Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кризисы на разных возрастных этапах



2019-11-13 171 Обсуждений (0)
Кризисы на разных возрастных этапах 0.00 из 5.00 0 оценок




Вернемся к рассмотрению такой закономерности возрастного развития как кризис.

Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями, описанные нами в таблице, и являются причинами кризиса.

Основные кризисы:

1. Кризис новорожденности - происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы. » З. Фрейд назвал первый крик ребенка «криком ужаса».

2. Кризис одного года - возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

3. Кризис трех лет - проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!'', первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса - 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

4. Кризис шести-семи лет - появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

5. Кризис подростковый - кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения - «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки.

6. Кризис юности 16-18 лет - впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости. Различают малые и большие кризисы. К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет. К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе. Можно лишь предложить общие рекомендации стратегии поведения в кризисе: быть внимательными, вовремя замечать изменения и соответственно перестраивать свои отношения. В психологии развития человека можно выделить, по крайней мере, три области исследования. Это психология развития ребенка, общая (генетическая) психология, психология современного образования. Каждая из этих отраслей науки имеет свой предмет исследования, свою особую единицу анализа, свой относительно продолжительный путь исторического развития. На рубеже двух веков в каждую из них внес существенный вклад один из наиболее ярких пред­ставителей культурно-исторической психологии — В. В. Давыдов. Вслед за Л.С. Выготский.

Они выделили такие проблемы, как:

1. Исследование социально-психологических особенностей современной системы «ребенок — общество».

2. Изучение объективно возникающих общественных за­дач, оказывающих влияние на общее психическое развитие детей.

3. Исследование проблем истории детства.

4. Создание развернутой периодизации психического
развития, отвечающей общему характеру современного детства.

5. Изучение условий и разработка методических рекомендаций для выявления скрытых резервов развития психики в том или ином возрасте.

6. Изучение влияния в необразовательных сфер жизни ребенка на развитие его личности.

7. Разработка целостной программы развития творческого потенциала ребенка и средств ее осуществления в системе образования.

8. Индивидуальные варианты развития личности детей.

9. Проблема переломных периодов в психическом развитии детей.

На первый взгляд может показаться, что перечисленные проблемы носят сугубо теоретический характер. Может создаться впечатление, что их надо отбросить и заняться практической работой с детьми. Но эти проблемы необходимо решать, так как от них зависит содержание образовательных систем и в конечном счете судьба подрастающих поколений. Помимо открытых, нерешенных проблем детской психологии следует назвать нерешенные проблемы общей (генетической) психологии. Это область знания, которая в нашей стране еще только зарождается, хотя в ее разработку внесли свой вклад выдающиеся ученые нашей страны: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов. Среди проблем в этой области знания следует указать:

1. критерии изменения и преобразования деятельности;

2. соотношение коллективной и индивидуальной форм деятельности;

3. понятие коллективного и индивидуального субъекта деятельности;

4. особенности индивидуального субъекта и его отноше­ние к личности;

5. структура деятельности; место и роль психических процессов в структуре деятельности;

6. соотношение понятий деятельности и общения;

7. научная классификация различных видов деятельности;

8. связь теории деятельности с другими подходами к изучению человека;

9. соотношение «биологического», «органического», «социального» при изучении жизнедеятельности человека.

Для решения перечисленных фундаментальных проблем необходимы междисциплинарные исследования. Также необходима для их решения предварительная разработка «проекта» теории, чтобы на его основе в дальнейшем создать развернутую теорию психического развития, опирающуюся на обширный фактический материал.


 

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели основные понятия возрастной психологии, остановились на таких аспектах как объект, предмет, проблемы дисциплины, так же задачи. Подробнее разобрались в кризисах возрастов.

Тем самым, возрастные изменения человека происходит не только физиологическим образом, но и происходят в душе человека посредству рефлексии на собственном примере из детства, отрочества, юности и дневниковых записей заинтересованных взрослых о своим ребенке, мы можем судить, то как человек развивался в различных аспектах возрастной психологии.


 

Список литературы

1. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений.. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. —М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с

2. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под. ред. В.А.Романенко, Н.П. Ничипоренко. – Калуга, 2004.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учеб. пособие/Сост. И.В. Дубровина. ., Академия, 2005.

4. Лекции по дисциплине «Возрастная психология».

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М., Гардарики, 2005

6. http://ebooks.grsu.by/semchuk/8-2-osnovnye-ponyatiya-vozrastnoj-psikhologii.htm

7. https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/41903.php

 



2019-11-13 171 Обсуждений (0)
Кризисы на разных возрастных этапах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кризисы на разных возрастных этапах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)