в первые годы революции
12
В 1918 году, после переезда Есенина в Москву, начинается для него новый период. Сначала он сближается с Пролеткультом и даже одно время живет в доме Пролеткульта (ныне Дом дружбы на улице Калинина). Он пишет сценарий «Зовущие зори» в соавторстве с М. Герасимовым, С. Клычковым, Н. Павлович, затем организует издательство «Московская трудовая артель художников слова». Есенин весь в начинаниях и проектах. В эти годы он уже известный, признанный поэт, на его вечера ломится молодежь.[14] Есенин чувствовал: о России, преображенной Октябрем, нельзя петь по-старому. «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем... Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества», — писал Есенин поэту Александру Ширяевцу. Жизнь революционной Руси становилась все напряженней: не угасал огонь гражданской войны; Терзали страну интервенты; разруха и голод делали свое черное дело. Наперекор всем трудностям, в ожесточенной схватке с врагом прокладывал пролетариат России дорогу в социалистическое будущее. Именно в этот сложный период классовых битв и проявился наиболее ощутимо «крестьянский уклон» Есенина. «В годы революции,— писал поэт позднее в автобиографии,— был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Этот «крестьянский уклон» явился не только выражением субъективных сторон мировоззрения поэта. Прежде всего, в произведениях, во взглядах Есенина нашли свое отражение реальные, конкретные противоречия, характерные для русского крестьянства в период революции. Суровые будни военного коммунизма потребовали железной дисцицлины: введения продразверстки, трудовой повинности; потребовали подчинения всей жизни страны единой цели — победить врага. Трудно тогда было многим сразу осмыслить этот исторически неизбежный крутой поворот в жизни революционной России. В это тяжелое, но озаренное революцией время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни»: Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли.[15] Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить в то время на него было поэту нелегко. Тогда-то и рухнули утопические мечты поэта о «граде Инонии, где живет божество живых». Он слагает свой «Сорокоуст»: Только мне, как псаломщику, петь Над родимой страной аллилуйя.[16] Вслушайтесь, какая боль звучит в трагедийной песне поэта о невозвратной, исторически обреченной на гибель старой деревне, тревога за будущее России. Ход времени неумолим. Поэт это чувствует. Разве можно забыть есенинского «красногривого жеребенка»: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?[17] Все глуше слышны теперь раскаты буслаевской мужицкой удали, мятежного набата, еще так недавно раздававшихся в стихах поэта. Все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги: Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.[18] Сердце поэта гложет сомнение — сможет ли он петь по-новому? А если нет? Если «новый с поля придет поэт» и его «будут юноши петь» и «старцы слушать»? Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час.[19] Речь здесь идет, конечно же, не о физической смерти поэта, а о неизбежной, как тогда казалось Есенину, гибели стихов «последнего поэта деревни» под беспощадной пятой «железного гостя» — города. В годы революции идейное и художественное развитие поэта сдерживалось еще и чужеродными влияниями на его творчество, особенно начиная с 1919 года, эстетской литературной группы имажинистов. В первые годы революции Есенин проявляет особый интерес к выявлению природы художественного образа, отношению поэзии к жизни и другим эстетическим проблемам. Сближаясь с имажинистами, Есенин поначалу считал, что его эстетические принципы близки их творческим устремлениям. На самом же деле формалистическое творчество имажинистов было глубоко чуждо есенинской поэзии. И Есенин довольно скоро это почувствовал. «Собратьям моим кажется,— писал он весной 1921 года об имажинистах,— что искусство существует только как искусство... Но, да простят мне мои собратья, если я им скажу, что такой подход к искусству слишком не серьезный... У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова...».[20] Однако не будучи в силах свернуть Есенина с реалистического пути в поэзии, имажинисты порой все же уводили его на свои извилистые литературные проселки. Трагическая тема человека, чуждого по духу деклассированной богеме и стремящегося вырваться из ее цепких лап, взволнованно раскрывается Есениным в ряде стихотворений «Москвы кабацкой»: И уже говорю я не маме, А в чужой и хохочущий сброд: «Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет!»[21] Вместе с тем поэт стремится познать смысл происходящего в жизни, окружающей его: О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину.[22] Порой, в трудные для него дни, художник, чтобы лучше понять настоящее, обращается к тем событиям прошлого, которые, как ему кажется, чем-то созвучны его времени. Так появляется есенинский «Пугачев». Но и прошлое не «врачует» сердце поэта, а, наоборот, усиливает сомнения. Неужели опять все, как во времена Пугачева, обернется для крестьянской Руси новой трагедией, поражением восстания? А казалось... казалось еще вчера... Дорогие мои... дорогие... хор-рошие...[23] Максим Горький, которому Есенин читал «Пугачева» во время встречи в Берлине, вспоминал позднее: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось». И вся эта сложная гамма чувств поэзии Есенина проникнута любовью к родине, которая всегда томила, мучила и жгла чистую душу поэта: Я люблю родину, Я очень люблю родину!..[24] Историей был дан России один-единственный путь решения «крестьянского вопроса» — путь социалистический. Принимая его умом, Есенин чувствовал сердцем, что стать на него Руси крестьянской будет не так легко и просто. Отсюда порой мучительные раздумья Есенина о будущем деревни:- Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.[25] И не эта ли обжигающая сердце правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта. Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России; это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких реалистических произведениях сказать свое слово о главных событиях своей эпохи. Поэзия Есенина в высшей степени драматична и правдива, она полна острых конфликтов, глубоких, порой, казалось бы, неодолимых противоречий. Было время, когда противоречия во взглядах и творчестве Есенина часто объясняли лишь «раздвоенностью» его личности, индивидуальными чертами характера. Однако эти противоречия являлись глубоким и серьезным отражением в его душе действительных явлений жизни. Они были источником движения его поэзии. Определяющими факторами в преодолении поэтом этих противоречий явились те огромные революционные изменения и социальные сдвиги, которые происходили на родине поэта. Русь Советская залечивала раны войны и разрухи. Повсюду были видны приметы новой жизни. Многие из противоречий, которые еще недавно казались Есенину неразрешимыми, отошли в прошлое, стали историей. По-иному взглянуть на мир и события в стране Есенину помогла и его поездка в Европу и Америку. «Только за границей,— говорил Есенин,— я понял все значение русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства».[26] Есенин радуется добрым переменам, которые происходили в жизни русского крестьянства. «Знаешь,— рассказывал он одному из друзей,— я сейчас из деревни... А все Ленин! Знал, какое слово надо сказать деревне, чтобы она сдвинулась. Что за сила в нем, а?» Поэт обращается в стихах к тому, кто «мощным словом повел нас всех к истокам новым». В «Стансах» он утверждает: Я вижу все И ясно понимаю, Что эра новая — Не фунт изюма вам, Что имя Ленина Шумит, как ветр, по краю, Давая мыслям ход, Как мельничным крылам.[27] Поняв умом великую правду Ленина, поэт ещё пристальнее вглядывается в кипение жизни, стремясь, но его словам, «постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь».
Заключение
Подведем итог вышесказанному. Объективно С.А. Есенин Октябрьскую революцию – принял. Принял такой, как она есть, со всеми ее плюсами и минусами, ломкой старых ценностных устоев, и выстраиванию модели новой – советской системы ценностных воззрений на очень длительны десятилетия. В то же время считаем необходимым отметить некоторую степень наивности взглядов поэта в оценки происходящих на тот период социально-политических процессах в нашей стране. При декларировании тех принципов, которые несла собой революция, мы расцениваем ее как общенациональную катастрофу – не в силу какого-то ее идеологического понимания, а просто в силу того – что любая революция, по сути, катастрофа, отбрасывающая страну назад в своем развитии. С.А. Есенин, прокламируя в своих стихах революционной пору заданные ценности, поддавался общей волне писателей и поэтов, живших и творивших в то время. Однако никакие взгляды поэта на революционные события ни в коем случае не могут перекрыть нам силу и красоту его поэтического дара и таланта, остающегося интересным и актуальным для нас и сегодня.
Список использованной литературы
1. Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века. – СПб.: Институт печати, 2005. – 352 с. 2. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – 192 с. 3. Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – 416 с. 4. Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – 366 с. 5. История отечественной литературы XX в.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб: СпецЛит, 2005. – 379 с.
[1] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 14. [2] Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – С. 143. [3] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 44. [4] Там же. С. 14. [5] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 185. [6] История отечественной литературы XX в.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб: СпецЛит, 2005. – С. 164. [7] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 38. [8] Там же. С. 41. [9] Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века. – СПб.: Институт печати, 2005. – С. 189. [10] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 53. [11] Там же. С. 59. [12] Там же. С. 64. [13] Там же. С. 77. [14] Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – С. 157. [15] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 195. [16] Там же. С. 198. [17] Там же. С. 137. [18] Там же. С. 145. [19] Там же. С. 176. [20] Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – С. 162. [21] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. С. 178. [22] Там же. С. 192. [23] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 79. [24] Там же. С. 82. [25] Там же. С. 88. [26] Там же. С. 17. [27] Там же. С. 92.
12
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |