СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ( 2 часа)
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.
1. Онтология Платона. Бытие и Становление. Идеи и вещи. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры. 2. Онтология Аристотеля. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля. 3. Общая характеристика средневековой философии. Креационизм и теоцентризм. Этапы средневековой философии: патристика и схоластика. 4. Проблемы средневековой философии: проблема сущности и существования, проблема универсалий. Номинализм и реализм. 5.Дуализм Декарта. Декарт об отличии и взаимосвязи души и тела. 6 Субъективный идеализм Беркли. Отрицание различия между первичными и вторичными качествами. Отрицание материи. Проблема солипсизма. 7 Принцип материализма. Понятие материи. Современные дискуссии о материи.. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции. 8 . Принцип детерминизма. Механистический детерминизм. Детерминизм и свобода. Фатализм. Индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Спор о детерминизме в современной науке. 9 Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы. Синергетика как новое миропонимание. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи 10 Проблема обоснования знания и фундаментализм.. Рационализм об источнике достоверного знания. .Эмпиризм об источнике достоверного знания. Теория познания И. Канта. Агностицизм И. Канта. Первоисточники Рассел Б. История западной философии. Введение. Вопросы: 1. Почему Рассел называет философию ничейной землей? 2. Что общего у философии с наукой и в чем их отличие? 3. Что общего у философии с религией и в чем их отличие? 4. В чем видит Рассел значение философии?
Платон. Государство. Вопросы: 1. Используя текст, нарисуйте линию, поделенную на отрезки, и обозначьте, чему соответствуют полученные четыре уровня справа и четыре слева. Что хотел проиллюстрировать Платон с помощью образа отрезка, поделенного на части? 2. Объясните смысл рассказа об узниках в пещере.
Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом. Вопросы: 1. В чем суть разногласия между Гиласом и Филонусом? 2. Как Филонус обосновывает свою позицию? 3. Можно ли назвать объяснение цвета, которое предлагает Гилас, материалистическим и почему? Как ему возражает Филонус? 4. В чем видит Гилас отличие между первичными и вторичными качествами? Как ему возражает Филонус? 5. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Гиласа? Как ему возражает Филонус? 6. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Филонуса?
Первоисточники Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Энгельс Ф. Диалектика природы. Вопросы: 1. В чем состоит метафизический способ понимания в отличие от диалектического по мнению Энгельса? Когда применение метафизического способа правомерно? В чем односторонность метафизического способа мышления? 2. В чем состоит значение диалектики для естествознания и какие исторические формы диалектики могут быть плодотворными для естествознания по мнению Энгельса? 3. Что в гегелевской диалектике является неприемлемым по мнению Энгельса? 4. Какие примеры действия диалектических законов приводит Энгельс?
Первоисточники Пригожин И. Философия нестабильности. Интервью с С.П. Курдюмовым. Вопросы: 1. В чем состоит различие между детерминистическим и недетерминистическим объектом? 2. В чем видит Пригожин ограниченность классической науки? 3. Какие научные открытия потеснили детерминизм, по мнению Пригожина? 4. Как изменилось восприятие универсума вследствие этих открытий? Как должно измениться в связи с этим наше отношение к миру? 5. В чем Курдюмов согласен с Пригожиным и в чем не согласен?
Первоисточники Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Вопросы: 1. Как Локк объясняет происхождение идей? 2. Как Локк опровергает теорию врожденных идей? Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении. Вопросы: 1. Как Лейбниц доказывает существование врожденного знания? 2. В чем видит Лейбниц различие между человеческим знанием и знанием у животных?
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ( 2 часа) 1. Классическая концепция истины и ее проблемы. Когерентная теория истины. Понятие истины с точки зрения прагматизма. Конвенциональная концепция истины.Марксистская концепция истины. 2. Специфика научного познания. Наука и ее структура. Эмпирический и теоретический уровни, их различие. 3. Формы эмпирического знания: данные наблюдений, научные факты и эмпирические обобщения. Отличие эмпирического обобщения от теоретического закона. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней знания. 4. Научная теория и ее функции. Теоретическая модель объекта. 5. Философские основания науки. 6. Понятие метода. Поиск универсального метода познания в истории философии. Классификация методов.
Первоисточник Карнап Р. Философские основания физики. Вопросы: 1. В чем отличие между универсальным и статистическим законами? 2. Что называет Карнап фактами? 3. В чем состоит различие между эмпирическими и теоретическими законами? 4. Почему нельзя прийти к теоретическим законам путем обобщения эмпирических законов? 5. Как возникает и как подтверждается теория? В чем состоит значение теории?
Первоисточник Карнап Р. Философские основания физики. Вопросы: 1. Можно ли, по мнению Карнапа, дать научное объяснение тому или иному явлению без обращения к законам? 2. В каких случаях для объяснения прибегают к использованию статистических законов? 3. В чем видит Карнап недостаток объяснения регенерации, данного Гансом Дришем? Согласны ли Вы с Карнапом? 4. Какие виды предсказаний выделяет Карнап и в чем их различие? 5. В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения? Почему эксперимент используется не во всех областях науки? 6. Каковы общие черты эксперимента? 7. Почему количественные законы превосходят качественные? Поппер К. Предположения и опровержения. Вопросы: 1. Почему Поппер проводит различие между вопросами «какая теория истинна», «какая теория научна»? 2. Почему подтверждение теорий Фрейда и Адлера Попперу кажется подозрительным? 3. В чем отличие между подтверждением теории относительности Эйнштейна и подтверждениями психоаналитических теорий? 4. Что такое фальсифицируемость как критерий научности теории? Являются ли психоаналитические теории научными с точки зрения этого критерия? 5. Что может ослабить научный статус теории? 6. Как оценивает Поппер марксистскую теорию истории? 7. Каково отношение между мифом и наукой, по мнению Поппера?
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ( 2 часа) 1.Понятие природы человека. Родовая сущность и индивидуальность. Особенности познания человека. Подходы «извне» и «изнутри» к человеку . 2.Образ человека разумного в античной философии. Образ человека духовного в средневековой философии. 3.Концепция человека К. Маркса. 4.Человек как биологическое и социальное существо. Социологизаторский и биологизаторский подходы. 5.Происхождение человека. Антропогенез. Естественный отбор и социокультурные факторы становления человека (труд, общение, язык, культура). Первоисточники Рьюз М., Уилсон Э.О. Дарвинизм и этика Вопросы: 1. Что такое альтруизм? 2. Каким образом альтруизм может быть результатом естественного отбора? 3. Что такое эпигенетические правила? 4. Как они связаны с воздействием культуры? 5. Какова природа морали согласно мнению авторов? Гальперин П.Я. Инстинкт и мораль Вопросы: 1. Почему, по мнению Гальперина, неверно говорить об альтруизме животных? 2. Почему, по мнению Гальперина, у человека отсутствуют инстинкты? 3. В чем биологическая особенность вида «человек» по мнению Гальперина?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |