Определение понятий «менеджмент» и «менеджер»
РЕФЕРАТ
Больше новых докладов и рефератов на www.download-referat.ru
Санкт-Петербург, 2019 При осуществлении рыночных преобразований на современном этапе большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмента. Начиная развиваться с 19 в., менеджмент со временем приобрел особую популярность. По сути, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в 19 в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей привели к тому, что сами владельцы уже не могли контролировать деятельность всех работников. Появилась необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы владельца на местах. Для этих целей обучали лучших работников. Они и стали первыми менеджерами. Уже в начале 19 века деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область научных знаний - в самостоятельную дисциплину. Понятие «менеджмент» многие авторы сегодня рассматривают, в трёх направлениях: как науку и искусство управления организациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в организациях и как аппарат управления организациями. Менеджмент, как междисциплинарная отрасль знаний, сочетает в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин, использует опыт управленческого искусства, включает в своё содержание теорию и практику управления, гибкое и активное применение которых обеспечивает успех. Российский менеджмент, сегодня можно рассматривать, как комплексную инновационную науку, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц. Целью менеджмента как науки является разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) за счет выпуска конкурентоспособного объекта. Задача науки менеджмента - создание системного представления о механизме организации управления основанного на разработке принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства. Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория - сведения, несущие в себе что-то новое. Менеджмент как профессиональная деятельность направлена на управление производством, при помощи совокупных принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. В работах Питера Ф. Друкера, сам термин «менеджмент» определён как довольно сложный для понимания термин американского изобретения, и его довольно сложно перевести на любой иностранный язык, даже на британский английский. Английский термин «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» - как «руководитель». Постоянный труд по планированию и выполнению своей деятельности, внимательное изучение тенденций окружающего мира и своевременное реагирование на его изменения - эта деятельность в английской литературе называется - менеджментом. А люди её выполняющие - менеджерами. В современной литературе имеются разные определения, раскрывающие понятие менеджмент, рассмотрим некоторые из них. В Оксфордском словаре английского языка менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления. В Толковом словаре русского языка менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами. Современный экономический словарь дает следующее определение: Менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Также менеджмент рассматривают, как самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма. В упрощенном понимании, менеджмент определяется как умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Также, с одной стороны менеджмент (по-русски «управление»), можно изучать как функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, с другой менеджмент как область человеческого знания, помогающая осуществлять эту функцию. Термин «менеджмент» иногда отождествляют с понятием «управление», при этом эти два понятия используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Однако понятие «управление» более широкое. В фундаментальном смысле «управление» - это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда. Менеджмент можно определить как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленную на рациональное использование всех ресурсов предприятия (организации) во имя достижения поставленных целей. Рассматривая менеджмент, как различные уровни аппарата управления, на примере деятельности крупной фирмы, можно выделить три уровня, каждый из которых в названии на английском языке содержит слово «менеджмент»: Тор management - высшее звено управления, высшее руководство. Middle management - среднее звено управления. Lover management - низовое звено управления. Любая ситуация, которая возникает в процессе управления является задачей для руководителя - менеджера и требует от него принятия решений. Это касается всех уровней управления. Поэтому менеджмент, можно изучать как процесс разработки и принятия управленческих решений с целью повышения эффективности деятельности, при этом эффективность управленческих решений напрямую зависит от умения менеджмента правильно выстроить стратегию развития бизнеса, своевременно реагировать на требования окружающей среды и в итоге обеспечить устойчивое функционирование бизнеса, подержать конкурентоспособность на своем сегменте рынка. В самом общем смысле понятие менеджмент рассматривается как совокупность теории и практики управления целенаправленной профессиональной человеческой деятельности, позволяющая обеспечить наиболее эффективное использование имеющихся трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов для достижения поставленной цели. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд людей, их интеллектуальный, физиологический и творческий потенциал, желание удовлетворить различные жизненные потребности участников делового взаимодействия через трудовую деятельность в разных сферах, таких, как производство и сбыт определенных видов продукции, удовлетворение спроса на бытовые, образовательные, медицинские и культурные услуги. Таким образом, менеджмент имеет много аспектов в своей терминологии, его изучают как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. Менеджмент рассматривают, как деятельность, которая направлена на разработку планов в соответствии с целями и задачами бизнеса, которые определяют, что и когда надо делать, кто будет выполнять намеченное, как оно сделано, с последующим обязательным контролем результатов работы. Менеджмент определяют как управление в условиях рынка, рыночной экономики, которое означает следующее: -ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции и услуг, которые будут востребованы на рынке и обеспечат фирме прибыль; -постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений; постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния. Менеджмент является персонифицированным управлением, неотделимым от менеджеров, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе. Также менеджмент способствует формированию области человеческого знания, позволяющая повысить эффективность деятельности менеджера. К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, такие как: -наличие общих знаний в области управления предприятием; -компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности; -владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; -принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении; наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; -умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов; -умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции. И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми, для этого необходимо следующее: -знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы; -знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе; -устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы. Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к: организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; -руководителю предприятия в целом или его подразделениям (управлении, отделений, отделов); -руководителю предприятия или отделения, отдела, но отношению к подчиненным; -администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и принципами. Как и в любой области деятельности, в менеджменте реализуется принцип разделения труда. Горизонтальное разделение труда в управлении приводит к выделению менеджеров по специализациям. Вертикальное разделение труда проводит к образованию уровней управление (иерархии), и тогда появляются менеджеры верхнего звена (топ-менеджеры), среднего звена (мидл-менеджеры) и менеджеры низшего звена (лоу-менеджеры). Менеджеры низшего звена обеспечивают решение оперативных, ежедневных задач той функциональной группы, в которую они включены. Такое управление называется оперативным. Руководители среднего звена отвечают за работу отдельного функционала и решают задачи тактического масштаба, связанные с деятельностью подразделения в течение коротких плановых периодов - до одного года. Задачей менеджеров этого уровня является разработка конкретных действий и мероприятий, необходимых для реализации стратегии развития фирмы, т.е. они реализуют тактическое управление. Менеджеры верхнего звена отвечают за эффективную работу всей системы в течение длительных, стратегических плановых периодов и главной задачей топ-менеджеров является обеспечение успешного функционирования организации в долгосрочном аспекте. Менеджеры выполняют три основных роли: осуществляют принятые решения; собирают и распространяют информацию о внутренней и внешней среде; формируют отношения внутри и вне организации, мотивируют людей, координируют их усилия и выступают в качестве представителей организации. Можно выделить других несколько ролей, в которых выступает менеджер: -менеджер-дипломат: главное требование к навыкам и умениям менеджера - способность ведения переговоров и установление контактов, как с персоналом, так и с клиентами и внешней средой; - менеджер-инноватор - придерживается мнения, что производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование; -менеджер-управляющий: должен соответствовать следующим требованиям; - наличие общих знаний в области управления предприятием; -компетентность по вопросам технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности; -владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; -принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении. Изучая менеджера, как человека, занимающего управленческую должность и наделенного полномочным правом принимать решения по определенным видам деятельности организации, важно отметить, что современный менеджер выступает в системе общественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер; г) воспитатель; д) инноватор; е) человеческое существо. Бизнесмен и менеджер - это разные понятия. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса - это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека - предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Таким образом, менеджеры - это особая категория людей, разрабатывающая и реализующая управленческие решения. Профессиональные менеджеры - это специалисты, знающие теоретические основы науки управления, и имеющие практические навыки управления тем или иным объектом управления. Успех и стабильность приходят к тем менеджерам, кто постоянно и целенаправленно занимается управлением, а именно: -оценивает постоянно результаты своей работы; -понимает основные преимущества предприятия в конкурентной борьбе, и стремиться их достичь; -выявляет и анализирует сильные и слабые стороны своей деятельности; -определяет, планирует и координирует следующие шаги для успешного продвижения вперед; -правильно прогнозирует поведение клиентов и конкурентов и т.д. При всех различиях в понимании менеджмента общим является то, что он связан с людьми, так как менеджмент - это в первую очередь процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям, также менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Список литературы 1)Антонов Н.Г., Коротков Э.М., Жернакова М.Б. Менеджмент. М.: -KНОРУС, 2017. - 306с. 2)Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2016. – 320 с. 3)Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. – СПБ., 2017 – 600 с. 4)Голивцова Н.Н., Юдин А.П. Менеджмент: СПбГУПТД. – СПБ., 2017 – 99с. 5)Грешанок А.А., Ощепков А.М. Менеджмент: - Пермь, 2018 – 310 с. 6)Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: - М.: «Академия», 2016. – 304 с. 7)Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сенин А.С. Менеджмент малого бизнеса (управление малым предприятием). – М.: Элит, 2016. – 397 с. 8)Круглова Н.Ю. Основы менеджмента. – М.: КНОРУС, 2018. – 499 с.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |