Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Тема преступления и наказания в одноименном романе Ф. М. Достоевского



2019-12-29 525 Обсуждений (0)
Глава 2. Тема преступления и наказания в одноименном романе Ф. М. Достоевского 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ф.М Достоевского называют великим писателем - гуманистом. Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке.

Болью и состраданием за «униженных и оскорбленных» пронизаны все его произведения.

Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861 года не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Хозяевами положения становятся циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Закон силы и власть денег – вот, что стало первостепенным. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни и становится частью обнищавшего народа.

Главный герой романа - Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Человек не трусливый, не забитый, искренне переживающий и страдающий о других людях. Он - «человек большого интеллектуального мужества и чуткой совести. Требователен к себе и к другим, презирает компромиссы с собой, лицемерие лживой морали, господствующей в окружающем обществе».[3]

Но эти замечательные черты характера не могли спасти его от преступления. «Чувство протеста не давало ему примириться, сложить руки. Он отделял себя от других, от остального мира – и восстал против него, но в одиночку и по собственной им самим выработанной программе».[4] Этой программой стала его идея. Раскольников считал, что он открыл закон взаимоотношения людей, человеческого общества. По его мнению, тот, «кто крепок и силен умом и духом, тот над ними (людьми) и властен! Кто много посмеет, тот у них и прав».

Но, убив ростовщицу, Раскольников совершает не просто преступление, а пытается утвердить правоту убийства, утвердить само право на преступление. И потому его деяние страшнее всякого обыкновенного преступления.

«Идея в Раскольникове подчиняет себе его эмоции, его мысли, его переживания, его натуру. Идея срастается с его существом».[5] Он пытается «подавить в себе сомнения, доказать себе, что он и есть Наполеон, что и он может идти напролом, не оглядываясь».[6] И именно это желание стало начальным этапом замысла убийства. Откуда появилась эта идея, чем она обоснована. Во- первых, причина заключалась в социальной несправедливости, окружающей его, поэтому Раскольников « в отчаянии решившийся проложить путь в будущее не вместе с трудно и сравнительно медленно передовой мыслью, а в одиночку и сплеча»[7], а во – вторых, «герой Достоевского считает, что весь мир виноват перед ним, сломав его судьбу, сделав его несчастным… Он жаждет не самосовершенствования, а самоутверждения».[8]

Совершив убийство, Раскольникова охватывает ужас от возможного разоблачения. Однако герой боится не каторги, а крушения своей идеи: «если он попадется в начале пути - погибнет все, а не просто он, Раскольников, погибнет, а погибнет выношенная им идея».[9] Но позже его ждет разочарование. Ведь помимо Алены Ивановны, ростовщицы, он убил и ее сестру, забитое и безответное существо, полное простоты и смирения, ту Лизавету, которая еще недавно чинила его рубаху. Происходит крушение идеи, ведь именно ради «страдания женщин, страдания детей – ведь ради них он вступил на свой путь».[10] Так возникает внутренний конфликт Раскольникова, он понимает, что невозможно создать добро путем насилия.

Для Достоевского, как и для Шекспира, преступление –это противоестественное явление, чуждое самой сути человека. Именно поэтому писатель вводит в сюжет образ Сони Мармеладовой, которая станет толчком к пробуждению совести, ведь «самое драгоценное в Раскольникове - неугасшая, хотя и помутившаяся совесть». [11]

«Одна из важнейших идей всего произведения определяется в романе в связи с религиозно- этическим содержанием образа Сони. Именно она откроет, возродит к жизни в нем того человека, который в нем жил инстинктивно и которого он всячески пытался в себе подавить разумом и гордыней»[12]. В Соне Раскольников найдет человека и ту единственную правду, которая ведет к спасению. В сострадании и любви, в самопожертвовании во имя блага ближнего смысл жизни Сони. Раскольников пытается найти в ней союзницу. Истерзанный духовным одиночеством, он идет к Соне, чтобы примкнуть к людям. Не осуждения, а понимания и сострадания ждет он от нее.

Однако Соня говорит ему: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!», «Встань. Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны и скажи всем вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизни пошлет». Этими словами Соня говорит, что человек, преступивший другого, лишает себя возможности быть с людьми. И здесь уже неважно, что двигало человеком: великая идея, страсть или просто нажива.

 После преступления «неразрешимые вопросы» встают перед Раскольниковым. Земной закон берет свое, и он вынужден на себя донести, потому что это единственный путь возвращения к людям и верное спасение от душевного одиночества.

Соня Мармеладова принимает решение разделить муки вместе с ним, потому что только до конца жертвуя собой, можно спасти и излечить душу человека. В этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.

  Для Достоевского возмездие за преступление состоит не в наказании человека или его физической смерти, а в искреннем покаянии и страдании, которые ведут к преображению и очищению, «без которого невозможно никакое счастье».[13]

 

    



2019-12-29 525 Обсуждений (0)
Глава 2. Тема преступления и наказания в одноименном романе Ф. М. Достоевского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Тема преступления и наказания в одноименном романе Ф. М. Достоевского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)