Этика мести Гамлета. Кульминация трагедии.
У Гамлета есть своя этика мести. Он хочет, чтобы Клавдий узнал, за что его ожидает кара. Он стремится возбудить в Клавдии сознание его вины. Этой цели посвящены все действия героя вплоть до сцены «мышеловки». Нам такая психология может показаться странной. Но надо знать историю кровавой мести эпохи; когда возникла особая изощренность отплаты врагу, и тогда станет понятной тактика Гамлета. Ему надо, чтобы Клавдий проникся сознанием своей преступности, он хочет покарать врага сначала внутренними терзаниями, муками совести, если она у него есть, и лишь потом нанести роковой удар так, чтобы он знал, что его карает не только Гамлет, а нравственный закон, всечеловеческая справедливость. Много позже, в спальне королевы, сразив мечом спрятавшегося за занавесом Полония, Гамлет в том, что кажется случайностью, видит проявление высшей воли, воли небес. Они возложили на него миссию быть Scourge and minister — бичом и исполнителем их предначертания. Именно так смотрит Гамлет на дело мести. А что означают слова: «им покарав меня и мной его»? (1 ;С.101) Что Полоний наказан за свое вмешательство в борьбу между Гамлетом и Клавдием, явствует из слов Гамлета: «Вот как опасно быть не в меру шустрым» А за что же наказан Гамлет? За то, что действовал необдуманно и сразил не того, кого хотел, и тем самым дал понять королю, в кого он метил. Наша следующая встреча с Гамлетом происходит в галерее замка, куда его вызвали. Гамлет приходит, не зная, кто и зачем ожидает его, весь во власти своих мыслей, выражает их в своем самом знаменитом монологе. Монолог «Быть иль не быть» — высшая точка сомнений Гамлета. Он выражает умонастроение героя, момент наивысшего разлада в его сознании. Уже по одному этому было бы неверно искать в нем строго логики. Ее нет здесь. Мысль героя переносится с одного предмета на другой. Он начинает размышлять об одном, переходит к другому, третьему и ни на один из вопросов, им самим же поставленных перед собой, не получает ответа. Означает ли для Гамлета «быть» только жизнь вообще? Взятые сами по себе первые слова монолога могут быть истолкованы в этом смысле. Но не требуется особого внимания, чтобы увидеть незаконченность первой строки, тогда как следующие строки раскрывают смысл вопроса и противопоставление двух понятий - что значит «быть» и что - «не быть»: Что благородней духом -покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством ? Здесь дилемма выражена совершенно ясно: «быть»— значит восстать на море смут и сразить их, «не быть» — покоряться «пращам и стрелам яростной судьбы». Постановка вопроса имеет прямое отношение к ситуации Гамлета: сражаться ли против моря зла или уклониться от борьбы? Здесь, наконец, с большой силой проявляется противоречие, выражения которого встречались и раньше. Но в начале третьего акта Гамлет опять оказывается власти сомнений. Эти перемены настроений крайне характерны для Гамлета. Мы не знаем, свойственны ли ему колебания и сомнения в счастливую пору его жизни. Но теперь эта неустойчивость проявляется со всей несомненностью. Какую же из двух возможностей выбирает Гамлет? «Быть», бороться — таков удел, принятый им на себя. Мысль Гамлета забегает вперед, и он видит один из исходов борьбы — смерть! Здесь в нем просыпается мыслитель, задающийся новым вопросом: что такое смерть? Гамлету снова видятся две возможности того, что ожидает человека после кончины. Смерть есть погружение в небытие при полном отсутствии сознания: Умереть, уснуть — И только: и сказать, что сном кончаешь Тоску и тысячу природных мук… Но есть и страшная опасность: «Какие сны приснятся в смертном сне,//Когда мы сбросим этот бренный шум…». Может быть, ужасы загробной ни похуже всех бед земных: «Вот что сбивает нас; где причина// Того, что бедствия столь долговечны…». Идальше: Вчитаемся в монолог и станет ясно, что Гамлет рассуждает вообще — обо всех людях, а им не доводилось встречаться с выходцами из потустороннего мира. Мысль Гамлета верна, но с фабулой пьесы она расходится. Второе, что бросается в глаза в этом монологе,— мысль о том, что от тягот жизни легко избавиться, если «Дать себе расчет простым кинжалом». Теперь обратимся к той части монолога, в которой перечисляются бедствия людей в этом мире: Кто снес бы плети и глумленье века, Гнет сильного, насмешку гордеца, Боль презренной любви, судей медливость, Заносчивость властей и оскорбленья. Чинимые безропотной заслуге, Когда б он сам могдать себе расчет… Заметим: ни одно из этих бедствий не касается Гамлета. Он рассуждает здесь не о себе, а обо всем народе, для которого Дания действительно тюрьма. Гамлет предстает здесь как мыслитель, озабоченный тяжкой судьбой всех людей, страдающих от несправедливостей. (1;С.104) Но то, что Гамлет думает обо всем человечестве,— ещё одна черта, говорящая о его благородстве. Но как же быть нам с мыслью героя о том, что всему можно положить конец простым ударом кинжала? Монолог «Быть иль не быть» от начала до конца пронизан тяжким сознанием горестей бытия. Можно смело сказать, что уже начиная с первого монолога героя ясно: жизнь не дает радостей, она полна горя, несправедливости, разных форм поругания человечности. Жить в таком мире тяжело и не хочется. Но Гамлет не должен расстаться с жизнью, ибо на нем лежит задача мести. Расчет кинжалом он должен произвести, но не над собой! Монолог Гамлета заканчивается мыслью о природе раздумий. В данном случае Гамлет приходит к неутешительному выводу. Обстоятельства требуют от него действия, а раздумья парализуют волю. Гамлет признает, что избыток мысли ослабляет способность к действию (1;С. 105). Как уже сказано, монолог «Быть иль не быть» — высшая точка раздумий и сомнений героя. Он приоткрывает нам душу героя, которому непомерно тяжело в мире лжи, зла, обмана, злодейства, но который тем не менее не утратил способности к действию. В этом мы убеждаемся, наблюдая его встречу с Офелией. Как только он замечает ее, его тон сразу меняется. Перед нами уже не задумчивый Гамлет, размышляющий о жизни и смерти, не человек, полный сомнений. Он сразу надевает личину безумия и говорит с Офелией жестко. Выполняя волю отца, она завершает их разрыв и хочет вернуть подарки, некогда полученные от него. Гамлет тоже делает все, чтобы оттолкнуть от себя Офелию. «Я вас любил когда-то»,— говорит он сначала, а потом отрицает и это: «я не любил вас». Речи Гамлета, обращенные к Офелии, полны издевок. Он советует ей идти в монастырь: «Уйди в монастырь; к чему тебе плодить грешников?» «Или, если уж ты непременно хочешь замуж, выходи замуж за дурака, потому что умные люди хорошо знают, каких чудовищ вы из них делаете». Король и Полоний, подслушивавшие их разговор, лишний раз убеждаются в безумии Гамлета (1; С. 106). Сразу после этого Гамлет дает наставления актерам, и в его речи нет и следа умопомешательства. Наоборот, сказанное им вплоть до нашего времени цитируется как бесспорная основа эстетики театра. Нет следов безумия и в следующей речи Гамлета, обращенной к Горацио, в которой герой выражает свой идеал человека, а затем просит друга понаблюдать за Клавдием во время представления. Новые штрихи, которые появились в образе Гамлета в сцене беседы с актерами - теплота души, вдохновение художника, рассчитывающего на взаимопонимание (3; С. 87) Играть безумного Гамлет начинает опять лишь тогда, когда весь двор во главе с царственными особами приходит посмотреть заказанный принцем спектакль. На вопрос короля, как он поживает, принц резко отвечает: «питаюсь воздухом, пичкаюсь обещаниями; так не откармливают и каплунов» Смысл этой реплики становится понятным, если мы вспомним, что Клавдий объявил Гамлета своим наследником, и это подтверждает Розенкранц. Но Гамлет понимает, что король, убивший своего брата, преспокойно может расправиться и с ним. Недаром принц говорит Розенкранцу: «пока трава растет…» За этим началом пословицы следует: «…лошадь может сдохнуть». Но заметнее всего вызывающий характер поведения Гамлета, когда он отвечает на вопрос короля, нет ли чего-нибудь предосудительного в пьесе: «Эта пьеса изображает убийство, совершенное в Вене; имя герцога — Гонзаго; его жена — Баптиста; вы сейчас увидите; это подлая история; но не все ли равно? Вашего величества и нас, у которых душа чиста, это не касается…». Еще резче и прямее звучат слова, когда на сцене Луциан вливает яд в ухо спящего короля (актера); «комментарий» Гамлета не оставляет сомнений: «Он отравляет его в саду ради его державы. Его зовут Гонзаго. Такая повесть имеется и написана отменнейшим итальянским языком. Сейчас вы увидите, как убийца снискивает любовь Гонзаговой жены» . Здесь сарказм имеет уже два адреса. Впрочем, и вся пьеса, разыгрываемая актерами, метит одновременно и в Клавдия; и в Гертруду! (1; С. 107) Поведение короля, прервавшего представление, не оставляет у Гамлета никаких сомнений: «я за слова Призрака поручился бы тысячью золотых». Горацио подтверждает наблюдение Гамлета — король смутился, когда театральный злодей влил яд в ухо спящего короля. После представления Розенкранц и Гильденстерн являются к Гамлету, они сообщают ему о том, что король расстроен и что мать приглашает его для беседы. За этим следует одно из самых знаменитых мест пьесы. Розенкранц делает еще одну попытку вызнать тайну принца, ссылаясь на их прежнюю дружбу. После этого Гамлет разыгрывает Полония и наконец, после всех треволнений этого дня и вечера, остается один. Теперь, оставшись один, Гамлет признается себе (и нам): …сейчас я жаркой крови Испить бы мог и совершить такое, Что день бы дрогнул. Гамлет обрел уверенность в вине Клавдия. Он созрел для мести: готов расправиться с королем и открыть матери всю ее преступность. (1; С.108) «Мышеловка» – кульминация трагедии. Гамлет добивался верного второго и третьего актов. Никто из действующих лиц, за исключением Горацио, не знает тайны, которую поведал принцу Призрак. Зрители и читатели осведомлены о ней. Они склонны поэтому забывать, что у Гамлета есть тайна и что все его поведение обусловлено стремлением получить подтверждение слов Призрака. Единственный, кто озабочен поведением Гамлета по-настоящему,— Клавдий. Он хотел бы поверить Полонию, что Гамлет лишился рассудка из-за того, что Офелия отвергла его любовь. Но во время свидания он мог убедиться, что не Офелия изгнала его из своего сердца, а Гамлет отрекся от любимой девушки. Он расслышал странную угрозу принца: «у нас не будет больше браков; те, кто уже в браке, все, кроме одного, будут жить…». Тогда Клавдий не мог еще знать, что она означает,— может быть, всего лишь недовольство поспешным браком матери. Теперь противники знают друг о друге главное. Клавдий сразу принимает решение. Он, вначале удерживавший принца около себя, чтобы легче было следить за ним, теперь решает отправить его в Англию. Мы еще не знаем всего коварства плана Клавдия, но видим, что он боится держать принца вблизи. Для этого, как станет ясно очень скоро, у короля есть основания. Теперь, когда Гамлет знает о его преступлении, ничто не может остановить его мести. И случай, казалось бы, подвертывается. Идя к матери, Гамлет оказывается один на один с королем, пытающимся отмолить свой грех. Гамлет входит, и его первая мысль: Теперь свершить бы все… Но рука принца останавливается: Клавдий молится, его душа обращена к небу, и, если его убить, она взойдет на небо. Это — не месть. Не такого возмездия жаждет Гамлет: …буду ль я отмщен, Сразив его в душевном очищенье, Когда он в путь снаряжен и готов? Нет. (1 ;С. 109) Гамлет не кривит душой, не обманывает себя и нас, когда говорит, что убить молящегося Клавдия — значит отправить его на небо. Вспомним сказанное выше об этике мести. Гамлет видел Призрака-отца, который мучается, потому что умер без надлежащего покаяния, Клавдию Гамлет хочет отомстить так, чтобы он в загробном мире вечно корчился от мук. Вслушаемся в речь героя. Разве в ней слышится малейший отголосок душевной слабости? Назад, мой меч, узнай страшней обхват; Когда он будет пьян, или во гневе, Иль в кровосмесных наслажденьях ложа; В кощунстве, за игрой, за чем-нибудь, В чем нет добра.— Тогда его сшиби. Гамлет жаждет действенной мести—отправить Клавдия в ад на вечные муки. Соответственно умертвить Клавдия в момент, когда король обращается к богу, по мнению Гамлета, равносильно тому, чтобы отправить душу убийцы в рай. (5 ; С. 203) Когда в следующей сцене Гертруда, опасаясь угрожающих слов Гамлета, вскрикивает, прося о помощи, из-за занавеса раздается крик. Гамлет, не раздумывая, пронзает это место мечом. Он думает, что его разговор с матерью подслушивал король — и вот подходящий момент, чтоб сразить его. Гамлет с сожалением убеждается в своей ошибке — то был всего-навсего лишь Полоний, «жалкий, суетливый шут». Нет сомнений, что Гамлет метил именно в Клавдия ( 1; С .110) Когда за занавесом падает тело, принц спрашивает мать: «это был король?». Увидев тело Полония, Гамлет признается: «Я метил в высшего». Удар Гамлета не только не попал в цель, он дал Клавдию ясно понять намерения принца. «Так было бы и с нами, будь мы там»,— говорит король, узнав о гибели Полония. Таким образом, нет оснований сомневаться в решимости Гамлета. Он не похож на расслабленного человека, утратившего всякую способность к действию. Но это отнюдь не означает, что герой озабочен лишь одной целью — сразить своего обидчика. Весь разговор Гамлета с матерью с несомненностью показывает ожесточение принца, видящего, что зло захватило и душу такого дорогого для него человека, как его мать. Мы видели с самого начала трагедии горе Гамлета, вызванное поспешным браком его матери. В «Мышеловке» для нее специально предназначены строки, произносимые актером, игравшим королеву: Предательству не жить в моей груди. Второй супруг — проклятие и стыд! Второй — для тех, кем первый был убит… Критики спорят, какие шестнадцать строк вставил Гамлет в текст «Убийства Гонзаго». Вероятнее всего те, в которых содержатся прямые упреки матери. Но независимо от того, насколько верно это предположение, Гамлет, после того как прозвучали приведенные здесь слова старинной пьесы, спрашивает мать: «Сударыня, как вам нравится эта пьеса?» — и слышит в ответ сдержанные, но достаточно значительные слова, соответствующие нынешнему положению Гертруды: «Эта женщина слишком щедра на уверения, по-моему». Можно спросить, почему Гамлет раньше ничего не говорил матери? Он ждал часа, когда будет уверен в преступлении Клавдия (1;С.111) Теперь, после «Мышеловки», Гамлет открывает ей, что она — жена того, кто убил ее мужа. Когда Гертруда упрекает сына за то, что он совершил «кровавый и шальной поступок», убив Полония, Гамлет отвечает: Немного хуже, чем в грехе проклятом, Убив царя, венчаться с царским братом. Но Гамлет не может обвинять мать в смерти ее мужа, так как он знает, кто был убийцей. Однако если раньше Гамлет видел только измену матери, теперь она запятнана браком с убийцей мужа. Гамлет ставит в один преступный ряд убийство им Полония, злодеяние Клавдия, измену матери. Следует обратить внимание на то, как произносит Гамлет свои обращения к матери. Надо вслушаться в интонацию его тирад: Рук не ломайте. Тише! Я хочу Ломать вам сердце; я его сломаю… Обвиняя мать, Гамлет говорит о том, что ее измена есть прямое нарушение нравственности. Поведение Гертруды приравнено Гамлетом к тем нарушениям мирового порядка, которые заставляют содрогаться всю Землю. Гамлету можно предъявить упрек, что он берет на себя слишком много. Вспомним, однако, его слова: он бич и исполнитель высшей воли. Весь тон беседы Гамлета с матерью отличается жестокостью. Появление Призрака усиливает его жажду мести. Но теперь осуществлению ее препятствует отправка в Англию. Подозревая подвох со стороны короля, Гамлет выражает уверенность, что может устранить опасность. Размышляющий Гамлет уступает место действенному Гамлету. На допросе, который производит сам король, предусмотрительно окруженный стражей, Гамлет позволяет себе шутовские речи, которые можно принять за бред безумного, но читатель и зритель знают, рассуждение Гамлета о том, как король может стать пищей червей, таит в себе угрозу; особенно понятен скрытый смысл ответа королю на вопрос, где Полоний. Гамлет говорит: «На небесах; пошлите туда посмотреть; если ваш посланный его там не найдет, тогда поищите его в другом месте сами», то есть в аду; мы помним, куда принц намерен отправить Клавдия… Мы проследили поведение Гамлета на протяжении двух стадий развития действия после того, как он узнал от Призрака тайну смерти отца. У Гамлета есть твердое намерение покончить с Клавдием, если удастся настигнуть его в момент, когда он будет совершать что-нибудь дурное, тогда, сраженный мечом, он попадет на вечные муки в ад. Задача мести не только не мешает, но усугубляет отвращение к миру, каким он открылся принцу после смерти отца. Начинается новая фаза действия. Гамлета с надежной стражей отправляют в Англию. Он понимает намерение короля. Ожидая посадки на корабль, Гамлет видит проход войск Фортинбраса. Для принца это служит новым поводом для размышлений. Сомнения кончились, Гамлет обрел решимость. Но теперь обстоятельства против него. Ему надо думать не о мести, а о том, как избежать ловушки, приготовленной для него. Смерть главного героя Смерть витает над трагедией с самого начала, когда появляется Призрак убитого короля. И вот в сцене на кладбище перед Гамлетом предстает реальность смерти —земля, хранящая истлевшие трупы. Первый могильщик лихо выбрасывает черепа из земли, в которой он роет могилу для Офелии. Среди них череп королевского шута Йорика. Гамлета поражает бренность всего сущего. Даже человеческое величие не избежит такой судьбы: у Александра Македонского был такой же вид в земле и он так же дурно пахнул. В трагедии сталкиваются два понятия о смерти, две точки зрения на нее: традиционная, религиозная, утверждающая, что души человеческие после смерти еще продолжают существовать, и реальная: облик смерти — кости, остающиеся от человека. Об этом Гамлет рассуждает с иронией: «Александр умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку? Державный Цезарь обращенный в тлен, Пошел, быть может, на обмазку стен. Два представления о смерти — религиозное и реальное как будто не противоречат друг другу. В одном речь идет о человеческой душе, в другом о его теле. Впрочем, пришелец с того света, как помнит читатель, в не лучшем виде описывает себя — после отравления: мерзостные струпья облепили его тело. Значит, и в загробный мир доходит земная короста…(1; С.117) До сих пор речь шла о смерти вообще. Череп Йорика несколько приблизил смерть к Гамлету. Этого шута он знал и любил. Однако и эта смерть остается для принца все еще отвлеченной. Но вот на кладбище появляется траурная процессия и Гамлет узнает, что хоронят его возлюбленную. После отплытия в Англию он ничего не мог слышать о судьбе Офелии. Не успел рассказать ему о ней и Горацио. Мы знаем, как повергла в скорбь Гамлета смерть отца. Теперь он опять потрясен до глубины души. Не пожалел слов для выражения горя Лаэрт. Гамлет не уступил ему в этом. Мы не раз слышали страстные речи героя. Но теперь, кажется, он превзошел самого себя: Ее любил я; сорок тысяч братьев Всем множеством своей любви со мною Не уравнялись бы Что горе Гамлета велико — несомненно, и так же верно, что он по-настоящему потрясен. Но в этой горячей речи есть нечто неестественное, не свойственное другим, даже самым пылким речам Гамлета. Похоже на то, что Гамлету передалась напыщенность риторики Лаэрта. Гиперболы Гамлета слишком явны, чтобы можно было поверить, как верим мы другим сильным речам героя. Правда, в жизни бывает, что глубокое потрясение вызывает поток слов, лишенных смысла. Может быть, именно это и происходит в данный момент с Гамлетом. Королева находит прямое объяснение поведению сына: «Это бред». Он отбушует и успокоится, считает она (1;С. 119). Неужели горе Гамлета было наигранным? В это не хочется верить. Словам королевы нельзя доверять. Она убеждена в сумасшествии сына и во всем его поведении видит только это. Если можно объяснить громогласную речь Гамлета над прахом возлюбленной, то странно звучит его нежданно примирительное обращение к Лаэрту: «Скажите, сударь, Зачем вы так обходитесь со мной? Я вас всегда любил». С точки зрения обычной логики слова Гамлета абсурдны. Ведь он убил отца Лаэрта… Гамлет вернулся в Данию во многом новым человеком. Раньше его гнев распространялся абсолютно на всех. Теперь Гамлет будет враждовать только с главным врагом и его прямыми пособниками. К остальным лицам он намерен относиться терпимо. В частности, это относится к Лаэрту. В последующей после кладбища сцене Гамлет говорит другу: Я весьма жалею, друг Горацио, Его судьбы; я буду с ним мириться… Слова Гамлета на кладбище — первое проявление этого намерения. Он знает, что причинил горе Лаэрту, убив его отца, но, по-видимому, считает, что Лаэрт должен понять неумышленность этого убийства. Заключая беседу с Горацио, Гамлет признает, что на кладбище он погорячился, но Лаэрт «своим кичливым горем меня взбесил». Вот объяснение преувеличенных выражений горя Гамлета. Уходя с кладбища, принц не забывает о главной задаче и снова прикидывается безумным. Но меланхолия в смысле, принятом современниками Шекспира, намерение «вычистить желудок грязный мира» не покидает Гамлета. Так же как раньше Гамлет потешался над Полонием, издевается он над Озриком. Получив приглашение состязаться с Лаэртом в фехтовании, Гамлет не испытывает никаких подозрений. Он считает Лаэрта дворянином и не ожидает от него подвоха. Но на душе у принца неспокойно. Он признается Горацио: «…ты не можешь себе представить, какая тяжесть здесь у меня на сердце, но это все равно. Это, конечно, глупости; но это словно какое-то предчувствие, которое, быть может, женщину и смутило бы». Горацио советует внять предчувствию и отказаться от поединка. Но Гамлет отвергает его предложение словами, которым критики издавна придают большое значение, ибо в них и мысль, и интонация новые для Гамлета: «…Нас не страшат предвестия, и в гибели воробья есть особый промысел. Если теперь, так, значит, не потом; если не потом, так, значит, теперь; если не теперь, то все равно когда-нибудь; готовность — это все. Раз то, с чем мы расстаемся, принадлежит не нам, так не все ли равно — расстаться рано? Пусть будет». Эту речь Гамлета надо приравнять к его большим монологам. Вернувшись в Эльсинор, Гамлет не может прямо напасть на короля, который находится под надежной охраной. Гамлет понимает, что борьба будет продолжаться, но как и когда — ему неведомо. О сговоре Клавдия и Лаэрта он не подозревает. Но твердо знает, что наступит момент, и тогда надо будет действовать. Когда Горацио предупреждает, что король скоро узнает, как принц поступил с Розенкранцем и Гильденстерном, Гамлет отвечает: «Промежуток мой»(1 ; С. 122). Иначе говоря, Гамлет рассчитывает покончить с Клавдием в самое короткое время и только выжидает подходящего случая. Управлять событиями Гамлет не может. Ему приходится положиться на счастливую случайность, на волю провидения. Он говорит другу: Хвала внезапности: нас безрассудство Иной раз выручает там, где гибнет Глубокий замысел; то божество Намерения наши довершает, Хотя бы ум наметил и не так… Трудно сказать, когда точно пришел Гамлет к убеждению в решающей роли высших сил для человеческих дел — тогда ли на корабле, либо бежав с него, либо по возвращении в Данию. Во всяком случае, он, ранее думавший, что все зависит от его воли, когда он решится на свою месть, убедился в том, что осуществление человеческих намерений и планов далеко не в воле человека; многое зависит от обстоятельств. Гамлет обрел то, что Белинский назвал мужественной и сознательной гармонией. ( 1; С; 123) Да, таков Гамлет финальной сцены. Не подозревая подвоха, он идёт на состязание с Лаэртом. Перед началом боя он уверяет Лаэрта в своей дружбе и просит прощения за ущерб, нанесенный ему. Гамлет- невнимательно отнесся к его ответу, иначе он раньше заподозрил бы неладное. Догадка осеняет его только во время третьей схватки, когда Лаэрт ранит принца отравленным клинком. В это время умирает и королева, выпившая отраву, приготовленную королем для Гамлета. Лаэрт признается в своем предательстве и называет виновника. Гамлет обращает отравленное оружие против короля и, видя, что тот только ранен, заставляет его допить отравленное вино. Новое умонастроение Гамлета сказалось в том, что, распознав измену, он немедля убил Клавдия,— именно так, как ему хотелось когда-то. Гамлет погибает как воин, и его прах уносят со сцены с воинскими почестями. Зритель шекспировского театра в полной мере оценивал значение военной церемонии. Гамлет жил и умер, как герой. Эволюция Гамлета запечатлена в трагедии суровыми красками и предстает во всей своей сложности.(3; С. 83)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1602)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |