Готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе
Готовность выхода детей из дошкольного учреждения и поступления в школу на уровне преемственности всегда будет обусловлена требованиями школы к данной готовности ребенка. В последнем нормативном документе четко выделены требования к детям, поступающим в первый класс начальной школы. Но сначала представим модель личности ребенка готового к школьному обучению. На основании теоретического образа, как «обобщения обобщений», - этот теоретический 1. Совокупность социально значимых свойств человека; 2. Система отношений к миру: «Я в мире, мир со мной, и без меня»; 3. Система деятельности, социальных ролей, поведение; 4. Система потребностей; 5. Совокупность способностей, творческих возможностей; 6. Совокупность реакций на внешние условия; 7. Структура качеств личности: - уровень темперамента, - уровень опыта, личности, качества, привычки, ЗУН; - уровень особенностей психических процессов; - уровень направленности личности (ЗУН, СЭН, СУН). - управляют своим поведением; - знают границы дозволенного; - выполняют требования взрослого; - участвуют в различной деятельности; - умеют правильно произносить все звуки родного языка; - способны делать звуковой анализ слов; - развита память, произвольное внимание, зрительнопространственное восприятие; - развита зрительномоторная и слухо - моторная координация [23]. Параметры готовности детей к обучению в школе легко проверить с помощью различных методов диагностики. Способы диагностирования были определены параметрами данной готовности и состоят из следующих тестов: 1. Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе; 2. Исследование умственного и речевого развития; 3. Проверка памяти, особенностей мышления; 4. Образное представление; 5. Анализ образа; 6. Развитие движений (мелких и крупных); 7. Тест на развитость самооценки (самоконтроля); 8. Исследования аффективно-потребностной сферы Своевременно развивающая работа с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи по итогам диагностического обследования, позволила предотвратить многие нежелательные проблемы в обучении [22]. Таким образом, модель готовности выстроена, определены ее параметры. Но с одной стороны речевые нарушения (первичный дефект) полностью исправлены: произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй, связная речь. С другой стороны допускаются затруднения, которые могут проявиться в школе при обучении письму и чтению и констатировать у ребенка «второй дефект» - Только в тесной взаимоработе логопеда, психолога, учителя, воспитателя дошкольного учреждения и школы подобных диагностических ошибок можно избежать. [28] Для этого необходимо осуществлять анализ устной речи с позиций системного строения речевой деятельности, учета принципа развития и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку. Анализ практики учителя логопеда показывает, что своевременная и адекватная структура речевой неполноценности, организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его Таким образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет Для успешного обучения дошкольников необходимо учитывать особенности их адаптации к школьной жизни. Так как меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Необходимо педагогам пронаблюдать, как будет протекать адаптация у детей с нарушениями физического и психологического здоровья [29]. Если глубоко задумаемся над сущностью готовности ребенка к обучению в школе как результату всей деятельности дошкольного учреждения по подготовке детей к школе, то придем к выводу, что проблема физического и психологического здоровья детей, которая стоит сейчас перед образованием в России, будет утрачивать свою
Выводы по 1 главе Актуальность изучения социально – психологической готовности детей с нарушениями речи связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов подготовки ребенка к школе.Психологическая и социальная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80 - 90 % детей 6 - 7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20 % имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья, одним из которых являются дети с речевой патологией. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Только в тесной взаимоработе логопеда, психолога, учителя, воспитателя дошкольного учреждения и школы подобных диагностических ошибок можно избежать. Для этого необходимо осуществлять анализ устной речи с позиций системного строения речевой деятельности, учета принципа развития и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку. Анализ практики учителя логопеда показывает, что своевременная и адекватная структура речевой неполноценности, организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |