Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая структура интеллекта



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Психологическая структура интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок




Еще в начале нынешнего века в психологии в рамках психометрического подхода складываются две прямо противоположные теории интеллекта. Одна из них - «двухфакторная теория интеллекта» Ч Спирмена - основана на следующем постулате: успех интеллектуальной деятельности зависит, во-первых, от некоего «общего фактора интеллекта» («general factor» - «G»), а, во-вторых, от фактора «S» - специфического для данной деятельности. Фактор «G», по мнению Ч. Спирмена - это и есть собственно интеллект, который обусловливает тесную положительную связь между результатами исполнения различных психологических тестов. Основными задачами, характеризующими общий интеллект являются задачи на установление сходства двух понятий (вербальные аналогии), обнаружение закономерности в последовательности цифр и фигур, классификация фигур, понимание текста и т.д. С другой стороны, такие задания как узнавание слов и чисел, вычеркивание определенных букв, скорость сложения чисел, заучивание и т. п. имеют очень маленькую нагрузку по этому «генеральному фактору».

Таким образом, Спирмен впервые разграничил продуктивные (комбинаторные) и репродуктивные проявления интеллекта. Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена заложила основу его «целостного» понимания. Значительный вклад в  развитии этого направления принадлежит Р. Б. Кеттеллу.

В структуре интеллекта Р. Кеттелл выделил так называемый «текучий или свободный интеллект» — gf и «кристаллизованный или связанный интеллект» — gc. По сути оба они характеризуют спирмеисвский генеральный или общий фактор— G, разделенный Кеттеллом на два компонента.

Кроме этих базовых интеллектуальных способностей Кеттелл выделил фактор визуализации — gv (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач), фактор скорости —gs,- (способность поддерживать высокий темп реагирования) и фактор памяти — gm (способность сохранять и воспроизводить информацию).

                                      

Рис. 2 Соотношение моделей Ч. Спирмена и Р. Кеттела

«Текучий интеллект» абсолютно независим от обучения, он характеризует биологические возможности нервной системы и его основная функция – быстро и точно обрабатывать текущую информацию. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга, а проявляется «текучий интеллект» при решении перцептивных задач, когда требуется установить закономерности в ряду цифр и фигур. «Кристаллизованный или связанный интеллект» является результатом образования и иных культурных влияний, основная функция которого в накоплении и организации знаний и навыков. Этот интеллект проявляется при решении вербальных тестов (запас слов, чтение, учет социальных нормативов и т. п.).

Таким образом, Кеттелл выделил две стороны в структуре интеллекта: одна из них обусловлена особенностями строения и функционирования мозга - «текучий интеллект», а другая - влияниями окружающей среды (культуры, образования, обучения)- «кристаллизованный интеллект». При этом «текучий интеллект» характеризует продуктивные возможности интеллекта, т.е. способность выявлять связи, приходить к выводам, непосредственно не представленным в данной ситуации, а «кристаллизованный» - репродуктивные, т. е. способность использовать прошлый опыт и усвоенную ранее информацию.

В противовес теории Ч. Спирмена получила развитие «многофактор­ ная теория интеллекта» Л. Терстоуна и, основанная на ней, линия «множественности» интеллектуальных способностей. В рамках своей теории Л. Терстоун отрицал наличие какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности. Он считал, что интеллектуальная деятельность является результатом взаимодействия множества отдельных, независимых друг от друга «латентных», т.е. не наблюдаемых, скрытых факторов. Он выделил семь наиболее часто воспроизводимых в исследованиях факторов: словесное понимание, речевая беглость, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия, индуктивное мышление.

Ярким примером этой второй линии понимания интеллекта является структурная модель интеллекта Дж. Гифорда, который при ее построении исходил из трех сторон интеллектуальной деятельности: типа выполняемой умственной операции, содержания материма интеллектуальной деятельности и разновидности конечного результата этой деятельности.

Главным достижением Дж. Гилфорда является разделение между собой конвергентного и дивергентного мышления.

Несмотря на утверждение о независимости интеллектуальных факторов, в последующем были выявлены значимые связи между ними, что свидетельствует о наличие некоего общего фактора интеллекта. Вместе с тем в результате изучения интеллектуальной деятельности выявлялись все новые и новые «факторы интеллекта». Сегодня их, по мнению М. А. Холодной, насчитывается до 120! Все это свидетельствует о недостаточной полноте описания интеллекта в рамках психометрического подхода. Поэтому наряду с факторными моделями интеллекта существуют и другие— генетическая (Ж. Пиаже), культурно-историческая (Л. С. Выготский), когнитивная (Р. Стсрнберг), функционально-уровневая (Б. Г. Ананьев), феноменологическая (представители гештальт-психологии) .

 



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Психологическая структура интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая структура интеллекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)