Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение понятий «менеджмент» и «менеджер»



2019-11-13 187 Обсуждений (0)
Определение понятий «менеджмент» и «менеджер» 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

 

 

Больше новых докладов и рефератов на

www.download-referat.ru

 

 

Санкт-Петербург, 2019

   При осуществлении рыночных преобразований на современном этапе большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмента.

Начиная развиваться с 19 в., менеджмент со временем приобрел особую популярность. По сути, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в 19 в.

Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей при­вели к тому, что сами владельцы уже не могли контролировать деятельность всех работников.

Появилась необходимость в управленцах, которые бы могли представ­лять интересы владельца на местах. Для этих целей обучали лучших работников. Они и стали первыми менеджерами.

Уже в начале 19 века деятельность по управлению выделилась в особую про­фессию, а область научных знаний - в самостоятельную дисциплину. Понятие «ме­неджмент» многие авторы сегодня рассматривают, в трёх направлениях: как науку и искусство управления организациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в организациях и как аппарат управления организациями.

Менеджмент, как междисциплинарная отрасль знаний, сочетает в себе дости­жения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин, использует опыт управленческого искусства, включает в своё со­держание теорию и практику управления, гибкое и активное применение которых обеспечивает успех.

Российский менеджмент, сегодня можно рассматривать, как комплексную ин­новационную науку, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных усло­вий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок для ак­тивизации деятельности физических и юридических лиц.

Целью менеджмента как науки является разработка, экспериментальная про­верка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечи­вающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) за счет выпуска конкурентоспособного объекта.

Задача науки менеджмента - создание системного представления о механизме организации управления основанного на разработке принципов и методов це­ленаправленной организации и координирования деятельности людей для достиже­ния максимального эффекта в процессе производства.

Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория - сведения, несущие в себе что-то новое.

Менеджмент как профессиональная деятельность направлена на управление производством, при помощи совокупных принципов, методов, средств и форм управ­ления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффек­тивности производства и увеличения прибыли.

В работах Питера Ф. Друкера, сам термин «менеджмент» определён как довольно сложный для понимания термин американского изобретения, и его довольно сложно перевести на любой иностранный язык, даже на британский английский.

Английский термин «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» - как «ру­ководитель».

Постоянный труд по планированию и выполнению своей деятельности, внимательное изучение тенденций окружающего мира и своевременное реагирова­ние на его изменения - эта деятельность в английской литературе называется - ме­неджментом. А люди её выполняющие - менеджерами.

В современной литературе имеются разные определения, раскрывающие по­нятие менеджмент, рассмотрим некоторые из них.

В Оксфордском словаре английского языка менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.

В Толковом словаре русского языка менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

Современный экономический словарь дает следующее определение: Менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управ­ления производством и производственным персоналом с использованием достиже­ний науки управления.

Также менеджмент рассматривают, как самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма.

В упрощенном понимании, менеджмент определяется как умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Также, с одной стороны менеджмент (по-русски «управление»), можно изучать как функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, с другой менеджмент как область человече­ского знания, помогающая осуществлять эту функцию.

Термин «менеджмент» иногда отождествляют с понятием «управление», при этом эти два понятия используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Однако понятие «управление» более широкое.

В фундаментальном смысле «управ­ление» - это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым эле­ментом большинства видов труда. Менеджмент можно определить как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленную на рациональное использование всех ре­сурсов предприятия (организации) во имя достижения поставленных целей.

Рассматривая менеджмент, как различные уровни аппарата управления, на примере деятельности крупной фирмы, можно выделить три уровня, каждый из ко­торых в названии на английском языке содержит слово «менеджмент»:

Тор management - высшее звено управления, высшее руководство.

Middle management - среднее звено управления.

Lover management - низовое звено управления.

Любая ситуация, которая возникает в процессе управления является задачей для руководителя - менеджера и требует от него принятия решений. Это касается всех уровней управления. Поэтому менеджмент, можно изучать как процесс разра­ботки и принятия управленческих решений с целью повышения эффективности дея­тельности, при этом эффективность управленческих решений напрямую зависит от умения менеджмента правильно выстроить стратегию развития бизнеса, своевре­менно реагировать на требования окружающей среды и в итоге обеспечить устойчи­вое функционирование бизнеса, подержать конкурентоспособность на своем сег­менте рынка.

В самом общем смысле понятие менеджмент рассматривается как совокупность теории и практики управления целенаправленной профессиональной человеческой деятельности, позволяющая обеспечить наиболее эффективное ис­пользование имеющихся трудовых, материально-технических и финансовых ресур­сов для достижения поставленной цели. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд людей, их интеллектуальный, фи­зиологический и творческий потенциал, желание удовлетворить различные жизнен­ные потребности участников делового взаимодействия через трудовую деятельность в разных сферах, таких, как производство и сбыт определенных видов продукции, удовлетворение спроса на бытовые, образовательные, медицинские и культурные услуги.

Таким образом, менеджмент имеет много аспектов в своей терминологии, его изучают как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, ма­териальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функци­онирования организации.

Менеджмент рассматривают, как деятельность, которая направлена на разра­ботку планов в соответствии с целями и задачами бизнеса, которые определяют, что и когда надо делать, кто будет выполнять намеченное, как оно сделано, с последую­щим обязательным контролем результатов работы. Менеджмент определяют как управление в условиях рынка, рыночной экономики, которое означает следующее:

-ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции и услуг, которые бу­дут востребованы на рынке и обеспечат фирме прибыль;

-постоянное стремление к повышению эффективности производства, к полу­чению оптимальных результатов с меньшими затратами;

хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия ре­шений;

постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния.

Менеджмент является персонифицированным управлением, неотделимым от менеджеров, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе. Также менеджмент способствует формированию области человеческого знания, позволяющая повысить эффективность деятельности менеджера.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, такие как:

-наличие общих знаний в области управления предприятием;

-компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к кото­рой относится фирма по виду и характеру деятельности;

-владение навыками не только администрирования, но и предприниматель­ства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перерас­пределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

-принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намере­вается работать;

-умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

-умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, осо­бенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является уме­ние управлять людьми, для этого необходимо следующее:

-знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и воз­можностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

-знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;

-устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функ­ционирования фирмы.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребля­ется применительно к: организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

-руководителю предприятия в целом или его подразделениям (управлении, отделений, отделов);

-руководителю предприятия или отделения, отдела, но отношению к подчи­ненным;

-администратору любого уровня управления, организующего работу, руко­водствуясь современными методами и принципами.

Как и в любой области деятельности, в менеджменте реализуется принцип разделения труда. Горизонтальное разделение труда в управлении приводит к выде­лению менеджеров по специализациям. Вертикальное разделение труда проводит к образованию уровней управление (иерархии), и тогда появляются менеджеры верх­него звена (топ-менеджеры), среднего звена (мидл-менеджеры) и менеджеры низ­шего звена (лоу-менеджеры).

Менеджеры низшего звена обеспечивают решение оперативных, ежедневных задач той функциональной группы, в которую они включены. Такое управление называется оперативным. Руководители среднего звена отвечают за ра­боту отдельного функционала и решают задачи тактического масштаба, связанные с деятельностью подразделения в течение коротких плановых периодов - до одного года. Задачей менеджеров этого уровня является разработка конкретных действий и мероприятий, необходимых для реализации стратегии развития фирмы, т.е. они ре­ализуют тактическое управление. Менеджеры верхнего звена отвечают за эффек­тивную работу всей системы в течение длительных, стратегических плановых пери­одов и главной задачей топ-менеджеров является обеспечение успешного функцио­нирования организации в долгосрочном аспекте.

Менеджеры выполняют три основных роли: осуществляют принятые решения; собирают и распространяют информацию о внутренней и внешней среде; форми­руют отношения внутри и вне организации, мотивируют людей, координируют их

усилия и выступают в качестве представителей организации.

Можно выделить дру­гих несколько ролей, в которых выступает менеджер:

-менеджер-дипломат: главное требование к навыкам и умениям менеджера - способность ведения переговоров и установление контактов, как с персоналом, так и с клиентами и внешней средой;

- менеджер-инноватор - придерживается мнения, что производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование;

-менеджер-управляющий: должен соответствовать следующим требованиям;

- наличие общих знаний в области управления предприятием;

-компетентность по вопросам технологии производства в той отрасли произ­водства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

-владение не только навыками администрирования, но и предприниматель­ства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перерас­пределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

-принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Изучая менеджера, как человека, занимающего управленческую должность и наделенного полномочным правом принимать решения по определенным видам де­ятельности организации, важно отметить, что современный менеджер выступает в системе общественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер; г) воспитатель; д) инноватор; е) человеческое существо.

Бизнесмен и менеджер - это разные понятия. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный соб­ственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но яв­ляется владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди.

Несколько более частный случай бизнеса - это предпринимательство. Этот вид дея­тельности еще больше связывается с личностью человека - предпринимателя, кото­рый осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск.

Таким образом, менеджеры - это особая категория людей, разрабатывающая и реализующая управленческие решения. Профессиональные менеджеры - это спе­циалисты, знающие теоретические основы науки управления, и имеющие практиче­ские навыки управления тем или иным объектом управления.

Успех и стабильность приходят к тем менеджерам, кто постоянно и целена­правленно занимается управлением, а именно:

-оценивает постоянно результаты своей работы;

-понимает основные преимущества предприятия в конкурентной борьбе, и стремиться их достичь;

-выявляет и анализирует сильные и слабые стороны своей деятельности;

-определяет, планирует и координирует следующие шаги для успешного про­движения вперед;

-правильно прогнозирует поведение клиентов и конкурентов и т.д.

При всех различиях в понимании менеджмента общим является то, что он свя­зан с людьми, так как менеджмент - это в первую очередь процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям, также менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

 

 

Список литературы

1)Антонов Н.Г., Коротков Э.М., Жернакова М.Б. Менеджмент. М.: -KНОРУС, 2017. - 306с.

2)Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2016. – 320 с.

3)Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. – СПБ., 2017 – 600 с.

4)Голивцова Н.Н., Юдин А.П. Менеджмент: СПбГУПТД. – СПБ., 2017 – 99с.

5)Грешанок А.А., Ощепков А.М. Менеджмент: - Пермь, 2018 – 310 с.

6)Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: - М.: «Академия», 2016. – 304 с.

7)Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сенин А.С. Менеджмент малого бизнеса (управление малым предприятием). – М.: Элит, 2016. – 397 с.

8)Круглова Н.Ю. Основы менеджмента. – М.: КНОРУС, 2018. – 499 с.

 



2019-11-13 187 Обсуждений (0)
Определение понятий «менеджмент» и «менеджер» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение понятий «менеджмент» и «менеджер»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)