубики, с кото- ЮбуховаЛ.Ф. Возрастная психология.— М., 1999. рыми можно манипулировать. Все они абстрактны, теоретичны. Научные и культурные знания — это особые предметы, с которыми надо научиться действовать. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому, умение самостоятельно добывать научные и культурные знания. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы — прежде всего ребенка надо научить учиться. Первая трудность — в несвязанности мотива, с которым ребенок приходит в школу, с содержанием деятельности, обязательной к выполнению в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Побуждать к учению должно содержание, которому ребенка учат в школе, считал Д. Б. Элько-нин. Необходимо сформировать познавательную мотивацию. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя субъектом, изменяющимся каждый день, каждый час. Оценка собственных изменений, рефлексия на себя — собственно предмет учебной деятельности. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Отметка — определенная форма оценки. Учебная деятельность направлена не на результат, а на выделение способа его усвоения, подчеркивал Д.Б. Эльконин. Эти способы — важные орудия самостоятельной умственной деятельности, они делают доступными каждому результаты работы гениев. Каковы же психологические новообразования возраста5? 5Л. С. Выготский писал: «Под возрастным новообразованием следует понимать новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, весь ход его развития в данный период». 18 В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнестическую задачу: запомнить (!). Он отделяет эту задачу от всякой другой. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассматривание материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. К сожалению, в школе мало учат приемам опосредованного, мне-мотехнического запоминания. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Молодые учителя часто недооценивают трудности, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект и руководить восприятием. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительное представление, предварительный поисковый образ, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Примеры этого просты, они вырабатывались тысячелетиями: необходимо указкой вести взор ребенка в определенном направлении. Мало иметь наглядный материал, нужно научить его видеть. На протяжении младшего школьного возраста дети научаются рассматривать объекты, без этого интеллектуальные изменения не могут произойти. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Любая попытка превратить учебное дело в развлекательное занятие является ложной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. К. Д. Ушинский указывал на опасность развлекательной педагогики.-Школа создает близкие цели — это оценка знаний; но основной смысл учения — подготовка к будущей самостоятельной деятельности — требует высокой степени произвольности. В младшем школьном возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах: эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. 19 Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями. Вот несколько примеров описанных разными психологами достоверных фактов. • Для ребенка представляет большие трудности анализ звукового состава слова и анализ слов в предложении. Ребенка спрашивают, сколько слов в предложении Ваня и Петя пошли гулять, ребенок отвечает: «Два» (Ваня и Петя). А. Р. Лурия и Л. С. Выготский отмечали, что речь выступает для ребенка как стекло, через которое видно что-то, но самого стекла (слова) не видно. • Представления о количестве насыщены конкретным содержанием. Дети путают величину и количество. Когда младшему школьнику показывают четыре маленьких кружка и два больших и спрашивают, где больше, ребенок указывает на два больших. (Подобные факты описаны П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым и др.) • Определение понятий. Ребенка спрашивают, что такое плод. Для маленьких детей это то, что едят и что растет. Для школьника — часть растения, содержащая семя. Вначале младшие школьники мыслят по-дошкольному, ребенок исходит из непосредственной практической значимости явления, не принимает во внимание генезис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий. В школьном возрасте формируется новый тип мышления (В. В. Давыдов). Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. В детском саду деятельность ребенка ограничена ознакомлением с окружающим, ребенку не дается система научных понятий. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий — основой наук. Система научных понятий создавалась человечеством в течение тысячелетий, и весь этот объем знаний ребенок должен усвоить за десять с небольшим лет. Эта задача потрясающе трудна! Процесс усвоения системы понятий, системы наук не может рассматриваться как дело лишь памяти. От ребенка требуется развитие мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т. д.). В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Таким образом, младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходят интеллектуа- 20 лизация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, тем более опосредованными становятся психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Таким образом, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Итак, основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: • произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; • осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |