Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет возрастной психологии



2019-11-13 163 Обсуждений (0)
Предмет возрастной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность темы является в разборе фундаментальных понятий в дисциплине возрастая психология.

Возрастная психология - это наука. Академическая наука, состоящая из нескольких разделов-отраслей, каждый из которых изучает какой-то возраст - от младенческого до старческого (детская психология, психология дошкольника, геронтопсихология). Как всякая наука она обсуждает вопрос о своем предмете, субъекте, методах исследования и методике.

Как наука, она стремится описать свой предмет в специальных терминах - научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например, от общей психологии или психофизиологии

Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития человека. Таким образом, она ставит важнейшие вопросы о существовании самих закономерностей, о степени их всеобщности, то есть обязательности для всех.

Возрастная психология изучает не только то, что происходит с человеком сегодня, она дает данные о том, что может быть в жизни человека от начала и до конца, так как пытается изучить всю его жизнь. Естественно, что каким-то возрастам уделяется большее внимание, а каким-то меньшее. Но это не означает, например, что младенчество более сложный период, чем средний возраст. В каждом возрасте существует свои сложности, кризисы.

Таким образом, цель работы является структурированный анализ основных понятий возрастной психологии.


 

 

Таким образом, введем первые понятия как, возрастная психология- это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.

Объект исследований - закономерности развития и формирования личности.

Предмет - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.


 

 

Предмет возрастной психологии

Фундаментальным понятием возрастной психологии считается предмет данной дисциплины.

Ее составляющими являются изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой. Понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии, такие как, детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Теоретические и практические задачи возрастной психологии изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.

Понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст Л.С. Выготский - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже.

Особенно сильно плавают границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Основные теории развития в возрастной психологии. Роль и значение кризисов в психическом развитии. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Периодизация Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства 0-3 года раннее детство3-5 лет дошкольный возраст 6-12 лет начальное школьное образование 12-16 лет обучение в средней школе 17 и старше высшее или университетское образование

Не мало важную роль играет развитие человека в каждом периоде взросления. Понятие ведущей деятельности - это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Понятие ведущая деятельность было введено Леонтьевым деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. В возрастной психологии выявляются закономерности и факты развития на протяжении всей жизни.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

1. Детская психология (от рождения до 17 лет);

2. Психология взрослых, зрелых возрастов;

3. Геронтология или психология пожилого возраста.

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

Возрастная психология особая отрасль знаний. Рассматривая процесс развития ребёнка, она дает характеристику разных возрастных периодов и оперирует такими понятиями как «возраст» и «детство».

Понятие возраста неоднозначно и включает в себя ряд аспектов. Прежде всего различают:

1. Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом.

3. Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст (показатель интеллекта); психосексуальный возраст (уровень эротических интересов); рекреационный возраст (проведение свободного времени).

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте.

Существует другой подход к понятию возраста:

Возраст или возрастной период- это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.


 



2019-11-13 163 Обсуждений (0)
Предмет возрастной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет возрастной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)