Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Карта системного сопровождения



2019-12-29 152 Обсуждений (0)
Карта системного сопровождения 0.00 из 5.00 0 оценок




Студенты: Арнаут М.С, Фролова А.А.

Проблема: ОНР

Виды профессиональной деятельности Участники сопровождения Типовые задачи Конкретные методики, методы, средства Предполагаемый результат
Развивающая Психолог, родители, ребенок, учителя. Цель: формированию связной речи у детей с ОНР Задачи: - формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы; - формирование обобщенных представлений о построении описания предмета; - овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания; - практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений. Обучение осуществлялось поэтапно и включало следующие основные виды ра: - подготовительные упражнения к описанию предметов; - формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; - описание предметов по основным признакам; - обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных при - микротем); - закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий; -подготовку к обучению сравнительному описанию предметов; - обучение сравнительному описанию предметов. Обучение описательной речи проводилось в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении: - систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падеж окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм); - формирование у детей практических навыков словоизменения; - упражнения в правильном построении фраз; - формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи; - активизация и обогащение словарного запаса. 1. Первое занятие по серии картинок «Умный ёжик» (сюжет Н.Радлова) Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или доска. I.О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога. Загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети». Вопросы: -Скажите, ребята, где растут яблоки? -Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: «Где растут яблоки?» - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».) Загадка о ёжике: «под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками». Педагог: «Кто скажет, где живёт ёж?» II.Р а з б о р с о д е р ж а н и я к а р т и н о к . Педагог: «Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошёл с одним ёжиком». Проводится разбор содержания картин в вопросно-ответной форме. III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребёнком). 2. Второе занятие по серии картинок «Умный ёжик» (сюжет Н.Радлова) I.О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Один из детей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности. II У п р а ж н е н и е в д о п о л н е н и и п р е д л о же н и й, предлагаемых педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все дети). Яблоки лежат на/ под (траве, деревом); Ёжик собрал яблоки в…. (кучку); Ёжик залез на.…(дерево, яблоню); Ёжик прыгнул на….. (яблоки); Яблоки накололись на….. (колючки, иголки) и т.д. III. О б у ч е н и е д е т е й с о с т а в л е н и ю з а в я зк и рассказа (начала к избранному действию). а)воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам: Что виднеется вдали? Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?) Что было рядом с лесом? Что однажды решил сделать ёжик? Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы. б) Педагог дает образец начала рассказа. В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках). Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из. (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие. (яблони). Ёжик добежал до. (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные. (яблоки). Ёжику захотелось принести домой. (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик. Думал, думал и придумал. IV. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а д е т ь м и. Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-фрагментам (в зависимости от состава подгруппы). Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком (ведётся магнитофонная запись). Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам. Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел». V. У п р а ж н е н и я в п о д б о р е с л о в и о п р е де л е н и й к данному слову. Дается характеристика действующего лица (по вопросам): -Что можно сказать про ёжика, какой он? Актуализируется ряд слов-определений. Например: -Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он. какой? – Догадливый. -А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный. -Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п. Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два ребёнка повторяют все указанные определения. 3. Занятие по тексту рассказа I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. II.Ч т е н и е т е к с т а. Текст незавершенного рассказа прочитывался дважды. Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения детьми от предложений (или их частей) нужными по смыслу словами и словосочетаниями (выделены в тексте). III. В о с п р о и з в е д е н и е д е т ь м и с о д е р ж а н и я н е о к о н ч е н н о го р а с с к а з а по вопросам педагога: - Где жил Вася летом? - Что было рядом с деревней? - Что любил делать Вася? -Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д. IV. В о с п р о и з в е д е н и е л е к с и ч е с к о г о м а т е р и а л а текста рассказа по вопросам: - Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней. - Когда Вася вышел из дома? Он вышел. -Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел. и т.д. При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются интонационно. 4. Занятие по составлению рассказа I.О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Детям даётся установка на придумывание своего продолжения рассказа. II. П о в т о р н о е ч т е н и е т е к с т а неоконченного рассказа. III. С о с т а в л е н и е р а с с к а з о в детьми. Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения окончания рассказа: Вася встречает в лесу людей. Влезает на дерево и видит. Идёт по тропинке и находит. Спускается к реке и идёт по берегу. На этой основе дети составляют продолжение рассказа. Используются вспомогательные вопросы. Проводится магнитофонная запись рассказов. IV.А н а л и з д е т с к и х р а с с к а з о в. обращается внимание на особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком ситуации, введение в действие персонаж и др. Отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное использование средств образной выразительности и др. V. После этого детям можно п р е д л о ж и т ь «п о ф а н т а з и р о в а т ь» и придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо предложенных педагогом). Аналогично могут проводиться занятия по обучению рассказыванию и на другом текстовом и картинном материале. Формирование связной речи со всеми ее составляющими
Учебно-воспитательная Психолог, родители, ребенок, учителя/воспитатели. Формирование учебных навыков. Воспитание учащихся: формирование у них ценностного отношения к общению. Обучение пересказу: 1.Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения (воспитатель). Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинных панно, наглядной схемы). 2.Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание). 3.Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом (воспитатель): а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений. 4.Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др. Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу). Обучение рассказыванию по картинам: 1.Придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду). 2.Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («кто самый внимательный?», «кто лучше запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по данному слову (словоформе) с опорой на картину. 3.Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.). 4.Придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (серии картин). 5.Составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец логопеда). 6.Восстановление пропущенного звена (какой-либо картинки) при составлении рассказа по серии картин. 7.Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не показанного фрагмента, закрытого экраном). Обучение описанию предметов: 1.Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам). 2.Составление описания предмета по собственному рисунку (воспитатель). 3.Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и пр.) (проводит воспитатель). Тренинг формирования ценностного отношения к общению. Формирование учебных навыков, ценностного отношения к общению.  
Социально-педагогическая Психолог, родители, ребенок, учителя, социальный работник   Консультирование педагогов и родителей. Оказание помощи в решении задач социализации учащихся с ОНР. Социальный работник с психологом – проведение работы по социальной профилактике в процессе воспитания и обучения детей с ОНР. 1.Индивидуальное консультирование с ребенком: «Как моя речь влияет на дружбу?». 2.Беседы, круглые столы, конференции с учителями/воспитателями и родителями по поводу адаптации детей с ОНР как в школе, так и за ее пределами.   Благоприятная адаптация ребенка к условиям школьной жизни. Высокая компетентность учителей и родителей в сфере ОНР.  
Научно-методическая Психолог, родитель, учитель, социальный работник.   Составление рекомендаций для родителей и учителей/воспитателей по использованию наиболее эффективных и адекватных форм, приемов и методов обучения и воспитания детей с ОНР. 1.Составление брошюр и печатных изданий с рекомендациями для родителей и учителей/воспитателей по использованию наиболее эффективных и адекватных форм, приемов и методов обучения и воспитания детей с ОНР. 2.Оформление тематических стендов. Система рекомендаций для родителей и учителей/воспитателей по использованию наиболее эффективных и адекватных форм, приемов и методов обучения и воспитания детей с ОНР.
Культурно-просветительская Психолог, учителя, ученики.   Формирование общей культуры учащихся. Организация культурного пространства образовательного учреждения. Консультирование педагогов и родителей об особенностях детей с ОНР. 1.Индивидуальные и групповые формы работы « Неделя общения». Тренинг, направленный на вербализацию своих чувств и эмоций. 2.Оформление стендовой информации, видеоролики на тему: « Культура общения», «Как научиться общаться?» и т.д. 3.Составление брошюр и печатных изданий с информацией для родителей и учителей/воспитателей по развитию речи детей с ОНР.   Благоприятная культурно- эстетическая атмосфера в образовательном учреждении. Развитие общей культуры учащихся/воспитанников. Информированность педагогов и родителей о проблемах детей с ОНР.
Организационно-управленческая Психолог, учителя, администрация школы/ДОУ Разработка рекомендаций по рациональной организации учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников с ОНР. Ведение школьной документации. Педагогический совет, направленный на решение проблемы полноценного питания в школьной столовой, рационального распределения времени на занятия и на отдых, введение дополнительных секций по развитию речи, риторики. Рациональная организация учебного процесса (создание условий для развития и саморазвития детей с ОНР).


2019-12-29 152 Обсуждений (0)
Карта системного сопровождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Карта системного сопровождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)