Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Круг диалектики Гегеля и две ступени логического Маркса



2019-11-13 200 Обсуждений (0)
Круг диалектики Гегеля и две ступени логического Маркса 0.00 из 5.00 0 оценок




Гегель пишет о том, что диалектика это «истинная … бесконечность, повернутая обратно к себе, имеет своим образом круг, достигшую себя линию, которая замкнута и всецело налична, не имея ни начального пункта, ни какого-либо конца» [29] . «§ 79.Процедура логического познания содержит в себе три взаимосвязанных момента: «а) рефлексию или момент рассудочного мышления,
б) диалектику или момент отрицательно-разумного мышления,
в) спекуляцию или момент положительно-разумного мышления. Это не отдельные части или ступени логики, а функциональные моменты её собственного развития» [30] .

Классики марксизма оценили замыкание в круг через спекуляцию как мистификацию, тем самым исключили истинную диалектику из марксизма. Хотя Ф.Энгельс писал о круговращении и о том, что закон отрицания отрицания является основным, но это было в рамках двух моментов логического (тезис-антитезис) . О каком же круге пишет Гегель?

В диалектике Гегеля исходным пунктом является субстанция – круг изначально, так как принцип субстанции есть «замыкание на себя» [31]. Этот круг субстанции есть взаимодействие, то же самое отмечает Ф.Энгельс: «Спинозовское: субстанция есть Causa sui –прекрасно выражает взаимодействие».[32] Различие между марксизмом и гегелевской диалектикой в том, что у Гегеля контекст самый широкий, так как он за исходный пункт берет всю реальность, бытие как всеобщее, а у марксизма начало от эмпиризма, от фактов истории, от экономической сферы общества, что и означает не всеобщее, а особенное бытие. Это принципиальное различие, Гегель исходит из субстанции, а марксизм из её последствий.

Субстанция есть абсолют, всеобщее бытие, содержанием которого выступает материя[33]. Гегель подробно расписывает круг диалектики абсолюта в разделе «Действительность», выделяя три ступени логического: «А. Развертывание абсолютного. В. Абсолютный атрибут. С. Модус абсолютного»[34]. Все эти ступени есть определение содержания абсолюта. Определение абсолюта принципиально отличается от определения всего иного, так как это автореферентный объект, на что обратил внимание еще Аристотель, он пояснял различные понятия бесконечности следующим образом: «…бесконечное есть там, где, беря некоторое количество, всегда можно взять что-нибудь за ним. А где вне ничего нет — это законченное и целое»[35]. «Гегель работает именно с автореференцией, с категорией, отражающей абсолютное множество — субстанцию, включающую в себя и саму эту категорию в снятом виде. Эту категорию Абсолютного, которая содержит в себе все остальные категории, как в зародыше, а также формы, в которые в процессе развития отливается категория Абсолютного, Гегель назвал бесконечным понятием»[36].

В содержании «Науки логики» одни триады (три момента логического), откуда они появились, если кроме абсолюта (субстанции) ничего нет? Логика предлагает начинать определение с родового понятия, а абсолют не имеет рода. Уникальность определения абсолюта (автореферентного объекта) осуществляется унарным делением посредством абсолютного отрицания (единственный закон диалектики). К примеру, всеобщность движения определяется делением движения на себя - получаем изменчивость как время, и противоположность времени – устойчивость, или пространство. Время и пространство есть два определения всеобщности движения. Энгельс определили эти два момента любого процесса, как устойчивое состояние (то, что изменяется) - метафизику, и сам процесс изменения объекта как диалектику. Это есть то «рациональное зерно», которое взяли классики марксизма из диалектики Гегеля. Если изначально, кроме абсолюта ничего нет, то в результате унарного деления (абсолютного отрицания) возникают два конечных понятия, различающиеся внешним образом по отношению друг к другу. 1. Метафизика – бытие в форме конечного понятия, с начальным содержанием материей. Но эта форма содержания ещё не осознается, её не с чем сравнить, мышление в абсолюте ещё не выделилось, т.к. мышление есть противоположность бытия. 2. Диалектика – вторая ступень логического, которая показывает движение, изменение содержания бытия во второй форме конечного понятия, что есть движение материи. На этом этапе рождается мышление вообще и диалектическое в частности, которое Гегель определяет, как «осознание формы внутреннего самодвижения её содержания»[37]. Движение материи порождает мышление, а не наоборот. Необходимость мышления в необходимости осознания  (определения) разных форм самодвижения содержания бытия (материи). Такое отношение бытия и мышления, возникшее на стадии диалектики, Гегель назвал атрибутом абсолюта. 3. Спекуляция – третья ступень логического. В марксизме антитезис снимает содержание тезиса (первое отрицание), второе отрицание - на высшей стадии развития снимается содержание антитеза, которое содержит снятое содержание тезиса, т.е. возвращаемся в некоторых свойствах и чертах к первоначальному тезису. Так выглядит круг (спираль) диалектики, которую использовал Маркс в «Капитале»: Т-Д-Т*(обмен товаров); Д-Т-Д*(производство капитала). У Гегеля более широкий контекст, т.к. началом и концом его круга является не первое конечное понятие – тезис, а абсолют как бытие и материя (как содержания бытия). Полностью развертывания самодвижения содержания бытия возникает на ступени спекуляции, когда снимается содержание бытия (тезиса) и атрибута абсолюта (антитезис-противоположность бытия и мышления), так возникает модус атрибута как определенность содержания бытия, движения материи в данном круге диалектики, что выражается новой категорией диалектики (дефиниция абсолюта). Ступень спекуляции (снятия содержания) объединяет круг диалектики Маркса и Гегеля. Спекуляция кажется мистификацией, если исходить из бытия и материи не как субстанции, а как особенного бытия в форме конечного понятия, но это уже уровень рассудочного дуализма, которая оценивается в классической философии как очередная иллюзия сознания

 Абсолют (всеобщее), атрибут абсолюта (особенное), модус атрибута (единичное - единство всеобщего и особенного)  формируют структуру бесконечного понятия как единства всеобщего, особенного и единичного. Общий вывод из рассмотрения диалектики Маркса и Гегеля: доказательство мистификаций гегелевской диалектики, превращает эти мистификации в ничто.

Литература

1. Аристотель. Издательство «Мысль», М., 1981. Сочинения в 4-х томах, т.3, 613 с. «Физика».

2. Багдасарян В.Э. Сравнение Конституций стран мира.https://vk.com/video161111814_456239023?list=dcc78bd1a1a67a2138

3. Белоногов М.И. Есть такая логика. https://kommunika.wordpress.com/2018/02/03/%d0%b5%d1%81%d1%82%d1%8c-%d1%82%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%ba%d0%b0/

4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с.

5. Гегель Г.В.Ф. Сочинения в 14 томах. Том 06. М.: Соцэкгиз, 1939. «Наука логики», 458с. Перевод Столпнера Б.Г. Том 2

6. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. Предисловие

7. Ильенков Э.В.Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., Политиздат, 1974. 271с.

8. Линьков Е.С. Лекции разных лет Т.1. с. 494. СПб.: ГРАНТ ПРЕСС, 2012.

9. Ленин В.И. ПСС, изд.5-е. Издательство политической литературы, М.1969.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах.

11. Маркс К. Капитал. Том 1. Послесловие ко 2-му изд

12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50

13. Муравьева А.Н. Автореферат диссертации.pdf https://vk.com/doc173915_460131960?hash=192cc0a5c645df9070&dl=1470dd95fbaa7b32b3

14. Поппер К. Что такое диалектика?// Вопросы философии. 1995. № 1.

15. Ракитов А.И. Марксистско-ленинская философия.-М.:Политиздат,1986.-368с.

16. Труфанов С.Н. «Наука логики» Гегеля в доступном изложении: учебное пособие.- Самара: Парус, 1999 -187с.


[1] Багдасарян В.Э. Сравнение Конституций стран мира.https://vk.com/video161111814_456239023?list=dcc78bd1a1a67a2138

 

[2] Линьков Е.С. Лекции разных летТ.1. с. 494. СПб.: ГРАНТ ПРЕСС, 2012.

[3] И.А.Ильин. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. Предисловие.

[4] Поппер К. Что такое диалектика? С. 118-138.// Вопросы философии. 1995. № 1.

 

[5] Муравьева А.Н. Автореферат диссертации.pdf https://vk.com/doc173915_460131960?hash=192cc0a5c645df9070&dl=1470dd95fbaa7b32b3

[6] Ильенков Э.В.Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., Политиздат, 1974. 271с.

[7] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с.//с.35

[8] Платон.«ГОСУДАРСТВО» (VII кн) «У кого (науки) началом служит то, чего он не знает, а заключение и середина состоят из того, что нельзя сплести воедино, может ли стать знанием?» (533b).

[9] Гегель Г.В.Ф. Сочинения в 14 томах. Том 06. М.: Соцэкгиз, 1939. «Наука логики», 458с. Перевод Столпнера Б.Г. Том 2 //с.288.

[10] http://tourism.limarevvn.ru/an.htm , https://ditriix.livejournal.com/90358.html

 

[11] Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Старое предисловие к «[Анти]-Дюрингу». О диалектике //т3.с.67.

[12] К.Маркс. Капитал. Том 1. Послесловие ко 2-му изд //с. 21-24

[13] Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Старое предисловие к «[Анти]-Дюрингу». О диалектике //т3.с.64.

[14] Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.//т.3,с.140.

[15] К.Маркс. Капитал. Том 1. Послесловие ко 2-му изд //с. 21-24

[16] Там же

[17] Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Старое предисловие к «[Анти]-Дюрингу». О диалектике //т3.с.64.

 

[18] Существование в ВУЗах кафедр философии в эпоху СССР есть заслуга Плеханова, Ленина и Сталина, которые превратили марксизм в философию (прим. автора).

[19] Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрения//т.1. с.5.

 

[20] Н.С. Линьков 1т, с. 376-377. Лекции разных лет.

 

[21] К.Маркс. Капитал. Том 1. Послесловие ко 2-му изд //с. 21-24

[22]Аристотель. Метафизика, I, 2, 982а, 982b, 983а, 5 - 20 «Мудрость есть познание самого трудного (единого - причин, начал), что противоположно чувствам, так как восприятие доступно всем, потому, что это легко, осуществляется без усилий; Трудность в том, что причины наиболее удалены от чувственных восприятий».

 

[23] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.384, 343.

[24] Ракитов А.И. Марксистско-ленинская философия.-М.:Политиздат,1986.-368с.//с.231

 

[25] Там же, с. 60.

[26] Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Ф.Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //т.3,с. 400.

[27] К.Маркс. Капитал. Том 1. Послесловие ко 2-му изд с. 20.

[28] Ленин В.И. ПСС, изд.5-е. Издательство политической литературы, М.1969. Соч., т.29, «Философские тетради», 782 с. «Конспект книги Гегеля «Наука логики»//с.142.

[29] Гегель. Наука логики. с. 145. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с.//с.145.

[30] Труфанов С.Н. «Наука логики» Гегеля в доступном изложении: учебное пособие.- Самара: Парус, 1999 -187с.//с.37.

[31] Диалектическая логика/Под ред. З.М.Оруджева, А.П.Шептулина. –М.: Изд-во Моск. Ун-та, 288 с.//Глава9.Субстанциональный подход как принцип диалектической логики//с.180-189, с. 184.

[32] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50//т.20,с.546.

 

[33] Ленин удивляется, конспектируя «Науку логики», что у Гегеля больше материализма, чем идеализма (прим. автора)

[34] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с.//с.590-598.

[35] Аристотель. Издательство «Мысль», М., 1981. Сочинения в 4-х томах, т.3, 613 с. «Физика».

[36] Белоногов М.И. Есть такая логика. https://kommunika.wordpress.com/2018/02/03/%d0%b5%d1%81%d1%82%d1%8c-%d1%82%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%ba%d0%b0/

[37] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с.//с.35



2019-11-13 200 Обсуждений (0)
Круг диалектики Гегеля и две ступени логического Маркса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Круг диалектики Гегеля и две ступени логического Маркса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)