Цель: формированию связной речи у детей с ОНР
Задачи:
- формирование умений выделять существенные признаки и основные части
(детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы;
- формирование обобщенных представлений о построении описания предмета;
- овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления
связных высказываний в форме описания;
- практическое усвоение навыков описания предметов путём
тренировочных упражнений.
Обучение осуществлялось поэтапно и включало следующие основные виды ра:
- подготовительные упражнения к описанию предметов;
- формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
- описание предметов по основным признакам;
- обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных
при - микротем);
- закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и
предметно-практических действий;
-подготовку к обучению сравнительному описанию предметов;
- обучение сравнительному описанию предметов.
Обучение описательной речи проводилось в связи с работой по формированию у
детей грамматически правильной речи в следующем направлении:
- систематические упражнения в правильном употреблении словоформ
(падеж окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных
форм);
- формирование у детей практических навыков словоизменения;
- упражнения в правильном построении фраз;
- формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;
- активизация и обогащение словарного запаса.
1. Первое занятие по серии картинок «Умный ёжик» (сюжет Н.Радлова)
Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или доска.
I.О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога. Загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети».
Вопросы:
-Скажите, ребята, где растут яблоки?
-Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: «Где растут яблоки?» - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».)
Загадка о ёжике: «под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками».
Педагог: «Кто скажет, где живёт ёж?»
II.Р а з б о р с о д е р ж а н и я к а р т и н о к .
Педагог: «Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошёл с одним ёжиком». Проводится разбор содержания картин в вопросно-ответной форме.
III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребёнком).
2. Второе занятие по серии картинок «Умный ёжик» (сюжет Н.Радлова)
I.О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь.
Один из детей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности.
II У п р а ж н е н и е в д о п о л н е н и и п р е д л о же н и й, предлагаемых педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все дети).
Яблоки лежат на/ под (траве, деревом);
Ёжик собрал яблоки в…. (кучку);
Ёжик залез на.…(дерево, яблоню);
Ёжик прыгнул на….. (яблоки);
Яблоки накололись на….. (колючки, иголки) и т.д.
III. О б у ч е н и е д е т е й с о с т а в л е н и ю з а в я зк и рассказа (начала к избранному действию).
а)воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам: Что виднеется вдали? Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?) Что было рядом с лесом? Что однажды решил сделать ёжик? Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы.
б) Педагог дает образец начала рассказа. В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках). Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из. (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие. (яблони). Ёжик добежал до. (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные. (яблоки). Ёжику захотелось принести домой. (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик. Думал, думал и придумал.
IV. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а д е т ь м и.
Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-фрагментам (в зависимости от состава подгруппы). Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком (ведётся магнитофонная запись).
Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам.
Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел».
V. У п р а ж н е н и я в п о д б о р е с л о в и о п р е де л е н и й к данному слову. Дается характеристика действующего лица (по вопросам):
-Что можно сказать про ёжика, какой он? Актуализируется ряд слов-определений. Например:
-Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он. какой? – Догадливый.
-А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный.
-Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п. Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два ребёнка повторяют все указанные определения.
3. Занятие по тексту рассказа
I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь.
II.Ч т е н и е т е к с т а. Текст незавершенного рассказа
прочитывался дважды. Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения детьми от предложений (или их частей) нужными по смыслу словами и словосочетаниями (выделены в тексте).
III. В о с п р о и з в е д е н и е д е т ь м и с о д е р ж а н
и я н е о к о н ч е н н о го р а с с к а з а по вопросам педагога:
- Где жил Вася летом?
- Что было рядом с деревней?
- Что любил делать Вася?
-Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.
IV. В о с п р о и з в е д е н и е л е к с и ч е с к о г о м а т
е р и а л а текста рассказа по вопросам:
- Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней.
- Когда Вася вышел из дома? Он вышел.
-Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел. и т.д. При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются интонационно.
4. Занятие по составлению рассказа
I.О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Детям даётся
установка на придумывание своего продолжения рассказа.
II. П о в т о р н о е ч т е н и е т е к с т а неоконченного рассказа.
III. С о с т а в л е н и е р а с с к а з о в детьми.
Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения окончания рассказа:
Вася встречает в лесу людей.
Влезает на дерево и видит.
Идёт по тропинке и находит.
Спускается к реке и идёт по берегу.
На этой основе дети составляют продолжение рассказа. Используются вспомогательные вопросы. Проводится магнитофонная запись рассказов.
IV.А н а л и з д е т с к и х р а с с к а з о в. обращается
внимание на особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком ситуации, введение в действие персонаж и др. Отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное использование средств образной выразительности и др.
V. После этого детям можно п р е д л о ж и т ь «п о ф а н т а з и р о в а т ь» и придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо предложенных педагогом). Аналогично могут проводиться занятия по обучению рассказыванию и на другом текстовом и картинном материале.
Формирование связной речи со всеми ее составляющими
Учебно-воспитательная
Психолог, родители, ребенок, учителя/воспитатели.
Формирование учебных навыков. Воспитание учащихся: формирование у них ценностного отношения к общению.
Обучение пересказу:
1.Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения (воспитатель). Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинных панно, наглядной схемы).
2.Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание).
3.Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом (воспитатель): а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений.
4.Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.
Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу).
Обучение рассказыванию по картинам:
1.Придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду).
2.Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («кто самый внимательный?», «кто лучше запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по данному слову (словоформе) с опорой на картину.
3.Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.).
4.Придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (серии картин).
5.Составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец логопеда).
6.Восстановление пропущенного звена (какой-либо картинки) при составлении рассказа по серии картин.
7.Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не показанного фрагмента, закрытого экраном).
Обучение описанию предметов:
1.Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам).
2.Составление описания предмета по собственному рисунку (воспитатель).
3.Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и пр.) (проводит воспитатель).
Тренинг формирования ценностного отношения к общению.
Формирование учебных навыков, ценностного отношения к общению.
Консультирование педагогов и родителей. Оказание помощи в решении задач социализации учащихся с ОНР.
Социальный работник с психологом – проведение работы по социальной профилактике в процессе воспитания и обучения детей с ОНР.
1.Индивидуальное консультирование с ребенком: «Как моя речь влияет на дружбу?».
2.Беседы, круглые столы, конференции с учителями/воспитателями и родителями по поводу адаптации детей с ОНР как в школе, так и за ее пределами.
Благоприятная адаптация ребенка к условиям школьной жизни.
Высокая компетентность учителей и родителей в сфере ОНР.
Научно-методическая
Психолог, родитель, учитель, социальный работник.
Составление рекомендаций для родителей и учителей/воспитателей по использованию наиболее эффективных и адекватных форм, приемов и методов обучения и воспитания детей с ОНР.
1.Составление брошюр и печатных изданий с рекомендациями для родителей и учителей/воспитателей по использованию наиболее эффективных и адекватных форм, приемов и методов обучения и воспитания детей с ОНР.
2.Оформление тематических стендов.
Система рекомендаций для родителей и учителей/воспитателей по использованию наиболее эффективных и адекватных форм, приемов и методов обучения и воспитания детей с ОНР.
Культурно-просветительская
Психолог, учителя, ученики.
Формирование общей культуры учащихся.
Организация культурного пространства образовательного учреждения. Консультирование педагогов и родителей об особенностях детей с ОНР.
1.Индивидуальные и групповые формы работы « Неделя общения». Тренинг, направленный на вербализацию своих чувств и эмоций.
2.Оформление стендовой информации, видеоролики на тему: « Культура общения», «Как научиться общаться?» и т.д.
3.Составление брошюр и печатных изданий с информацией для родителей и учителей/воспитателей по развитию речи детей с ОНР.
Благоприятная культурно- эстетическая атмосфера в образовательном учреждении. Развитие общей культуры учащихся/воспитанников. Информированность педагогов и родителей о проблемах детей с ОНР.
Организационно-управленческая
Психолог, учителя, администрация школы/ДОУ
Разработка рекомендаций по рациональной организации учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников с ОНР.
Ведение школьной документации.
Педагогический совет, направленный на решение проблемы полноценного питания в школьной столовой, рационального распределения времени на занятия и на отдых, введение дополнительных секций по развитию речи, риторики.
Рациональная организация учебного процесса (создание условий для развития и саморазвития детей с ОНР).