Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Готовности к школе детей, с нарушениями речи и без таковых.



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Готовности к школе детей, с нарушениями речи и без таковых. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому.

Рассмотрим анализ анкетирования родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому». Были получены следующие результаты: в первой группе (имеющие нарушения речи) 10% детей испытывают серьезные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым, а у второй группы данного показатель не выявлен.

50% детей первой группы и 30% детей второй, испытывают трудности в общении обусловленные не отношением к взрослому, а конкретной ситуацией или недостатками воспитания.

У 40% детей первой группы и у 60% детей второй группы, проявляются некоторые индивидуальные особенности, с которыми нужно познакомить учителя до начала школьного обучения.

Помимо этого во второй группе детей у 10% не отмечено особенностей поведения. Полученные данные представлены в таблице 1.

Из сравнительного анализа следует, что дети первой группы больше испытывают трудности в общении с чужими взрослыми, чем дети второй группы. Так как дети, имеющие речевые нарушения, имеют меньше возможности общаться с социальным окружением, чем дети без нарушений.

 

 

Таблица 1

Показатели отношения детей к чужому взрослому

Уровень проявления отношения к чужому взрослому

Группа детей

С нарушениями речи

Без нарушений речи

Кол-во человек % Кол-во человек %
Серьезные трудности 1 10 0 0
Трудности обусловленные ситуацией 5 50 3 30
Индивидуальные особенности 4 40 6 60
Отсутствие особенностей 0 0 1 10
Итоговый показатель 10 100 10 100

Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Наглядное представление особенностей взаимоотношений дошкольников со взрослым.

 

Рассмотрим результаты рисуночных тестов. Анализ первой серии «Мой воспитатель» проводился по двум разделам.

Первый раздел – анализ собственно рисунка «Мой воспитатель», его графических особенностей: рисунки детей первой и второй группы в большинстве случаев были выполнены в виде портрета, так как именно в этом возрасте предпочтение отдается портретному стилю изобразительной деятельности.

Анализируя рисунки детей, с позиции проявления отношения к воспитателю, дети первой группы, рисовали быстро, небрежно тем самым, выражая нежелание к выполнению задания, и только некоторые дети выполнили рисунок старательно. Дети в основном использовали темные тона и фон, тщательность прорисовки линий не прослеживалась. Дети второй группы выполнили рисунок с удовольствием, старательно и использовали яркие краски и фон, тщательно выполняли прорисовку линий.

Следующий анализ рисунков был проведен с позиции восприятия детьми разных сторон деятельности воспитателя. Изображение воспитателя второй группы детей были выполнены как в виде портрета, так и в бытовом жанре (на прогулке, на занятии, во время совместной игры и т. д.) – это говорит о том, что дошкольники интересуются не только личностными качествами воспитателя, но и его профессиональной деятельностью. Некоторые дети этой группы в своих рисунках «надевали на воспитателя корону», что говорит о проявлении некоторой демонстративности своего отношения к воспитателю. У детей первой группы рисунки были выполнены в одном стиле – в виде портрета, это говорит о том, что дети любят больше общаться с воспитателем, воспринимают его личностные качества, а не его профессиональную деятельность.

Второй раздел – был посвящен анализу ответов детей. Детям после завершения рисунка задавались вопросы: «Кто тут нарисован? Почему? Что он (она) делает?» и т.д.

Мы разделили ответы детей по категориям мотивов общения – деловые, познавательные и личностные. Были получены следующие результаты: деловые мотивы общения с взрослым, характерны 10% детей первой группы, а детям второй группы 40%. Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т. д.

Познавательные мотивы общения со взрослым, характерны 40% детей первой группы и 30% детей второй группы. Познавательный мотив возникает в процессе удовлетворения потребности, в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.

Личностные мотивы общения со взрослым, характерны 50% детям первой группы и 20% детей второй группы. Личностные мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью. Полученные данные представлены в таблице 2. Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 2.

Таблица 2

Показатели отношения детей к чужому взрослому

Мотив общения

Группы детей

Дети с нарушениями речи

Дети без нарушений речи

Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Деловой мотив 1 10 4 40
Познавательный мотив 4 40 3 30
Личный мотив 5 50 3 30
Итого 10 100 10 100

 

     Сравнительный анализ, показал, что у детей с нарушениями речи преобладают личностные мотивы общения ( 50% детей), это говорит о том, что дети, видят во взрослом только его личностные качества. У детей же, не имеющих нарушений речи, преобладают (40% детей) деловые мотивы в общении, что говорит о способности к сотрудничеству, игре со взрослым, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности.

Рис. 2. Наглядное представление преобладающих мотивов общения у дошкольников с нарушением речи и без таковых.

 

Рассмотрим результаты серии рисунков «Моя семья».

Отметим, что диагностируемые дети рисовали реально существующих членов семьи, это говорит о том, что дети воспитываются в полных, самодостаточных, не ущербных семьи.

Анализируя содержательную сторону рисунков, отметим, что дети без нарушений речи рисовали семью в полный рост, рисовали себя рядом с родителями, держащимися за руки, это говорит о тесной эмоциональной связи. Сюжеты рисунков были различны, например: отдых с родителями на природе, в гостях, дома и т. д. Дети с нарушениями речи в основном рисовали только родителей, что говорит о чувстве своей отверженности в семье. Почти все сюжеты рисунков были одинаковы, т. е. родители нарисованы дома или гуляют.

Процесс рисования рисунка «Моя семья», можно так же охарактеризовать, как и рисование на тему «Мой воспитатель», т. е. дети без нарушений речи рисовали увлеченно, старались аккуратно изобразить членов семьи, чего нельзя сказать о детях с нарушениями, они к рисунку были равнодушны, небрежно выполняли изображение.

Большинство детей диагностирующих групп выбирали желтые, красные, зеленые цвета, это говорит о положительных эмоциях, остальные дети выбрали для своего рисунка коричневые, черные, серые цвета, что говорит о негативном эмоциональном состоянии.

По результатам двух серий рисуночных тестов можно сделать вывод, что дети с нарушениями речи показывают высокую заинтересованность в эмоционально – личностном типе общения со взрослым, что позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности деловых мотивов в общении. В то время как дети без нарушений речи более, социально активны, контактны, по отношению к взрослому, у них преобладают деловые и познавательные мотивы. Что свидетельствует о благополучном социально – психологическом развитии старших дошкольников.

 

2. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к сверстникам.

Рассмотрим анализ результатов социометрического метода «Два домика».

Согласно классификации, предложенной Я.Л. Коломенским, можно выделить две существенные категории: членов группы с благоприятным статусом (I и II категории), и членов группы с неблагоприятным статусом (III и IV категории). Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, который квалифицируется как «коэффициент благополучия взаимоотношений» (КБВ). В качестве диагностического параметра можно рассматривать также «индекс изолированности» – процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории [22, с.15].

Были получены следующие результаты: 20% детей без нарушений речи и это «социометрические звезды» – внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети. У детей с нарушениями речи таких  не оказалось.

40% и 50% детей исследуемых групп, соответственно, «предпочитаемые» – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

«Пренебрегаемых» детей в первой группе было 40%, а во второй 10% детей – этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками.

Так же в диагностирующих группах оказались и дети «изолированные». В первой и второй группе количество таких детей составило по 20% – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне малопривлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям. Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели социометрического теста «Два домика»

Социометрический статус

Группы детей

Дети с нарушениями речи

Дети без нарушений речи

Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Популярные 0 0 2 20
Предпочитаемые 4 40 5 50
Изолированные 4 40 1 10
Отвергаемые 2 20 2 20
Итого 10 100 10 100

     Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Наглядное представление социометрического статуса дошкольников.

 

      Для выявления особенностей характера межличностных взаимоотношений в группах был проведен сравнительный анализ.

      Сравнивались результаты групп по уровню КБВ (коэффициент благополучия взаимоотношений) и ИИ (индекс изолированности), позволило обнаружить различия данного параметра. В группе детей с нарушениями речи он составляет 40% детей, в группе детей без нарушений речи – 70% детей. Это говорит о том, что большинство детей без нарушений речи находятся в благоприятной статусной категории. В то же время, анализ результатов индекса изолированности показывает, что в группе детей без нарушений речи, имеющих такой статус, значительно меньше, чем во второй группе. Их соотношения равны: 60 % в группе детей с нарушениями речи, 30% у детей без нарушений. Таким образом, можно констатировать, что индекс изолированности действительно отражает существенные качественные характеристики внутригрупповых процессов. Наглядно это представлено на рисунке 4.

В группе детей без нарушений речи, взаимный выбор встречался чаще, что свидетельствует о социально – психологической благополучной выводом. В группе детей с нарушениями речи это было в единичном случае.

 

Рис. 4. Наглядное представление КБВ и ИИ.

Рассмотрим анализ анкетирования воспитателей «Отношение ребенка к сверстникам». Были получены следующие результаты: в первой группе (имеющие нарушения речи) 10% детей испытывают связанные с негативным отношением к другим детям, они обязательно проявятся в отношениях с одноклассниками, а у второй группы данного показатель не выявлен.

60% детей первой группы и 30% детей второй, испытывают трудности обусловленые неумением устанавливать контакт со сверстникамичаще всего из-за недостаточного опыта общения или неуверенности в себе.

У 30% детей первой группы и у 70% детей второй группы, трудности в общении обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива.Полученные данные представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели отношения детей к сверстнику

Уровень проявления отношения к сверстнику

Группа детей

С нарушениями речи

Без нарушений речи

Кол-во человек % Кол-во человек %
Серьезные трудности 1 10 0 0
Трудности из-за недостатка опыта 6 60 3 30
Индивидуальные особенности 3 30 7 70
Итого 10 100 10 100

   Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 5.

Рис.5. Наглядное представление отношения детей к сверстникам

Из сравнительного анализа следует, что дети первой группы больше испытывают трудности в общении со сверстниками, чем дети второй группы. Так как дети, имеющие речевые нарушения, имеют меньше возможности продуктивно общаться с социальным окружением, чем дети без нарушений.

Отметим, что у детей без нарушений речи общение со сверстниками отличается от общения детей нарушениям речи. Например: в игре наблюдается активное использование когнитивных моментов общения – приведение примеров, доводов, показывающих необходимость выполнения определенных действий; в общении с детьми преобладают эмоциональные способы воздействия: использование активных действий, сильных звуков, движений. Вероятно, этот прием ребята наблюдали у взрослых и, скопировав, удачно им пользуются.

Значительный рост коммуникативных навыков и умений, свидетельствует о том, что дети, без нарушений речи имеют больший круг общения, чем в дети с нарушениями.

По результатам данных диагностик можно сделать вывод: что дети с нарушениями речи в силу слабости и краткости социальных контактов, не испытывают дружеских привязанностей, заинтересованности в партнере, а значит не вполне овладевают моделями сотрудничества со сверстниками. Дети же без нарушений речи обладают большим спектром социальных контактов друг с другом и выработали адекватные модели поведения в среде сверстников.

3. Анализ диагностики особенностей самооценки детей дошкольного возраста.

Рассмотрим анализ методики «Лесенка». Были получены следующие результаты: 10% детей с нарушениями речи и 40% детей без таких нарушений имеют неадекватно завышенную самооценку. Эти дети не раздумывая, ставили себя на самую высокую ступеньку; считали, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументировали свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: «Я хороший – это мама так сказала».

20% детей обеих групп имеют завышенную самооценку, после некоторых раздумий и колебаний, ставили себя на самую высокую ступеньку, называли какие-то свои недостатки и промахи, но объясняли их внешними, независящими от него, причинами, считали, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватную самооценку имеют 50% детей с нарушениями речи и 40% детей без нарушений. Обдумав задание, дети ставили себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняя свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считали, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

С заниженной самооценкой в диагностирующих группах были 20% детей с нарушениями речи. Эти дети ставили себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняли либо ссылались на мнение взрослого: «Мама так сказала». Полученные данные представлены в таблице 6. Наглядно показатели самооценки детей представлены на рисунке 6.

На основе результатов, можно сделать вывод: на самооценку ребенка в значительной степени влияет общение со взрослыми, совместная деятельность с другими детьми, а, как нам известно, данная возможность у детей с нарушениями речи ограничена. Именно по этому, уровень самооценки у этих детей ниже, чем у детей без нарушений речи. Помимо этого, известно, что завышенная самооценка является нормой в дошкольном возрасте, у двоих же детей с нарушениями речи, самооценка неадекватно занижена.

Таблица 6

Показатели самооценки детей

Уровень самооценки

Группа детей

С нарушениями речи

Без нарушений речи

Кол-во человек % Кол-во человек %
Неадекватно завышенная 1 10 4 40
Завышенная 2 20 2 20
Адекватная 5 50 4 40
Неадекватно заниженная 2 20 0 0
Итого 10 100 10 100

 

Рис.6. Наглядное представление уровня самооценки детей

 

 

Вывод по 2 главе

Выбор методов и методик для эксперимента обусловлен теоретическими положениями о социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению.

В рамках эмпирического исследования нами была рассмотрены компоненты социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению такие как взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, самооценка детей с нарушениями речи и без таковых.

Сопоставив и обобщив данные, полученные в ходе комплексного исследования социально – психологического компонента готовности ребенка к школе. Можно сделать вывод о том, что дети, с нарушениями речи не обусловлены наличием системы взаимодействий, дополняющих и изменяющих социальный опыт ребенка, обеспечивая положительную динамику в социальном и личностном развитии дошкольника. Согласно данным, у детей с нарушениями речи, хуже развиты социальные навыки, они более склонны к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, не имеющие таких нарушений. Было обнаружено, что чем лучше разговаривает ребенок, тем больше времени он проводит, участвуя в социальной деятельности, конструктивной игре, а не сидит без дела или наблюдает за игрой других.

Таким образом, подтверждается гипотеза исследования о том, что социально-психологическая готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению гораздо ниже социально-психологической готовности детей, не имеющих таких нарушений.



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Готовности к школе детей, с нарушениями речи и без таковых. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Готовности к школе детей, с нарушениями речи и без таковых.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)