Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ региональной структуры прямых иностранных инвестиций в Россию.



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Анализ региональной структуры прямых иностранных инвестиций в Россию. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные объемы иностранных инвестиций, поступивших в Россию в 1995-2003 годах, накоплены в торговле, топливной и пищевой промышленности, а также в сфере финансово-кредитной, страховой и коммерческой деятельности.

При этом следует отметить, что если значительная доля накопленных иностранных инвестиций в топливно-энергетическую и другие отрасли промышленности обусловлена достаточно высоким объемом кредитов, полученных от международных финансовых организаций, то приток капитала в финансово-кредитную сферу и коммерческую деятельность обеспечивался практически полностью за счет частного капитала.

В производственной сфере наибольшей инвестиционной привлекательностью обладают естественные монополии и высокомонополизированные отрасли, имеющие гарантированный спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это в основном отрасли топливно-энергетического комплекса.

Отрасли, ориентирующиеся на внутренний рынок, обладают существенно меньшей инвестиционной привлекательностью для иностранных инвесторов. Исключение составляют торговля и пищевая промышленность, имеющие гарантированный спрос. Остальные отрасли испытывают трудности либо из-за крайней ограниченности рынков сбыта и недостаточного уровня конкурентоспособности (в основном машиностроение, промышленность строительных материалов), либо из-за сокращения поставок сырья (в первую очередь легкая промышленность).

Поступление иностранных инвестиций по отраслям экономики в процентах к итогу представлено в таблице 4 (абсолютные значения в таблице 5 Приложения):

 

Таблица 4. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по отраслям экономики.

(в процентах к итогу)

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Всего инвестиций 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

промышленность 43,3 32,7 29,3 39,9 51,0 43,1 39,7 37,1 41,5

из нее:

топливная 8,8 7,4 13,6 16,0 17,8 5,7 7,2 9,8 17,9
химическая и нефтехимическая 5,8 1,5 0,7 0,4 1,1 2,2 1,9 1,7 1,7
машиностроение 6,6 2,8 2,2 2,6 4,1 4,3 4,9 2,5 2,6
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 5,8 4,5 1,6 2,0 2,0 2,3 1,7 1,6 2,0
пищевая 9,9 11,2 5,7 12,5 14,8 16,3 10,9 6,1 3,5
строительство 7,3 1,4 2,2 2,0 1,0 0,8 0,7 0,6 0,9
транспорт 0,4 1,3 0,4 2,7 5,5 9,3 5,3 0,9 1,4
связь 2,9 2,6 1,2 2,3 4,0 8,5 3,5 2,2 2,3
торговля и общественное питание 17,0 5,4 6,0 10,2 17,0 17,8 37,1 44,5 35,4
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 13,6 29,0 38,7 7,6 1,2 2,5 0,9 0,7 2,2
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 4,9 23,4 18,7 12,1 2,0 2,5 5,6 6,9 11,5
прочие отрасли 10,5 4,2 3,5 23,2 18,3 15,6 7,2 7,1 4,8

 

Источник: http://www.prime-tass.ru/documents/documents/20040707/20040707.asp

Следует отметить, что отраслевые предпочтения иностранных инвесторов определяют в основном и региональное распределение иностранных инвестиций, а именно – вложение капиталов в крупные центры с развитой инфраструктурой рынка, более высокой платежеспособностью населения, а также в регионы, обладающие значительными запасами сырья.

Распределение действующих предприятий с участием иностранного капитала (на конец года) по федеральным округам России в 2001–2002 годах представлено в таблице 6:

Таблица 6. Деятельность организаций с участием иностранного капитала по федеральным округам России.

2001

2002

  Число организаций, единиц Доля Число организаций, единиц Доля
Российская Федерация 6044 100 6847 100
Центральный федеральный округ 3888 64,3 4289 62,6
Северо-Западный федеральный округ 985 16,3 1091 15,9
Южный федеральный округ 256 4,2 304 4,4
Приволжский федеральный округ 338 5,6 361 5,3
Уральский федеральный округ 184 3,0 205 3,0
Сибирский федеральный округ 162 2,7 291 4,3
Дальневосточный федеральный округ 231 3,8 306 4,5

 

Источник: http://www.prime-tass.ru/documents/documents/20040707/20040707.asp

Анализ структуры действующих предприятий с участием иностранного капитала по федеральным округам России в 2001-2002 годах позволяет отметить, что основная доля этих предприятий сосредоточена в Центральном федеральном округе (2001 год – 64,3%, 2002 год – 62,6%) и Северо-Западном федеральном округе (2001 год – 16,3%, 2002 год – 15,9%), тогда как на все остальные федеральные округа России приходилось в 2002 году лишь 21,5% от общего количества предприятий с участием иностранного капитала.

Причем в 2002 году 86,7% предприятий Центрального федерального округа, использующих иностранный капитал, были расположены в г. Москве, а 71,4% предприятий Северо-Западного федерального округа – в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Эти данные свидетельствуют о существующей неравномерности распределения предприятий с участием иностранного капитала не только по федеральным округам России, но и внутри них. Пока иностранцы отдают предпочтения крупным городам и промышленным центрам. Поэтому на региональном уровне следует более активно и целенаправленно проводить политику по привлечению иностранцев к созданию предприятий с участием их капитала.

Объемы и структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по федеральным округам России за 1995-2003 годы представлены в процентах к итогу в таблице 7, абсолютные значения приведены в таблице 8 Приложения:

 

Таблица 7. Динамика инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по федеральным округам России.

(в процентах к итогу)

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Российская Федерация 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Центральный федеральный округ 58,1 73,4 72,1 60,7 36,1 42,6 45,4 48,1 52,7
Северо-Западный федеральный округ 10,0 6,9 4,7 8,1 16,1 15,7 12,5 8,1 6,3
Южный федеральный округ 2,5 1,7 1,0 4,3 7,5 11,4 6,9 3,0 2,3
Приволжский федеральный округ 12,0 5,4 8,5 11,3 4,4 6,1 8,6 7,3 3,2
Уральский федеральный округ 4,7 4,0 2,7 3,1 8,7 8,6 12,6 12,8 18,7
Сибирский федеральный округ 6,1 2,7 8,8 7,8 14,0 10,3 8,6 14,9 7,2
Дальневосточный федеральный округ 6,6 5,9 2,2 4,7 13,2 5,3 5,4 5,8 9,6

 

Источник: http://www.prime-tass.ru/documents/documents/20040707/20040707.asp

В разрезе федеральных округов Российской Федерации структура поступающих в них иностранных инвестиций претерпела за период 1995-2003 гг. определенные изменения.

Так, в 1995-1997 годах происходил интенсивный рост иностранных инвестиций, привлекаемых в Центральный федеральный округ, в Сибирский федеральный округ и в Приволжский федеральный округ.

За этот период объемы иностранных инвестиций, поступивших в Центральный округ, увеличились в 5,1 раза (1997 год к 1995 году), а их удельный вес в общем объеме иностранных инвестиций вырос с 58,1% в 1995 году до 72,1% в 1997 году. В Сибирском федеральном округе рост иностранных инвестиций составил 5,9 раза, а доля увеличилась за рассматриваемый период с 6,1% до 8,8%. По Приволжскому федеральному округу рост составил 2,9 раза, но доля в общем объеме иностранных инвестиций снизилась с 12% в 1995 году до 8,5% в 1997 году. Доля иностранных инвестиций, поступивших в вышеперечисленные федеральные округа, составила в 1997 году около 90% от общего объема поступивших в Россию иностранных инвестиций.

Однако, в 1998-1999 годах, наряду с общим уменьшением поступлений от иностранных инвесторов, изменилась и структура их распределения по федеральным округам России. В 1999 году по сравнению с 1998 годом объем иностранных инвестиций, привлекаемых в Центральный федеральный округ, упал почти на 52%, а доля снизилась до 36,1%, в Приволжский федеральный округ – объемы снизились почти в три раза, а доля – до 4,4%. В Сибирский федеральный округ в 1999 году по сравнению с 1998 годом объемы иностранных инвестиций выросли на 45%, а доля увеличилась – до 14% (1998 год – 7,8%). Следует отметить, что в рассматриваемые годы существенно возросли объемы поступлений и удельные веса иностранных инвестиций в Северо-Западный федеральный округ – объем в 1999 году увеличился на 60,8% по сравнению с 1998 годом, а удельный вес – до 16,1% (1998 год – 8,1%), Уральский федеральный округ – объем в 1999 году увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1998 годом, а доля – до 8,7% (1998 год – 3,1%) и Дальневосточный федеральный округ – объем в 1999 году увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1998 годом, а удельный вес – до 13,2% (1998 год – 4,7%). Более активно, чем ранее, стали привлекаться средства иностранных инвесторов и в Южный федеральный округ, объем иностранных инвестиций в 1999 году увеличился на 44% по сравнению с 1998 годом, а доля достигла 7,5% (1998 год – 4,3%), тогда как в 1997 году она была на уровне лишь 1%.

В 2000-2003 годах вновь наметилась тенденция к росту доли иностранных инвестиций, направляемых в Центральный федеральный округ (с 42,6% в 2000 году до 52,7% в 2003 году), а абсолютные объемы иностранных инвестиций, направляемых в него, возросли в 2003 году по сравнению с 2000 годом в 3,4 раза. Однако доля данного округа остается пока меньше, чем, например, в 1996 году (73,4%). Существенно увеличились в 2003 году по сравнению с 2000 годом объемы иностранных инвестиций в Уральский федеральный округ – почти в 6 раз, а доля возросла с 8,6% в 2000 году до 18,7% в 2003 году. В Дальневосточный федеральный округ в 2003 году по сравнению с 2000 годом приток иностранных инвестиций увеличился в 4,9 раза. Если в 2000 году удельный вес иностранных инвестиций поступающих в этот округ составлял 5,3%, то в 2003 году вырос до 9,6%, хотя и не достиг доли, наблюдавшейся в 1999 году (13,2%). После роста объемов иностранных инвестиций в 2002 году по сравнению с 2001 годом в Сибирский федеральный округ в 2,4 раза, а доли – до 14,9% (2001 год – 8,6%), в 2003 году по сравнению с 2002 годом произошло существенное снижение как объемов притока иностранного капитала – на 27%, так и доли, которая составила в 2003 году 7,2%. В рассматриваемом периоде сократился удельный вес иностранных инвестиций, направляемых в Северо-Западный федеральный округ, с 15,7% в 2000 году до 6,3% в 2003 году, а абсолютные их объемы в 2003 году по сравнению с 2000 годом увеличились незначительно – на 9,5%. В Южный федеральный округ абсолютные объемы иностранных инвестиций в 2003 году по отношению к 2000 году упали на 50%, а доля данного округа снизилась с 11,4% в 2000 году до 2,3% в 2003 году. В Приволжский федеральный округ абсолютные объемы иностранных инвестиций в 2003 году по сравнению с 2000 годом увеличились на 40%, а доля упала с 6,1% в 2000 году до 3,2% в 2003 году.

В 2003 году основной объем иностранных инвестиций был привлечен в следующие регионы: г. Москва (46,8%), Тюменская область (10,8%), Сахалинская область (7%), Омская область (5,8%), Свердловская область (4,4%), Московская область (4,2%) Челябинская область (3,5%), г. Санкт-Петербург (2,3%).

Москва пользуется приоритетом у иностранных инвесторов, прежде всего, по причине наличия емкого рынка сбыта товаров и услуг, высококвалифицированной рабочей силы. В то время как другие регионы были избраны для инвестиционной деятельности из-за наличия в них особых производственных факторов или компаний-партнеров. В меньшей степени, по данным опросов иностранных инвесторов, оказывало влияние на выбор сферы приложения иностранных инвестиций (как Москвы, так и других регионов) наличие налоговых льгот и рекомендации других предприятий с иностранными инвестициями.

Рассмотренное выше поступление иностранных инвестиций в российскую экономику в период проведения экономических реформ свидетельствует о недостаточной и неравномерной активности иностранных инвесторов. Потенциальные возможности экономики России как объекта для привлечения иностранных инвестиций значительно выше существующего в настоящее время положения дел в этой сфере.

В целом объем иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых инвестиций не отвечает основным показателям, характеризующим экономику России: объем производства и емкость национального рынка, обеспеченность полезными ископаемыми и природными ресурсами, наличие квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы и другие.

Импорт инвестиций в экономику России значительно меньше, чем экспорт капитала из России.

Отраслевая и региональная структура являются неудовлетворительными. Приоритетными для иностранных инвесторов являются отрасли добывающей промышленности и торговля, что способствует формированию неэффективной структуры российской экономики. Нельзя исключать, что в перспективе это может потребовать значительных средств для структурной перестройки экономики. Изменения отраслевой структуры не свидетельствуют о формировании финансовых потоков в направлении реального сектора экономики. Такая отраслевая структура не формирует условия для ускорения технического прогресса и экономического роста.

Региональная структура подтверждает, что основная часть иностранных инвестиций сосредоточена в небольшом числе регионов и не способствует выравниванию их социально-экономического развития.

Сложившаяся в экономике страны ситуация достаточно благоприятна для активизации притока иностранных инвестиций. Однако для реализации этих возможностей необходимо осуществить комплекс мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в стране и повышения доверия к России со стороны иностранных инвесторов.

 


Заключение.

В первой части работы были рассмотрены теоретические основы: раскрыто понятие инвестиционного климата и его составляющих, рассмотрены факторы, влияющие на принятие решения иностранным инвестором, проанализированы составляющие и соотношение понятий инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Также были представлены международные методики оценки инвестиционных рисков и на примере категорий кредитных рейтингов агентства Standard & Poor’s проиллюстрирован кредитный рейтинг России.

В результате проведенного теоретического исследования выяснилось, что в последнее время роль инвестиций в социально-экономическом развитии регионов России значительно возросла и вышла на первый план. Улучшение инвестиционного климата является одной из ключевых задач, способствующих экономическому росту. В последнее время в стране произошли изменения, направленные на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в России. Это проявляется в обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций.

Как было показано в работе, решение об инвестировании зависит от соотношения «потенциал – риск». Рассмотрение инвестиционного климата регионов России показало, что нет ни одного региона с минимальным риском, а большинство сосредоточено в категориях умеренного и высокого риска, к тому же при пониженном и незначительном потенциале.

Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций показал, что их основные объемы накоплены в топливной и пищевой промышленности, в торговле и в сфере финансово-кредитной, страховой и коммерческой деятельности. Отрасли, ориентирующиеся на внутренний рынок, имеют низкую инвестиционную привлекательность.

Отраслевые предпочтения инвесторов в основном определяют региональное распределение иностранных инвестиций. Их анализ показал, что существует сильная неравномерность распределения предприятий с участием иностранного капитала, например, 62,6% таких предприятий сосредоточено в Центральном федеральном округе, причем 86,7% из них расположены в г. Москве. Таким образом, региональным властям следует проводить активную политику по привлечению иностранных инвестиций.

В заключение можно сделать несколько основных выводов относительно политики улучшения инвестиционного климата в России:

1. Благоприятный инвестиционный климат на нынешнем этапе становится главной задачей для обеспечения экономического роста, без которого невозможно решение насущных социальных проблем и сохранение научно-технического потенциала, пока еще позволяющего поддерживать статус России как индустриально развитой страны.

2. Требуется радикальное улучшение инвестиционного климата, ибо ныне он, несмотря на очевидные позитивные сдвиги с 1992 г., остается весьма непривлекательным. Времени на это очень мало.

3. Вместе с тем, быстро и круто изменить ситуацию практически невозможно. Многие процессы, как, например, налаживание корпоративного управления, обеспечение надежной работы судебной системы, преодоление коррупции и другие институциональные изменения имеют длительный характер.

4. Отсюда принципиальный вывод: разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня, что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры.

5. Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в государственной экономической политике. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.

 


Приложения.

Таблица 1. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2003-2004 гг.

Номер на рисунке 1 Регион


2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Анализ региональной структуры прямых иностранных инвестиций в Россию. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ региональной структуры прямых иностранных инвестиций в Россию.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)